Статья:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТА-НИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(206)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Янгильдин А.Р. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТА-НИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 27(206). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/206/116549 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТА-НИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Янгильдин Александр Ришатович
студент, Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут
Бойко Виталий Николаевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут

 

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Abstract. The article discusses the pedagogical conditions of patriotic education of students in the process of physical culture and sports activities.

 

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, физкультурно-спортивная деятельность, физкультурно-спортивная работа, педагогические условия.

Keywords: patriotic education, patriotism, physical culture and sports activity, physical culture and sports work, pedagogical conditions.

 

В настоящее время занятия спортом уже не сводятся только к достижению физического совершенствования. Функциями современного спорта признаются такие, например, как образовательная, воспитательная, оздоровительная, соревновательная, развлекательная, социальная, идеологическая, коммуникативная и т. д. Особенно важное значение имеет развитие детско-юношеского спорта, когда у ребенка идет формирование ценностно-личностных ориентиров, закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. Недавно на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта Президент России В.В. Путин подчеркнул: «Главная цель учреждений детско-юношеского и студенческого спорта, независимо от ведомственной принадлежности – формирование условий для всестороннего развития человека. В этой работе следует руководствоваться едиными принципами, подходами, где очень плотно должны быть увязаны рост спортивного мастерства и духовно-нравственное, интеллектуальное развитие воспитанников» [2].

Как отмечает А.А. Сахарова, физическая культура и спорт являются индикатором, обеспечивающим физическое и нравственное здоровье населения. Ассоциация физического воспитания Великобритании (Северной Ирландии) в журнале British Journal of Physical Education (1992 г.) среди основных причин, обусловливающих важность спорта для воспитания и социализации учащихся, называет такие, как укрепление здоровья, развитие разума, формирование характера, усиление сплоченности коллектива, указывая на то, что достижение определенного уровня физической подготовленности и овладение любыми двигательными навыками требует значительных усилий воли и самодисциплины. Спорт всесторонне развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, формирует определенный образ жизни, способствует овладению определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность [3].

В своих исследованиях многие авторы отмечают значимость спортивного воспитания детей. В силу своей специфики физическая культура и спорт обладают огромным воспитательным ресурсом, является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно-патриотическое воспитание. Ученые отмечают, что спортивно-патриотическое воспитание – это формирование личности патриота, любящего свою Родину, преданного, готового служить ей своим трудом и защищать ее интересы, уважительно относящегося к Конституции государства, к российским символам [1, с. 164].

Воспитание патриотизма у обучающихся имеет свои особенности. Именно в юности происходит становление человека как личности, пройдя сложный путь идентификации, присваивает от других социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, активному нравственному отношению к людям, к самому себе и природе; способность к усвоению социальных ролей, норм, правил поведения в обществе. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, является центральным возрастным новообразованием юности. Таким образом, отличительными особенностями обучающихся, оказывающими влияние на содержание их патриотического воспитания, можно назвать: восприятие ценностей патриотизма через призму служения Отечеству; юношеский максимализм, стремление к совершению выдающихся поступков; рационализация восприятия патриотических ценностей; потребность в формировании новой «взрослой» системы взглядов и убеждений, в которых патриотизм может стать стержневой составляющей; соединение в сознании определенной части обучающихся ценностей силы и патриотизма [5, с. 462].

Нами было проведено исследование по сформированности патриотических чувств у обучающихся 8-9 классов МБОУ СОШ №29 г. Сургута. Всего в исследовании приняло участие 78 респондентов. Результаты, которые были нами получены отражают неоднозначность формирования данных чувств у молодежи. С одной стороны, мы можем увидеть, что больше 50% от всего количества опрошенных интересуются историей и культурой страны. Многие следят за политическими и культурными события, которые происходят в стране и в мире. 41 респондент испытывают чувство гордости за экономические и политические успехи страны. Также многие согласны с тем, что необходимо беречь культурное и историческое наследие страны. Полученные данные позволяют нам утверждать, что патриотические чувства у молодежи к своей стране сформированы. Но при этом, большинство респондентов негативно относятся к службе в российской армии по контракту, половина опрошенных готовы уехать за границу на постоянное место жительство, если у них была бы такая возможность и т.д.

