Статья:

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Матвеева А.А. ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 25(204). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/204/116103 (дата обращения: 28.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Матвеева Анастасия Андреевна
студент, Академия психологии и педагогики Южный Федеральный Университет, РФ, г Ростов-на-Дону
Шатохина Ирина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Южный Федеральный Университет, РФ, г Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В статье представлен опыт применения аутентичных материалов на уроках английского языка для повышения уровня мотивации школьников.

Цель исследования – определить методы и формы организации урочной и внеурочной работы по английскому языку с использованием аутентичных дидактических материалов, направленные на повышение уровня мотивации школьников.

Гипотеза исследования: использование аутентичных дидактических материалов в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной школе будет мотивировать учащихся к овладению языком при соблюдении следующих условий:

  • дифференцированное построение формирующей работы, обусловленное результатами диагностики интереса школьников к изучению языка;
  • подбор аутентичных материалов в соответствии с возрастными интересами и способностями учащихся;
  • использование онлайн-ресурсов, средств визуальной и практической наглядности, а также игровых технологий.

Методологической и теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, а именно Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Ф. Макнайт, Р.П. Мильруда, Е.Н. Солововой, Х. Хекхаузена и многих других, которые внесли существенный вклад в исследование данной темы.

Данное исследование имеет ценность для преподавателей иностранных языков, потому что наша работа наполнена различными примерами успешного включения аутентичных материалов в работу на уроке, которые можно применить на практике.

 

Ключевые слова: аутентичные материалы, английский язык, мотивация учащихся, уровень интереса к изучению иностранного языка.

 

Проблема недостатка мотивации в учебной деятельности встречается довольно часто среди школьников всех возрастов. Особо остро эта проблема может проявляться среди младших школьников, когда их мотивация часто строится не на внутреннем мотиве, обусловленном самим процессом деятельности, а на внешнем мотиве, например, на похвале родителей за полученную отметку.

Аутентичные материалы выступают средством совершенствования у учащихся навыков восприятия речи носителей языка, а также средством, способствующим росту познавательного интереса обучающихся и их мотивации.

Актуальность и специфика исследования обусловлена педагогической значимостью и функциональностью аутентичных дидактических материалов, при использовании которых воссоздается языковая среда, и недостаточностью их использования в практике обучения иностранному языку в современной школе.

Проведя анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы, мы подробно описали влияние мотивации на учебную деятельность учащихся. Успешное овладение иностранным языком требует, по мнению В.Н. Лозоцевой, как развитых способностей и натренированности учащихся, так и интереса к изучению иностранного языка, мотивации, веры в свои способности достичь определенных результатов и успехов. В результате анализа научных трудов Л. И. Божович следует расценивать мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность. Учитель может опосредованно повлиять на мотивацию учащихся, создавая основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Из зарубежных исследований мы можем подчерпнуть, что мотивация является неким фактором, который может прогнозировать и влиять на учебные результаты, успеваемость и достижения учащихся, удовлетворенность процессом обучения и на веру учащихся в собственные знания. Мотивация подкрепляется положительной самооценкой учащихся, поэтому важно поддерживать ее на высоком уровне. Учитель может сыграть в этом свою роль - избегать негативной атмосферы на уроке, которая способствует снижению успеваемости и работоспособности учащихся, создать положительную атмосферу на уроке, чтобы не демотивировать учащихся, чтобы они смогли извлечь выгоду в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В последнее время в методике обучения иностранным языкам большое внимание уделяется аутентичным материалам для создания ощущения погружения в естественную языковую среду на уроке английского языка, что является главным фактором в успешном овладении языком, а также мотивирует учащихся изучать язык.

Аутентичные материалы способствуют не только повышению интереса к предмету, но и, по мнению Е. В. Носонович, Г. П. Мильруд, создают речевой образец (произносительный, интонационный, лексико-грамматический), воссоздают условия естественного речевого общения, передают информацию о стране изучаемого языка, стимулирует речевую активность. Аутентичные материалы выполняют развивающую функцию, она в большей мере выражается в активизации познавательной деятельности учащихся, увеличении роли фактора самостоятельности, развитии таких качеств личности, как наблюдательность, воображение, внимание, мышление, языковая память.

