Статья:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ В.А. ОСЕЕВОЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Данилова Л.Д. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ В.А. ОСЕЕВОЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 24(203). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/203/115911 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ В.А. ОСЕЕВОЙ

Данилова Лидия Дмитриевна
студент Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Ессентуки
Богачёва Ирина Викторовна
научный руководитель, доцент кафедры русского языка и литературы Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Ессентуки

 

Аннотация. В статье рассмотрена воспитательная функция в детском творчестве знаменитой советской писательницы В.А. Осеевой, анализируются как маленькие поучительные рассказы писательницы, для детей преимущественно дошкольного возраста, так и более серьезные повести, для детей младшего и среднего школьного возраста.

 

Ключевые слова: художественная литература, дети, рассказы, повести, реализм, этика, искренность, дружба, взаимовыручка.

 

Произведения художественной литературы сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Они помогают ребенку узнать новое об окружающем его мире, познать природу человеческих чувств и отношений, а любимые герои надолго становятся хорошим примером нравственного поведения и взаимоотношения. Художественная литература развивает душу ребенка, показывая ему правильные нравственные ценности и идеалы.

Воспитательными возможностями творчества великой советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969 гг.) пользуются уже не одно поколение педагогов. Ведь таких парадоксальных писателей больше не могут быть в советской истории. В течение долгой жизни она написала только две большие книги - и стала лауреатом Сталинской премии третьей степени [1].

Произведения В.А. Осеевой полны великим желанием учить детей доброте, искренности, преподавая им моральные уроки. Нравственные конфликты в ее рассказах близки и знакомы детям, как и их герои, проникая в душу читателя и позволяя им самим сделать выводы о поступках героев.

Первые ее рассказы были посвящены сиротам, с которыми она работала в детских учреждениях. Понимая важность воспитания и трудности привития нравственных норм детей с непростой судьбой, ее произведения полны жизненных уроков, этических конфликтов и нравственного содержания. Каждый ее рассказ проникает в душу читателя, завоевывая сердца многих молодых читателей.

Реализм в ее рассказах опирается на творческий опыт К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, а тема воспитания и самовоспитания придерживается принципа знаменитого литературного критика В.Г. Белинского «Детские книги пишутся для воспитания» [2].

В.А. Осеева написала много маленьких историй и в них поучительных историй о различных жизненных ситуациях. Об отношениях детей друг с другом, о родителях, школьных учителях. Автор, с простыми примерами, учит детей простым правилам поведения, прививает основы морали и правильного поведения.

В ранних историях В.А. Осеевой герой-ребенок маленький, с ним маленькая и сфера его окружения: семья, друзья во дворе, в детском саду, реже в школе. Основным принципом в системе изображений является сравнение позитивных героев и тех, кто не может служить примером для молодого читателя.

Например, в истории «Строитель» герой снова строит дом из глины, уничтоженный накануне другими мальчиками - вот как проявляется превосходство моральной силы над физической силой.

Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др.

Рассказ «До первого дождя (1966 г.)», рассказывает о дружбе двух девочек, которая не прошла испытание дождиком.

Рассказ «Волшебное слово» о том, как просто наладить отношение со своими родными людьми. Идея состоит в том, чтобы показать читателям, что вежливые слова играют важную роль в жизни любого человека. А также какие негативные последствия могут привести к отсутствию их речи

Рассказ-притча «Сыновья (1941 г.)» о истинной любви сына к своей матери. История учит быть внимательным к родителям, учит помощи и отзывчивости. Взрослые герои В.А. Осеевой, как правило, играют роль резонеров, выражающих позицию автора

Эти рассказы учат и воспитывают не только детей, но и их родителей. Они написаны простым и доступным языком и многие входят в школьную программу.

Наиболее широко известная, автобиографическая последняя повесть В.А. Осеевой «Динка». Повесть в двух частях «Динка» - это о лете, босоногом детстве, преодолении трудностей и верной дружбе. Захватывающая повесть, которая рассказывает о взрослении восьмилетней озорной и любознательной девочки - Динки (Нади), о формировании ее личности и характера, об отношениях с близкими, друзьями и врагами. Динка растет в трудное революционное время, в семье, которая очень близка к этому трудному вопросу. Основное внимание уделяется дружбе маленькой девочки Динки и мальчика из деревни Ленки.

