КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Аннотация. Исследование имеет своей целью рассмотрение различных аспектов проявления взяточничества в органах государственной власти, а также поиску эффективных профилактических мер профилактики его предупреждения.
Ключевые слова: коррупция, взяточничество, криминологические особенности, профилактика, раскрываемость, Следственный комитет Российской Федерации.
Взяточничество – негативное противоправное социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ или приобретением каких-либо преимуществ за деяние, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей [1, с. 136]. Взяточничество, как одно из проявлений коррупции, представляет собой распространенное криминогенное явление, – и в этой связи представляет серьезную общественную опасность, которая выражается в: создании реальной угрозы стабильности и безопасности общества; нанесении существенного вреда демократическим институтам; препятствии устойчивому развитию общества, создании социальной напряженности. Большинство преступлений коррупционной направленности, в том числе и преступления, предусмотренные ст. ст. 290, 291 УК РФ, в соответствии с УПК РФ отнесены к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, поэтому значительная роль в противодействии коррупции принадлежит именно Следственному комитету РФ. В этой связи в подразделениях Следственного комитета РФ закреплена эффективная организация распределения нагрузки в соответствии со специализацией работы следователя: специализация следователей, занимающихся расследованием должностных преступлений, а также преступлений в сфере экономики, – что положительно сказывается на сокращении взяточничества.
Как правило, причины и условия взяточничества заключаются:
1) в обстоятельствах служебной среды;
2) в личностные характеристики государственных и иных служащих;
3) в состоянии организационно-распорядительного и социального контроля [2, с. 189].
Как показывает анализ статистических сведений – данных официального сайта Правовой статистики Генеральной прокуратуры: в период за 5 лет, начиная с 2017 года наблюдается устойчивая тенденция к росту количества преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ [3], – что позволяет заключить о недостаточной их профилактике.
Профилактическая деятельность в процессе раскрытия и расследования преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ реализуется, прежде всего, путем использования средств специальной профилактики, к которым можно отнести:
1) средства оперативно – розыскной профилактики;
2) средства следственной профилактики.
Использование средств оперативно – розыскной профилактики позволяет предупредить приготовление к совершению преступления и пресечь совершаемые, кроме того, выявить лиц, склонных к совершению указанных преступлений, и принять меры по недопущению с их стороны совершению преступлений.
Важно отметить, что профилактическая деятельность при расследовании преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ, реализуется также и средствами следственной профилактики, в результате чего прежде всего выявляются причины и условия, способствовавшие совершению преступления, а также обнаруживаются и раскрываются ранее совершенные преступления. Так, следователь согласно ст. 158 УПК РФ вправе внести представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, или других нарушений закона. Это представление вносится в соответствующую организацию или должностному лицу. Вместе с тем, в целях повышения эффективности работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных в прошлые годы издан Приказ СК России от 31.07.2014 «Об организации работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет».
К общим мерам профилактики коррупционных преступлений необходимо отнести:
1) дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы (в том числе и ужесточение мер уголовной ответственности, например, увеличить срок лишения свободы по ст. ст. 290, 291 УК РФ до 5 лет) [4];
2) совершенствование процедур государственного аппарата и процедур решения ими вопросов;
3) совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, и увольнение лиц, дискредитирующих государственную и муниципальную службу;
5) повышения уровня деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению коррупционных преступлений; обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупционными преступлениями;
6) создание единого банка данных о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, в целях недопущения их проникновения в систему государственного и муниципального управления [1, с. 153];
7) разработку и реализацию на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ предупреждения и профилактики коррупционной преступности;
8) осуществление контроля за доходами и расходами чиновников и за их деятельностью, связанной с возможностью совершения должностных и коррупционных преступлений.