СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ
Аннотация. Цель статьи - сравнительный анализ популярных компьютерных программ, наиболее часто применяемых в коррекционной работе в образовательном дошкольного учреждении и их потенциальные возможности. В статье раскрывается потенциал некоторых компьютерных программ, которые могут быть дополнительно использованы в логопедической работе для формирования темпо-ритмической организации речи у дошкольников.
Ключевые слова: компьютерные игры, коррекционная логопедическая помощь, темпо-ритмическая организация речи, речь.
XXI век - эпоха технологического развития, дети все быстрее приближаются к экранам смартфонов, планшетов, ноутбуков и компьютеров. Технологический прогресс дает нам дополнительные возможности во всех сферах жизни, в том числе и в сфере образования. Логопедия - наука, которая не стоит на месте и идет в ногу со временем.
Цель статьи: краткая характеристика и сравнительный анализ популярных компьютерных программ для коррекционной помощи детям с нарушениями темпо-ритмической организации речи.
Компьютерные технологии - отличное дополнение в коррекционной работе логопеда, но они ни не заменят контактной работы логопеда. Особенно это актуально во времена пандемии, когда на протяжении длительного периода времени исключен прямой контакт между логопедом и его подопечным. Самое важное при работе с компьютерной техникой - соблюдать установленные гигиенические нормы ее использования, которые регулируются санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) [4].
Следствием использования информационных компьютерных технологий, являются чрезмерное психическое перевозбуждение, переизбыток сенсорной информации. На ребенка действуют и физические факторы: электромагнитное и электростатическое поля, переизбыток рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, шум в 60-65 дБ, при гигиенической норме 50 дБ. Все это приводит к физическому перенапряжению органов зрения, слуха, мышц рук и шеи. Если не соблюдать рекомендованные гигиенические нормы работы за компьютером, можно нанести вред здоровью ребенка.
К преимуществам использования информационных компьютерных технологий относятся: игровая форма обучения, дифференцированный подход к обучению, формирование особого вида общения между ребенком и логопедом, более высокий уровень заинтересованности и мотивации в обучении.
Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером: максимальное дозволенное время использования для детей 6 лет - 15 минут в день, для детей 5 лет - 10 минут в день. Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере, это первая половина дня. Оптимальная количество дней работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет - 1-2 раза. Предложенные дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. После работы за компьютером рекомендовано делать зарядку для глаз. [5].
Весьма результативно использование компьютерных технологий на логопедических занятиях для детей с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, с нарушениями речи такими как дизартрия, заикание, дислалия, нарушениями темпа и ритма и нарушениями голоса [6, с. 291-295],
Среди огромного разнообразия игр, используемых логопедами в коррекционной работе, выделяют ролевые игры, где игра ведется от первого лица и неролевые игры, к последним относятся головоломки, аркадные игры, игры на быстроту реакции и многие другие.
Анализ научной литературы, а также профессиональных логопедических сайтов показал, что в своей практике логопеды чаще всего используют следующие виды игр: программа «Игры для тигры», программа «Домашний логопед», мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно», программа «Учимся читать. Страна Буквария», курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения», мультимедийное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык» из серии «Начальная школа», программа-тренажер «Dizartria.NET», программа «DART», тренажер "Дэльфа-142" и многие другие.
Существуют игры предназначенные для развития речи ребенка, в том числе и ее темпо-ритмической стороны, которые часто используются на практике логопедами, в оборудованных компьютером кабинетах.
У детей с нарушенной темпо-ритмической организацией речи, отмечают нарушенный темп и ритм речи, что в дальнейшем влечет нарушения просодики, нарушения звукопроизношения [2, с. 91].
Для преодоления нарушений как темпо-ритмической организации речи, так и других систем речи в целом, применяют следующие программы:
1. Программа-тренажер «Dizartria.NET». Данную программу используют для коррекции расстройств речи, проявляющихся при дизартрии. Данная программа помогает в развитии самоконтроля речи, автоматизирует правильную постановку речевого дыхания, развивает плавность речи, помогает в релаксации голосовых связок, что дает антиспастический эффект и уменьшает психоэмоциональное напряжение. По мере занятий с применением тренажера развиваются речедвигательные центры коры головного мозга, корректируются элементы просодики, формируется более сильный и продолжительный выдох и корректируются компоненты темпо-ритмической стороны речи, что приводит не только к исправлению речи, но и к психофизиологической релаксации [1, с.4].
2. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Программа включает в себя более 50 упражнений с разными уровнями сложности, упражнения объединены в 4 раздела по темам: просодика, звукопроизношение, фонематика и лексика. Каждый раздел состоит из нескольких подразделов: дыхание, слитность, ритм, высота, тембр, звуки, слова, анализ, синтез, слова и словосочетания. Каждое упражнение, находящееся в разделе направлено на развитие конкретных языковых и речевых компонентов. В том числе и нормальное развитие темпо-ритмической системы (Блок-просодика, модуль-ритм) [7].
3. Компьютерная логопедическая программа «DART». Программа направлена на устранение спастичности и недостаточности речедвигательных центров. «DART» направлена на коррекцию нарушений компонентов темпо-ритмической и просодической сторон речи. При лечении с использованием программы основными задачами являются:
- Постановка антиспастической высоты голоса.
- Постановка нормального тембра голоса.
- Уменьшение или устранение спастичности.
- Устранение или уменьшение невральной недостаточности.
- Постановка чистоты голоса.
4. Компьютерная логопедическая программа «Домашний логопед» направлена на коррекционную и развивающуюся работу с детьми, у которых есть нарушения фонетико-фонематической системы. В процессе работы с «домашним логопедом» развивается более точное фонематическое восприятие на материале неречевых звуков, то есть музыкальные, бытовые, звуки животных и птиц не похожи на речь человека. В процессе обучения автоматизируются звуки в скороговорках и чистоговорках. В программе имеется раздел с артикуляционной гимнастикой в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановки и автоматизации звуков, что помогает формировать и развивать нормальный темп и ритм речи ребенка.
5. Многофункциональный логопедический тренажер "Дэльфа-142" помогает решать множество образовательных и коррекционных задач, а именно: постановка правильного речевого дыхания, развитие лексико-грамматической стороны речи, восприятия, внимания и памяти. Так же есть разделы по занятиям артикуляционной гимнастикой, а так же упражнения по работе над высотой голоса, выразительностью речи, интонацией. Во время работы с тренажером происходит разработка многих компонентов речи, в том числе и преодоления нарушений темпо-ритмической стороны речи и ее грамотное формирование.
Анализ вышеперечисленных компьютерных программ и тренажеров показывает, что с их помощью можно сделать довольно обширный объём работы. Благодаря, использованию компьютерных технологий в качестве дополнения в коррекционной работе, появляется возможность решать различные задачи: постановка речевого дыхание, развитие восприятия, внимания и памяти, коррекция нарушений фонетико-фонематической, темпо-ритмической и просодической систем, постановка звукопроизношения, психофизическая релаксация, снижение спастичности и многое другое. Таким образом был найден новый подход в коррекции речи детей с нарушениями речи.