Изучив опыт учителей, связанный с использованием аутентичных материалов с целью развития интереса и активности школьников, мы можем сказать, что в учебной и внеурочной работе учащимся начальной школы можно предложить творческие задания, например, обсуждение проблем фильма в малых группах, решение проблемных задач; несложные проектные задания по актуальной проблеме, например, создание макета или разыгрывание какой-либо сцены из пройденной сказки.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБОУ АР гимназии № 3 г. Аксая. Дата проведения эксперимента: 04.10.21. Цель констатирующего эксперимента: определить исходный уровень интереса у младших школьников к изучению английского языка. Обследовались учащиеся двух классов: экспериментального 2 «Б» и контрольного 2 «Г». В каждом классе участвовало в эксперименте по 17 учащихся. Для определения уровня интереса к изучению иностранного языка у младших школьников была использована методика, созданная на основе диагностики Г.И. Щукиной «Диагностика уровня познавательного интереса к урокам английского языка у младших школьников».

По результатам проведения констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Высокий уровень интереса к изучению английского языка наблюдается лишь у четырёх учащихся экспериментального и контрольного классов, что составляет 24%. Учащиеся проявляют инициативность, самостоятельность на уроках английского языка. Склонны проявлять упорство и настойчивость, когда сталкиваются с затруднениями на уроке.

2. У десяти младших школьников из экспериментального класса, что составляет 59%, наблюдается средний уровень интереса к урокам английского языка. У двенадцати учащихся контрольного класса, что составляет 70%, наблюдается средний уровень интереса к урокам английского языка. Учащиеся с удовольствием ходят на уроки иностранного языка.

3. Однако, у трёх участников анкетирования из экспериментального класса, что составляет 17%, имеется низкий уровень интереса к урокам английского языка. Лишь у одного человека из контрольного класса, что составляет 6%, имеется низкий уровень интереса к урокам английского языка. Дети, имеющие низкий уровень, теряют интерес к английскому языку, если выполняют сложные задания на уроке. Они часто огорчаются при неудачах, а также не задают дополнительных вопросов на уроках английского языка.

На основе полученных результатов констатирующего эксперимента мы провели экспериментальную работу, которая носила формирующий характер и строилась с учётом выявленных в экспериментальном классе уровней интереса к изучению английского языка. Для каждой группы мы подобрали аутентичный материал и соответствующие задания.

Мы выстроили фронтальную работу, используя аутентичные дидактические материалы такие как, детские адаптированные сказки «Mimi and the picnic», автор Мартин Уодделл, и рассказы для младших школьников, стихи «The house that Jack built», песни «Rain, rain, go away», комиксы и статьи из журналов «Time for kids», «Dolphin readers», а также детский фольклор: считалочки и кричалки. Помимо этого, мы использовали онлайн-ресурсы, средства визуальной и практической наглядности и игровые технологии.

Работа с учениками, обладающими высоким уровнем, средним уровнем, низким уровнями развития интереса к изучению английского языка, выстраивалась аналогичным способом, но применялись задания различной сложности. Фрагменты нашей формирующей дифференцированной работы мы описали на примере работы с учащимися с высоким уровнем развития интереса к изучению английского языка.

Работа с учениками, обладающими высоким уровнем развития интереса к изучению английского языка, выстраивалась следующим образом, сперва учитель проводил фонетическую разминку, затем проводилась демонстрация аутентичного материала, фронтальная работа с заданиями повышенной сложности на отработку введённого лексического материала.

Рассмотрим систему заданий, разработанную специально для учащихся экспериментального класса с высоким уровнем развития интереса к изучению английского языка, нацеленную на развитие мотивации у учащихся, в основе которой лежит использование аутентичных материалов на уроке английского языка по заявленным выше темам.

