Статья:

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Караганов Е.Ю. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 24(203). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/203/115844 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

Караганов Евгений Юрьевич
студент, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва
Кравцов Дмитрий Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Исследование имеет своей целью рассмотрение различных аспектов проявления взяточничества в органах государственной власти, а также поиску эффективных профилактических мер профилактики его предупреждения.

 

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, криминологические особенности, профилактика, раскрываемость, Следственный комитет Российской Федерации.

 

Взяточничество – негативное противоправное социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ или приобретением каких-либо преимуществ за деяние, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей [1, с. 136].  Взяточничество, как одно из проявлений коррупции, представляет собой распространенное криминогенное явление, – и в этой связи представляет серьезную общественную опасность, которая выражается в: создании реальной угрозы стабильности и безопасности общества; нанесении существенного вреда демократическим институтам; препятствии устойчивому развитию общества, создании социальной напряженности. Большинство преступлений коррупционной направленности, в том числе и преступления, предусмотренные ст. ст. 290, 291 УК РФ, в соответствии с УПК РФ отнесены к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, поэтому значительная роль в противодействии коррупции принадлежит именно Следственному комитету РФ. В этой связи в подразделениях Следственного комитета РФ закреплена эффективная организация распределения нагрузки в соответствии со специализацией работы следователя: специализация следователей, занимающихся расследованием должностных преступлений, а также преступлений в сфере экономики, – что положительно сказывается на сокращении взяточничества.

Как правило, причины и условия взяточничества заключаются:

1) в обстоятельствах служебной среды;

2) в личностные характеристики государственных и иных служащих;

3) в состоянии организационно-распорядительного и социального контроля [2, с. 189].

Как показывает анализ статистических сведений – данных официального сайта Правовой статистики Генеральной прокуратуры: в период за 5 лет, начиная с 2017 года наблюдается устойчивая тенденция к росту количества преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ [3], – что позволяет заключить о недостаточной  их профилактике.

Профилактическая деятельность в процессе раскрытия и расследования преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ реализуется, прежде всего, путем использования средств специальной профилактики, к которым можно отнести:

1) средства оперативно – розыскной профилактики;

2) средства следственной профилактики.

Использование средств оперативно – розыскной профилактики позволяет предупредить приготовление к совершению преступления и пресечь совершаемые, кроме того, выявить лиц, склонных к совершению указанных преступлений, и принять меры по недопущению с их стороны совершению преступлений.

Важно отметить, что профилактическая деятельность при расследовании преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ, реализуется также и средствами следственной профилактики, в результате чего прежде всего выявляются причины и условия, способствовавшие совершению преступления, а также обнаруживаются и раскрываются ранее совершенные преступления. Так, следователь согласно ст. 158 УПК РФ вправе внести представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, или других нарушений закона. Это представление вносится в соответствующую организацию или должностному лицу.  Вместе с тем, в целях повышения эффективности работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных в прошлые годы издан Приказ СК России от 31.07.2014 «Об организации работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет».

К общим мерам профилактики коррупционных преступлений необходимо отнести:

1) дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы (в том числе и ужесточение мер уголовной ответственности, например, увеличить срок лишения свободы по ст. ст. 290, 291 УК РФ до 5 лет) [4];

2) совершенствование процедур государственного аппарата и процедур решения ими вопросов;

3) совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, и увольнение лиц, дискредитирующих государственную и муниципальную службу;

5) повышения уровня деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению коррупционных преступлений; обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупционными преступлениями;

6) создание единого банка данных о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, в целях недопущения их проникновения в систему государственного и муниципального управления [1, с. 153];

7) разработку и реализацию на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ предупреждения и профилактики коррупционной преступности;

8) осуществление контроля за доходами и расходами чиновников и за их деятельностью, связанной с возможностью совершения должностных и коррупционных преступлений.

 

Список литературы:
1. Криминология в 2 т. Том 2. Особенная часть : учебник для вузов / Ю. С. Жариков, В. П. Ревин, В. Д. Малков, В. В. Ревина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 284 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00178-5. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/491968/p.136 (дата обращения: 20.06.2022);
2. Криминология: учебник для вузов / В. И. Авдийский [и др.]; под ре-дакцией В. И. Авдийского, Л. А. Букалеровой. – 2-е изд., перераб. и доп. Вы – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 301 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-03566-7. – Текст: электронный // Образовательная платфор-ма Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/498835/p.189 (дата обращения: 21.06.2022);
3. Информационно-аналитический портал правовой статистики Генераль-ной прокуратуры Российской Федерации (электронный ресурс). URL: http://crimestat.ru/regions_table_total (дата обращения 22.06.2022);
4. Свечников Н.И., Дорофеева Т.А. Правоохранительная деятельность Следственного комитета по противодействию коррупционным преступлени-ям // Вестник ПензГУ.2018. №2 (22). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ /pravoohranitelnaya-deyatelnost-sledstvennogo-komiteta-po-protivodeystviyu-korruptsionnym-prestupleniyam (дата обращения: 22.06.2022).