Факторы, оказывающие влияние на организацию и функционирование системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)
Факторы, оказывающие влияние на организацию и функционирование системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования
Организация и функционирование системы водоснабжения и водоотведения – это сложный механизм, на который также воздействуют различные факторы.
На рисунке выделены типы факторов, которые воздействуют на организацию и функционирование системы водоснабжения и водоотведения.
Рисунок. Типы факторов, воздействующих на организацию и функционирование системы водоснабжения и водоотведения [4, с. 137]
К экономическим факторам можно отнести: социально-экономическое положение муниципального образования и аспекты его развития; возможность выделения дополнительных средств (в виде субсидий и субвенций) из регионального и местного бюджетов на развитие данной сферы [5, с. 106].
Стабильное и качественное предоставление населению жилищно-коммунальных услуг не всегда зависит от своевременной оплаты таких услуг населением в полном объеме [2, с. 60]. Рост задолженности объясняется отсутствием эффективных внесудебных способов взыскания задолженности с граждан, установленных гражданским законодательством, отсутствием возможности переселения должников в жилые помещения меньшей площади, неэффективной системой взимания задолженности службой судебных приставов по вынесенным судебным решениям, отсутствием технической возможности прекращения предоставления коммунальных услуг жильцам конкретной квартиры [7, с. 83].
К правовым факторам относится: частое обновление нормативных актов федерального, регионального уровня в сфере водоснабжения и водоотведения, требующее постоянного мониторинга органами местного самоуправления и внесения изменений в муниципальные правовые акты. Немаловажную роль для организации эффективной системы водоснабжения и водоотведения играет урегулированность правоотношений нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня, а также муниципальными правовыми актами [1, с. 342].
Стоит отметить, что с одной стороны, в данной сфере принято большое количество таких актов, с другой стороны, данные документы постоянно корректируются (продолжается отработка наиболее эффективных механизмов взаимодействия субъектов в сфере водоснабжения и водоотведения). Так, например, одной из новелл, введенных в последнее время является заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями [6, с. 94].
3 апреля 2018 года в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми непосредственные потребители услуг (жители многоквартирных жилых домов) могут заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, оказывающими услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения [2, с. 59]. Для заключения таких договоров по инициативе собственников и нанимателей квартир в МКД необходимо проведение общего собрания собственников, а также не позднее чем через 10 дней после мероприятия необходимо направить копии решений и протокол общего собрания в ресурсоснабжающую организацию [3, с. 311].
К инженерно-техническим факторам можно отнести: степень
изношенности сетей и оборудования водоснабжения и водоотведения; протяженность сетей водоснабжения и водоотведения; общая площадь застройки; перегрузка сооружений по количеству сточных вод и загрязнений; ошибки при проектировании и строительстве объектов водоснабжения и водоотведения; непрофессиональная эксплуатация [4, с. 84].
В настоящее время, большую роль в организации и функционировании систем водоснабжения и водоотведения играет инженерно-технический фактор. Качество питьевой воды, горячей воды напрямую зависит от изношенности сетей и оборудования водоснабжения и водоотведения, степени очистки вод, ошибок при проектировании и строительстве объектов водоснабжения и водоотведения, их непрофессиональной эксплуатации.
В целом, органам местного самоуправления необходимо осуществлять взаимодействие с региональными органами власти; обучать специалистов муниципального образования; перенимать успешные практики других муниципальных образований, направленные на развитие сферы водоснабжения и водоотведения; принимать решения об эффективности работы МУПов; заключать концессионные соглашения в сфере водоснабжения и водоотведения. Частое обновление нормативных актов федерального, регионального уровня в сфере водоснабжения и водоотведения, требует постоянного мониторинга органами местного самоуправления, а также подготовки и внесения изменений в муниципальные правовые акты.