Для работы на этапе фонетической разминки с детьми с высоким уровнем интереса к изучению английского языка мы выбрали стихотворение «The house that Jack built». Из-за того, что стихотворение объёмное, мы использовали его на протяжении всего процесса обучения, разбивая на несколько эпизодов. Дети сперва прослушали песню, просмотрели видео, затем они могли высказать свои предположения о том, что они услышали и увидели, ведётся активное коллективное обсуждение. При повторном просмотре дети под включённое изображение повторяют за учителем перевод песни на русском, а затем по предложению повторяли текст песни на английском.

Мы заметили, что детям нравилось слушать и разучивать данное стихотворение не только из-за интересного содержания, но и потому, что видео было озвучено ребенком.

В качестве аутентичного видеоматериала мы использовали видео «My family -English Vocabulary Lesson», в котором ребенок рассказывает про свою семью.

Перед просмотром учитель проводит беседу с детьми, просит кратко на русском рассказать о своих семьях. Затем учитель предлагает детям познакомиться с семьей мальчика. Начинается демонстрация видеоматериала. Дети смотрят первично, затем рассказывают, как они поняли смысл видео. Затем учитель просит детей повторить слова: mother, father, sister, brother, grandmother, grandfather, uncle, aunt, cousin, niece, nephew. Дети повторяют слова, а затем перевод, на видео идет демонстрация картинок с данными словами.

Учитель включает видео второй раз делая паузы после фраз:

I have a mother, a father, a brother and a baby sister.

I also have a grandmother and a grandfather.

We all live together in our house.

Затем учитель просит детей повторить данные предложения. Дети повторяют фразы за учителем, переводят. Аналогичная работа проводится с следующими репликами:

My mother’s name is Cindy and my father’s name is Michael.

My brother’s name is Joshua and my sister’s name is Lily.

My grandfather’s name is Phil and my grandmother’s name is Mary.

Далее ребенок из видео задает вопросы: What about your family? How many brothers and sisters do you have? Do you have grandparents? Do you have cousins? Дети переводят вопросы, пробуют ответить на них, но не у всех детей получается. Поэтому учитель раздает карточки с шаблоном фраз: I have a mother, a father, a brother... My mother’s name is … I also have a grandmother and a grandfather. We all live together in our house. Работая с карточками, дети заполняют имена своих родственников. В итоге у них получается рассказ с описанием их семей.

Затем дети, выходя к доске, тренируются рассказывать про свои семьи на английском языке, используя карточки, которые они сделали.

В качестве домашнего задания учитель предлагает детям записать видео, где они также расскажут про свои семьи, демонстрируя фото, рисунок своей семьи.

Для фронтальной работы с учащимися с высоким уровнем интереса к изучению английского языка в качестве аутентичного дидактического материала мы выбрали английскую сказку «Mimi and the Picnic», автор Мартин Уодделл.

Перед тем как читать сказку, учитель просит детей посмотреть на картинку перед текстом сказки и описать, что они видят на ней. Дети могут на английском описать, что они видят, называя предметы, например, река, пирог, сыр, цветы, трава. Далее дети высказывают предположения о том, где будет происходить действие сказки, кто будет её главным героем. В основном дети угадали, где будут события, на пикнике, но не угадали, что главными героями будут мышки.

Далее учитель начинает озвучивать текст сказки, учащиеся слушают и следят за речью учителя. После прослушивания дети высказывают предположения о том, что они услышали. Затем читают сами, после прочтения четырех – шести строк дети переводят текст, опираясь на иллюстрации сказки.

После чтения и перевода текста учитель предлагает детям выполнить задание на восстановление правильной последовательности, предложений из сказки с опорой на иллюстрации. Задания проверяются всем классом. Затем учащиеся выполняют задание на соотношение перевода абзаца и его английского оригинала. Далее предлагается задание на поиск английских вариантов фраз по её русскому эквиваленту.

Для фронтальной работы с группой детей с высоким уровнем интереса к изучению английского языка по теме «My Birthday» учитель предлагает задание - просмотреть видео «How old are you? - Easy Dialogue - Role Play», научиться спрашивать о возрасте собеседника.

