Статья:

РАЗВИТИЕ КРИЗИСА В ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДАХ НАСЕЛЕНИЯ, РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Липатова К.В., Мичко И.В. РАЗВИТИЕ КРИЗИСА В ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДАХ НАСЕЛЕНИЯ, РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 25(204). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/204/116169 (дата обращения: 28.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ КРИЗИСА В ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДАХ НАСЕЛЕНИЯ, РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Липатова Ксения Владиславовна
студент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Мичко Ирина Владимировна
студент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

К середине девяностых годов двадцатого века Россия все никак не могла оправиться от последствий развала Советского Союза и попыток перестроить социалистическую систему хозяйствования. Кроме того, конфискация сбережений населения 1992 года, подорвала доверие граждан к только что возникшему российскому государству и Правительству реформаторов. Все последующие действия Правительства страны лишь усугубляли пропасть между народом и новой властью. Следствием проводившейся в те годы макроэкономической политики стали, в частности, спад производства и значительный отток капитала из страны. На фоне этих процессов происходило ухудшение финансовой ситуации, в том числе постоянно увеличивался внутренний и внешний долг, и сокращались возможности по его финансированию.

Социальные последствия кризиса августа 1998 года проявились в нарастании инфляционных процессов, снижении реального содержания доходов населения, а, следовательно, в резком снижении их покупательной способности, росте социально-экономической дифференциации и увеличении численности малоимущего населения. Реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 года по сравнению с августом этого же года на 31,1%. Для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы. В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тысяч человек, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 миллиона человек (или 11,9% от экономически активного населения).

Ослабление рубля стало одним из основных факторов увеличения инфляции и, как следствие, способствовало снижению реальных располагаемых доходов населения и охлаждению потребительского спроса. В докладе Всемирного банка (апрель 2015 года) отмечалось, что в результате мер по ужесточению денежно-кредитной политики, имевших целью поддержание российской валюты, повысилась стоимость кредитования, что привело к дальнейшему снижению внутреннего спроса. К февралю 2016 года из-за значительной девальвации рубля средний россиянин по размеру годовой зарплаты (в пересчёте на доллары США) стал проигрывать среднему китайцу. Данный кризис достаточно сильно отразился на благосостоянии россиян.

В 2017 году экономика Российской Федерации, по оценкам Правительства, официально вышла из кризиса. Однако аналитики называют рост неустойчивым, тем более что к концу года он ощутимо замедлился. Если во втором квартале ВВП увеличился на 2,5%, то в третьем — только на 1,8%. По итогам года экономика выросла только на 1,4%, что значительно ниже спрогнозированных Минэкономразвития 2,1% роста.

Экономический кризис, вызванный глобальной эпидемией, привел к резкому сокращению доходов населения. Полный масштаб потерь, связанных с кризисом, еще не ясен и не полон. Предварительные оценки Всемирного банка показывают, что 60-150 млн. человек в мире окажутся в состоянии крайней бедности, но реальное ухудшение положения может быть гораздо острее, как показывают детальные прогнозы. Потеря заработка или рабочего места для многих стала уже реальностью.

Глубина и скорость падения реальных доходов населения столь велики, что существующие меры социальной поддержки, даже в наиболее развитых странах, зачастую не справляются с возросшей нагрузкой, отражающей острую нужду в социальной защите от последствий кризиса. Требуются дополнительные усилия.

На сегодняшний день 190 стран уже ввели меры социальной защиты, специально предназначенные для преодоления негативных социальных последствий кризиса. Россия не является исключением, и Указы Президента РФ от 11 мая 2020 г расширят сферу ранее принятых мер. Однако продолжаются дискуссии о том, достаточны ли эти меры, адекватны ли они остроте проблемы, и кто более всего нуждается в поддержке. Значительная доля мер борьбы с последствиями кризиса в России и Китае относятся к категории денежных выплат.

На 1 января 2021 года на предоставление мер социальной поддержки населению были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 8 369 858,3 тыс. рублей, исполнено за 2021 год 8 318 352,1 тыс. рублей или 99,4 % годовых ассигнований. Кроме того, в 2021 году Ульяновская область вошла в число регионов по предоставлению средств федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. В настоящее время социальный контракт является действенным механизмом по улучшению экономического положения семей, находящихся за чертой бедности.

Подводя итог, хочется сказать, что государство принимает все необходимые меры по поддержки малообеспеченных граждан при возникновении такой необходимости. Конечно, кризис, временные трудности, связанные с пандемией, санкциями, влияют на благосостояние населения. Но и немала проблема именно в менталитете и восприятии людей, поэтому очень важно прорабатывать не только материальную поддержку, но и психологическое воздействие, социальную рекламу по призыву людей к улучшению своей жизни, устранению иждивенческих настроений.

 

Список литературы:
1. Россия и страны мира. 2020: Стат.сб./Росстат. - M., 2020. – 385 c.
2. Социально-экономическое положение России. 2022: Стат.сб./Росстат. - M., 2022. – 381 c.