Статья:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ткаченко Д.Д. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 24(203). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/203/115870 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

Ткаченко Дарья Дмитриевна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Арефьева Анжелика Вячеславовна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Аннотация. Цель статьи - сравнительный анализ популярных компьютерных программ, наиболее часто применяемых в коррекционной работе в образовательном дошкольного учреждении и их потенциальные возможности. В статье раскрывается потенциал некоторых компьютерных программ, которые могут быть дополнительно использованы в логопедической работе для формирования темпо-ритмической организации речи у дошкольников.

 

Ключевые слова: компьютерные игры, коррекционная логопедическая помощь, темпо-ритмическая организация речи, речь.

 

XXI век - эпоха технологического развития, дети все быстрее приближаются к экранам смартфонов, планшетов, ноутбуков и компьютеров. Технологический прогресс дает нам дополнительные возможности во всех сферах жизни, в том числе и в сфере образования. Логопедия - наука, которая не стоит на месте и идет в ногу со временем.

Цель статьи: краткая характеристика и сравнительный анализ популярных компьютерных программ для коррекционной помощи детям с нарушениями темпо-ритмической организации речи.

Компьютерные технологии - отличное дополнение в коррекционной работе логопеда, но они ни не заменят контактной работы логопеда. Особенно это актуально во времена пандемии, когда на протяжении длительного периода времени исключен прямой контакт между логопедом и его подопечным. Самое важное при работе с компьютерной техникой - соблюдать установленные гигиенические нормы ее использования, которые регулируются санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) [4].

Следствием использования информационных компьютерных технологий, являются чрезмерное психическое перевозбуждение, переизбыток сенсорной информации. На ребенка действуют и физические факторы: электромагнитное и электростатическое поля, переизбыток рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, шум в 60-65 дБ, при гигиенической норме 50 дБ. Все это приводит к физическому перенапряжению органов зрения, слуха, мышц рук и шеи. Если не соблюдать рекомендованные гигиенические нормы работы за компьютером, можно нанести вред здоровью ребенка.

К преимуществам использования информационных компьютерных технологий относятся: игровая форма обучения, дифференцированный подход к обучению, формирование особого вида общения между ребенком и логопедом, более высокий уровень заинтересованности и мотивации в обучении.

Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером: максимальное дозволенное время использования для детей 6 лет - 15 минут в день, для детей 5 лет - 10 минут в день. Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере, это первая половина дня. Оптимальная количество дней работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет - 1-2 раза. Предложенные дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. После работы за компьютером рекомендовано делать зарядку для глаз. [5].

Весьма результативно использование компьютерных технологий на логопедических занятиях для детей с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, с нарушениями речи такими как дизартрия, заикание, дислалия, нарушениями темпа и ритма и нарушениями голоса [6, с. 291-295],

Среди огромного разнообразия игр, используемых логопедами в коррекционной работе, выделяют ролевые игры, где игра ведется от первого лица и неролевые игры, к последним относятся головоломки, аркадные игры, игры на быстроту реакции и многие другие. 

Анализ научной литературы, а также профессиональных логопедических сайтов показал, что в своей практике логопеды чаще всего используют следующие виды игр: программа «Игры для тигры», программа «Домашний логопед», мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно», программа «Учимся читать. Страна Буквария», курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения», мультимедийное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык» из серии «Начальная школа», программа-тренажер «Dizartria.NET», программа «DART», тренажер "Дэльфа-142" и многие другие.

Существуют игры предназначенные для развития речи ребенка, в том числе и ее темпо-ритмической стороны, которые часто используются на практике логопедами, в оборудованных компьютером кабинетах.

У детей с нарушенной темпо-ритмической организацией речи, отмечают нарушенный темп и ритм речи, что в дальнейшем влечет нарушения просодики, нарушения звукопроизношения [2, с. 91].