Первая часть дилогии «Динка» (1959 год) имеет много моментов, которые выступают ярким примером, как мать должна воспитывать своих детей, чтобы они растут с добрыми, честными, отзывчивыми и справедливыми.

Это искренние разговоры о людях, о судьбе, искренние песни и задушевные посиделки в саду. Книга написана на простом языке, который легко читают дети, но не воспринимается детским для взрослых. Динка показывает, как быть человеком, учит таким вещам, как дружба, любовь, преданность и сплоченность. Рассказывает о методах воспитания.

Молодые герои В.А. Осевой прописаны так тщательно и живо, в соблюдении всех деталей, с глубоким пониманием процессов формирования в детской душе, таких важных и необходимых особенностей, как: верность, честность, способность сопереживать и заводить друзей. Они стали настоящими кумирами для нескольких поколений читателей [3].

Не менее увлекательная трилогия В.А. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи (1947-1951 гг.)».

Глубокая и искренняя книга для детей о войне, которая оставляет неизгладимый след в душе читателя. Великая Отечественная война является важным и тяжелым событием в истории страны, с необходимо знакомить детей. Повесть рассказывает о советских школьников, чье детство пришлось на годы войны, серьезная и драматичная, но в тоже время, написанная легким и понятным языком. Она повествует о дружбе, школе, трудолюбии, ответственности, семье, сострадании и чести.

Писатель подробно, но очень интересном языке описывает школьные приключения детей, как ужасная война настигает их, как они растут и набираются опыта, их желание отстроить школу и возобновить учебу. Детей направляют их мудрые наставники – учителя, родители, старшие вожатые. У каждого свой неповторимый, уникальный характер.

Это трилогия о подвигах, совершенных в том числе и детьми, подвигах, которые совершались обыденно и молча.

В ней, маленькие в общем-то дети, уже личности, способные нести ответственность за свои решения. Детям, которые взрослели в годы ужасной войны, но она не сломила их.

В конце 3 части повести герои предстают перед читателями уже взрослыми, состоявшимися людьми, нашедшими свое место в жизни.

Книга показывает, как главные герои меняются, как меняется и закаляется характер героев сначала в школьных буднях, а затем в столкновении с реальным фашизмом.

Конечно, повесть написана в жанре, традиционном для того времени, со всеми обязательными идеологическими взглядами. Автор, как бы, говорит ненавязчиво: никогда не теряйте надежду на лучшее будущее, верьте в себя, в своих друзей, защитите свою Родину, делайте все в вашей власти. И тогда все, рано или поздно, снова станет хорошо.

У автора такой светлый и душевный стиль, что книга захватывает и не отпускает, и современного человека.

Простой, доступный язык создает эффект присутствия, читатель впадает в повествование, верит и сопереживает героям.

В конце концов, такие прекрасные человеческие качества, как мужество, честность, любовь к родине, ответственность, тяжелая работа никогда не потеряют свою ценность и привлекательность [4].

В.А. Осеева, через свои емкие и лаконичные произведения знакомит детей с основами поведения, ответственностью за него перед окружающими, вежливостью, уважению к старшим честностью. Не смотря на кардинально изменившийся мир, данные уроки остаются актуальными и востребованными в воспитании детей любого возраста.

 

Список литературы:
1. Иванова Ю.В. Основные ориентиры нравственного воспитания младших школьников // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. – 2019. – № 9. – С. 153-157.
2. Литвинова В.В. Каждому нужны тепло и уют // Книжки, нотк - 2018.- №12.- С.41-42.
3. Сигов В.К. Детская литература: учебник для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 532 с.
4. Филатова Г.В. Сила большого спасибо: к 75-летию выхода в свет сборника В.А. Осеевой «Волшебное слово» (1944) // Книжки, нотки…- 2019.- №3.- С.8-10.