Статья:

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОНТРАФАКТНЫХ ТОВАРОВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бондаренко В.В. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОНТРАФАКТНЫХ ТОВАРОВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 16(195). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/195/110026 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОНТРАФАКТНЫХ ТОВАРОВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ

Бондаренко Василина Васильевна
студент, Белгородский Государственный университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. Проблема контрафактной продукции в России в различных отраслях экономики из года в год продолжает оставаться актуальной. Сегодня государство готово оказать помощь в борьбе с контрафактом. Однако практика показывает, что эффективность таких действий полностью зависит от активной реакции фактического правообладателя. Поэтому данная статья раскрывает особенности идентификации контрафактных товаров при таможенном контроле.

 

Ключевые слова: контрафакт, подделка, контрафактные товары, таможенный контроль.

 

Россия подписала почти все международные договоры, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности. Международные конвенции и договоры считаются неотъемлемой частью российской правовой системы. Конституция Российской Федерации предусматривает, что если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены национальным законодательством, то применяются правила договора.

Россия является участником следующих международных договоров, касающихся контрафакции:

  • Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
  • Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;
  • Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к этому Соглашению;
  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; и
  • Всемирная почтовая конвенция.

К контрафакции применяются следующие национальные законы:

  • Гражданский кодекс;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • Уголовный кодекс;
  • Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (3 августа 2018 г., последние изменения внесены 24 февраля 2021 г.); и
  • Федеральный закон «О защите конкуренции» (26 июля 2006 г., последние изменения внесены 17 февраля 2021 г.).

Пограничные меры

Пограничные меры против контрафактных товаров доступны в России на основании:

  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;
  • Федеральный закон о таможенном регулировании;
  • Кодекс об административных правонарушениях; и
  • Гражданский кодекс и Уголовный кодекс.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза содержит общие положения о таможенном контроле и наделяет таможню некоторыми большими полномочиями. Федеральный закон «О таможенном регулировании» наделяет российскую таможню более подробными положениями и полномочиями для конкретной страны, а Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс предусматривают конкретные средства правовой защиты в случае нарушения прав на товарные знаки. В частности, Федеральный закон о таможенном регулировании устанавливает административный порядок задержания контрафактных товаров.

Владелец товарного знака вправе подать заявку на включение его товарного знака в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. При подаче заявки на включение владелец товарного знака должен подтвердить свои права на товарный знак и предоставить информацию о лицензиатах, уполномоченных производителях и импортерах, характеристиках подлинных и контрафактных товаров, фактах нарушений и другие соответствующие данные.

Все таможенные органы обязаны регулярно проверять Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Официальная плата за внесение товарного знака в реестр не взимается. Однако добавление товарного знака возлагает на правообладателя ответственность (если он поддерживает требования таможенных органов) за любой имущественный ущерб, который может быть причинен декларанту, собственнику или получателю товаров в результате их приостановления, если суд признает товары недействительными. не подделка.

Максимальный срок внесения товарного знака в Таможенный реестр составляет три года с возможностью продления на последующие трехлетние периоды. Первоначальный срок таможенного учета зависит от правовой охраны товарного знака и не может превышать его.

В случае изменения сведений, указанных в таможенном заявлении (например, наименование правообладателя, его адрес и новые лицензиаты), правообладатель обязан уведомить таможню о таких изменениях в течение пяти рабочих дней (документы, подтверждающие изменения, могут быть представлены позднее). В противном случае товарный знак подлежит исключению из Таможенного реестра. Уступка товарного знака также является основанием для исключения товарного знака из реестра.

После включения товарного знака в реестр таможенная служба будет контролировать импорт товаров с этим товарным знаком. Если такие товары ввозятся неизвестным импортером, сотрудники таможни:

  • приостановить выпуск товаров на 10 рабочих дней с возможностью продления этого срока еще на 10 рабочих дней по мотивированному требованию владельца товарного знака; и
  • информировать владельца товарного знака о ситуации не позднее, чем на следующий день после приостановки действия и предоставить ему возможность - под надзором таможни - взять анализы, образцы и образцы предположительно контрафактных товаров, а также изучить, сфотографировать или иным образом собрать документальные доказательства.

Основная цель разрешения таможне приостанавливать выпуск подозрительных товаров состоит в том, чтобы позволить правообладателю установить, действительно ли товары нарушают его права, и, если это так, возбудить дело. Правообладатель может защитить свои права, применяя различные средства судебной защиты, предусмотренные законом.

В случае нарушения, согласно Кодексу об административных правонарушениях, правообладатель может обратиться в таможню с заявлением о принятии мер, чтобы последняя могла возбудить административное производство и подать в суд на нарушителя. В течение 2021 года таможня возбудила 1011 административных дел. Еще одним вариантом принудительного исполнения для правообладателя является гражданский иск, в соответствии с которым он может требовать возмещения убытков или денежной компенсации и опубликования судебного решения. Неспособность инициировать судебный иск приведет к выпуску товаров. Если товарный знак не зарегистрирован в Таможенном реестре, таможня имеет право (но не обязанность) задержать подозрительный товар. Однако это может произойти только один раз для каждого конкретного товарного знака. Срок приостановления составляет семь рабочих дней. Этот срок может быть продлен на 10 рабочих дней в случае подачи владельцем товарного знака заявления о регистрации товарного знака в Таможенном реестре. Согласно официальной статистике Таможенной службы, в Таможенном реестре значился 5 331 товарный знак. В течение 2021 года таможня выявила более 11,9 млн контрафактных товаров, что позволило предотвратить причинение владельцами товарных знаков ущерба в размере 8 млрд рублей (около 108 млн долларов США).

При рассмотрении пограничных мер правообладателю следует учитывать, что Россия является членом Таможенного союза Евразийского экономического союза. В настоящее время в его состав входят пять стран: Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Таможенных границ между странами-членами нет, а это означает, что товары свободно перемещаются в границах Таможенного союза. Это подчеркивает важность регистрации товарных знаков во всех государствах-членах.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза ввел Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в который могут быть внесены регистрации товарных знаков, действительные во всех странах-членах. Единого таможенного реестра интеллектуальной собственности в настоящее время нет, но, по данным Таможни, он должен начать действовать в ближайшее время.

Теоретически таможенный орган должен собирать доказательства самостоятельно; однако на практике он всегда с готовностью примет помощь владельца товарного знака. Если же окажется, что ввозимые товары являются оригинальными товарами, таможенный орган не вправе возбуждать соответствующее дело об административном правонарушении. Только владелец товарного знака имеет право подать в суд на неавторизованного импортера за нарушение его товарного знака.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2. Берлова Н. В., Чадова Т. В. Идентификация контрафактных товаров при таможенном контроле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 2(83). С. 47-58.