Для преодоления нарушений как темпо-ритмической организации речи, так и других систем речи в целом, применяют следующие программы:

1. Программа-тренажер «Dizartria.NET». Данную программу используют для коррекции расстройств речи, проявляющихся при дизартрии. Данная программа помогает в развитии самоконтроля речи, автоматизирует правильную постановку речевого дыхания, развивает плавность речи, помогает в релаксации голосовых связок, что дает антиспастический эффект и уменьшает психоэмоциональное напряжение. По мере занятий с применением тренажера развиваются речедвигательные центры коры головного мозга, корректируются элементы просодики, формируется более сильный и продолжительный выдох и корректируются компоненты темпо-ритмической стороны речи, что приводит не только к исправлению речи, но и к психофизиологической релаксации [1, с.4].

2. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Программа включает в себя более 50 упражнений с разными уровнями сложности, упражнения объединены в 4 раздела по темам: просодика, звукопроизношение, фонематика и лексика. Каждый раздел состоит из нескольких подразделов: дыхание, слитность, ритм, высота, тембр, звуки, слова, анализ, синтез, слова и словосочетания. Каждое упражнение, находящееся в разделе направлено на развитие конкретных языковых и речевых компонентов. В том числе и нормальное развитие темпо-ритмической системы (Блок-просодика, модуль-ритм) [7].

3. Компьютерная логопедическая программа «DART». Программа направлена на устранение спастичности и недостаточности речедвигательных центров. «DART» направлена на коррекцию нарушений компонентов темпо-ритмической и просодической сторон речи. При лечении с использованием программы основными задачами являются:

- Постановка антиспастической высоты голоса.

- Постановка нормального тембра голоса.

- Уменьшение или устранение спастичности.

- Устранение или уменьшение невральной недостаточности.

- Постановка чистоты голоса.

4. Компьютерная логопедическая программа «Домашний логопед» направлена на коррекционную и развивающуюся работу с детьми, у которых есть нарушения фонетико-фонематической системы. В процессе работы с «домашним логопедом» развивается более точное фонематическое восприятие на материале неречевых звуков, то есть музыкальные, бытовые, звуки животных и птиц не похожи на речь человека. В процессе обучения автоматизируются звуки в скороговорках и чистоговорках. В программе имеется раздел с артикуляционной гимнастикой в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановки и автоматизации звуков, что помогает формировать и развивать нормальный темп и ритм речи ребенка.

5. Многофункциональный логопедический тренажер "Дэльфа-142" помогает решать множество образовательных и коррекционных задач, а именно: постановка правильного речевого дыхания, развитие лексико-грамматической стороны речи, восприятия, внимания и памяти. Так же есть разделы по занятиям артикуляционной гимнастикой, а так же упражнения по работе над высотой голоса, выразительностью речи, интонацией. Во время работы с тренажером происходит разработка многих компонентов речи, в том числе и преодоления нарушений темпо-ритмической стороны речи и ее грамотное формирование.

Анализ вышеперечисленных компьютерных программ и тренажеров показывает, что с их помощью можно сделать довольно обширный объём работы. Благодаря, использованию компьютерных технологий в качестве дополнения в коррекционной работе, появляется возможность решать различные задачи: постановка речевого дыхание, развитие восприятия, внимания и памяти, коррекция нарушений фонетико-фонематической, темпо-ритмической и просодической систем, постановка звукопроизношения, психофизическая релаксация, снижение спастичности и многое другое. Таким образом был найден новый подход в коррекции речи детей с нарушениями речи.

 

Список литературы:
1. Блудов А. А., Белова Н. В. Дизартрия.NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых – г. Санкт-Петербург: наука и техника, 209. – 160 с.
2. Калинина И. А., Реутова А. А. Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией / // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2 (46). – С. 90 - 93
3. Обжорин А. М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. –  № 1 (6). – С. 79 - 84
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (с изменениями на 21 июня 2016 г.) //Минздрав России.
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций//Минздрав России.
6. Емченко С. А. Новые компьютерные технологии в логопедической работе с дошкольниками / С.А. Емченко // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2012. – № 1. – С. 291 - 295
7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), С. 285 - 287.