Перед просмотром показываем стоп-кадр из видео, на котором изображены дети в парке аттракционов. Спрашиваем у учащихся о том, что будет происходить, о чём будут говорить ребята в видео. Дети высказывают предположения, участвуют в беседе.

После первого ознакомительного просмотра, мы спрашиваем у детей, о чём был диалог мальчика и взрослого, почему его не пустили на карусель. Учащиеся отвечают, что мальчику всего 5 лет.

Далее дети за учителем повторяют вопрос «How old are you?», затем смотрят второй раз, повторяя реплики:

- Wow!

- How old are you?

- I'm five years old.

- Oh, I'm sorry.

- Oh, my big sister is eight. Is she okay?

- How smart!

Учащиеся тренируются, разыгрывают диалог в парах. Затем включаем видео третий раз, учащиеся разыгрывают диалог в парах, проговаривая реплики вместо героев из видео, движение на видео идёт, а звук - нет.

В качестве следующего задания учитель предлагает прочитать комикс «Dolphin readers. Meet Molly» и выполнить задания.

Перед прочтением комикса учитель, подогревая интерес учащихся, показывает иллюстрацию, где изображена девочка в костюме фокусника. Учитель задаёт вопрос учащимся, о чём, как они думают, будет рассказ. Далее учитель может расспросить детей, любят ли они фокусы.

На этапе прочтения учащиеся по цепочке читают комикс, переводят. Затем учащиеся выполняют задания по комиксу:

  • выбрать правильный ответ по содержанию текста, например, в предложении «Joe likes doors/dinosaurs» дети выбирают второй вариант;
  • описать насекомое из комикса. Детям нужно выбрать верные варианты ответов на вопросы, например, на вопрос «It has one eye?» участники группы должны выбрать ответ «No»;
  • соотнести числа и количества показанных пальцев;
  • дополнить описание картинки из комикса с помощью числительных;
  • ответить на вопросы о себе, например, «Do you like bugs? Yes/ No».

В качестве аутентичного видеоматериала по теме: «My Favourite Food!» мы выбрали «Do you like Broccoli and Ice-cream?», дети должны познакомиться с названиями различной еды, для дальнейшего выполнения задания.

Перед просмотром проводим беседу с учащимися о том, какая их любимая еда, какие названия еды и продуктов они знают на английском языке.

Просматривая видео первый раз, дети могут сразу проговаривать вопросы и названия еды за голосом из видео.

После первого просмотра спрашиваем у детей, названия какой еды они услышали или запомнили. Затем играем в игру: на слайд выводим изображение, например, банана, а называем его неправильно, дети затем должны назвать слово правильно.

Смотрим видео второй раз, спрашиваем у детей, что, по их мнению, означается вопрос «Do you like?», что означает «Yummy!» и «Yucky!». Учащиеся легко понимают смысл фраз, так как герои из видео отчетливо передают значение данных слов с помощью мимики. Сами дети охотно повторяют мимику героев из видео.

Дети повторяют, произносят реплики за учителем, текст выводится на доску. Далее дети разыгрывают диалоги по парам по образцу демонстрируемом на доске:

- Do you like broccoli?

- Yes, I do!

- Do you like ice cream?

- Yes, I do!

- Do you like broccoli ice cream?

- No, I don't. Yucky!

Далее учитель предлагает прочитать статью из журнала о пользе продуктов питания, выполнить задание по карточкам.

Перед заданием учитель проводит беседу с учащимися, любят ли они читать журналы, какие, чем они им нравятся. Далее учитель спрашивает у детей, знают ли они, какая еда является полезной. Затем учитель предлагает детям прочитать статью из журнала и отгадать, о каких продуктах идет речь, вписать необходимое слово.

Учитель раздаёт группе конверт с вырезкой из журнала «Time for kids» со статьёй, карточки с едой и три карточки с категориями продуктов: фрукты, овощи, мясные продукты, молочные продукты. Дети должны сперва распределить еду в три категории. Затем учитель озвучивает текст: Eat [__________] for your muscles. When you eat these foods, you get stronger. They have lots of protein. учащиеся слушают, затем читают по цепочке, переводят вместе с учителем. После прочтения дети должны понять, о какой категории продуктов может идти речь, затем они заполняют пропуск, читают полный текст.

После формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент. Цель контрольного эксперимента: выявление уровня интереса к изучению английского языка у учащихся на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента показывает, что

1. В таблице, представленной на слайде, вы можете видеть, что в экспериментальном классе процент учащихся, имеющих высокий уровень составляет 41 %. Этот показатель выше, чем в контрольном классе, где высокий уровень составляет 24 %.  Учащиеся экспериментального класса стали больше проявлять инициативности и самостоятельности, упорства, стали настойчивее в достижении результата по английскому языку, что приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

2. Мы видим, что в экспериментальном классе процент учащихся, имеющих средний уровень составляет 53 %. Этот показатель ниже, чем в контрольном классе, где количество учащихся со средним уровнем составляло 70 %. У детей со средним уровнем интереса к английскому языку усилилась степень самостоятельности в принятии задачи по английскому языку и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности во время выполнения заданий, дети стали чаще и активнее обращаться за помощью к учителю, задавать вопросы для уточнения условий выполнения заданий.

3. Мы видим, что в экспериментальном классе процент учащихся, имеющих низкий уровень, составляет 6 %. Если сравнить экспериментальный и контрольные классы, мы увидим, что у них одинаковое процентное соотношение. В экспериментальном классе уменьшилось количество безынициативных и несамостоятельных учащихся в процессе выполнения заданий по английскому языку. Только один учащийся продолжал проявлять отрицательные эмоции, не задавать познавательных вопросов при затруднениях во время выполнения заданий.

Исходя из того факта, что для удержания внимания младших школьников на уроке нужны разнообразные виды деятельности, весьма успешно можно применять различные аутентичные материалы. На начальном этапе обучения наиболее важно использовать увлекательные, интересные материалы, взятые из жизни носителей языка. Это позволит с большей эффективностью осуществлять обучение всем видам речевой деятельности, погрузить в естественную речевую среду на уроках иностранного языка. Применение подобных аутентичных материалов также имеет практическую пользу, потому с помощью аутентичных материалов учитель может репетировать с учащимися реальные ситуации общения с носителями языка, осуществлять отработку речевых умений. Мы полагаем, чем раньше учащиеся начнут знакомится с реальными ситуациями из жизни носителей иностранного языка, тем эффективнее будет проходить их общение на изучаемом языке.

Преподавателю важно подбирать аутентичный материал, придерживаясь специальным требованиям. Аутентичный материал должен иметь ценность в языковом отношении, по тематике входить в круг интересов подрастающего поколения. Учитель должен принимать во внимание уровень знания английского языка своих учеников, чтобы подбирать материал с изученными и понятными грамматическими конструкциями. Важно к материалу подбирать разнообразные задания.

Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод о том, что наша формирующая работа является эффективной. Использование аутентичных материалов сделало наши занятия увлекательнее, содержательнее, за счёт этого нам удалось повысить уровень интереса к изучению английского языка у учащихся. Это говорит о правомерности выдвигавшейся в начале исследования гипотезы.

 

Список литературы:
1. Божович, Л. И. О мотивации учения [Электронный ресурс] / Л. И. Божович // Вестник психологии: науч. журн. – 2012. - № 4. -  Режим доступа: vestnik_psyobr_2012_n4 - (Дата обращений: 12.10.2020).
2. Воронина, Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка / Г. И. Воронина // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2. - С. 23-25.
3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, М. А. Орлов. - М., 1990. - 192 с.
4. Миддлтон, М. Мотивация к обучению: трансформация школьной культуры для поддержки успеваемости учащихся / М. Миддлтон, К. Перкс.- 8-ое изд.,- Н.Й.: Корвин, 2014.-197 с. 
5. Мильруд, Р. П. Методика преподавания английского языка: учеб. пособие / Р. П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2007. - 256 c.
6. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс: учеб. пособие / Е. Н. Соловова. - М.: АСТ, 2010. - 969 c.