В связи с полученными данными возникает необходимость вести поиск новых средств и методов формирования патриотических чувств. Важным направлением работы становится физкультурно-спортивная деятельность, так как каждый учитель-педагог может выбрать для себя наиболее оптимальный путь решения поставленных целей и задач.

Как уже было отмечено выше, физкультурно-спортивная деятельность имеет значительный потенциал в формировании патриотических чувств, ценностных ориентаций обучающихся. Однако наличие физкультурно-спортивных мероприятий в плане работы школы ещё не является гарантией формирования необходимых ценностных ориентаций. Важное значение имеет наличие соответствующих педагогических условий, при которых физкультурно-спортивная деятельность будет способствовать формированию патриотизма.

Анализ научно-методической литературы, обобщение передового практического опыта позволили выделить необходимые условия патриотического воспитания. На рис. 1 представлены педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

 

Рисунок 1. Педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в процессе физкультурно-спортивной деятельности

 

Формирование патриотизма, ценностных установок является сложным длительным процессом, который требует значительных организационных усилий. При этом решение поставленных задач за счёт разовых мероприятий в рамках какого-либо одного вида деятельности вряд ли будет способствовать достижению результата. Таким образом в качестве ключевого условия патриотического воспитания обучающихся можно выделить наличие в образовательной организации комплексной программы патриотического воспитания, в которую физкультурно-спортивная деятельность будет включена наряду с другими видами деятельности. Данная программа должна включать целевые установки, направления реализации программы (виды деятельности), индикаторы достижения целей (ожидаемый результат), перечень мероприятий в рамках каждого вида деятельности и др.

Для выявления готовности учителей к организации работы по патриотическому воспитанию был применён метод беседы. В нашем случае использовалась неформализованная беседа, то есть применялись не только жёстко стандартизированные вопросы, но предусматривалась возможность дополнительных вопросов исходя из ответов респондентов. В качестве основных вопросов использовался следующий перечень вопросов:

  • Считаете ли вы, что физкультурно-спортивная деятельности создаёт возможность для патриотического воспитания обучающихся? Дополнительный вопрос – почему вы так считаете?
  • Какие методические приёмы, методики, технологии вами применяются в работе с обучающимися для решения задач патриотического воспитания?
  • Считаете ли вы себя абсолютно подготовленным к решению задач патриотического воспитания обучающихся?
  • Хотели бы вы пройти повышение квалификации, ознакомиться с передовыми практиками патриотического воспитания?

Следует отметить, что в ходе беседы была получена важная информация относительно оценки учителями собственной готовности к решению задач патриотического воспитания обучающихся. Все учителя (6 учителей) отмечают, что организованная физкультурно-спортивная деятельность имеет значительные возможности в решении задач патриотического воспитания. Респондентами был отмечен опыт собственной работы по решению задач патриотического воспитания. Все участники беседы отметили, что не считают себя абсолютно подготовленными к решению задач патриотического воспитания и хотели бы ознакомиться с передовыми практиками патриотического воспитания.

Большое значение для решения задач воспитания, в том числе патриотического имеет школьный спортивный клуб.

В ходе курсовой работы 3 курса Мы провели анкетирование среди трех школ (МБОУ СШ №9, МБОУ СОШ №29, МБОУ «Естественно-научный лицей»), в котором приняли участие 6 учителей физической культуры. Им предлагалось ответить на 19 вопросов. После чего Мы выяснили, что в школах г. Сургута спортивные клубы существуют формально и не выполняют свои задачи, представленные на рис. 2.

 

Рисунок 2. Задачи школьного спортивного клуба

 

Деятельность школьного спортивного клуба направлена на создание таких условий, как: организация предметно-пространственной среды образовательного учреждения, включение обучающихся в процесс организации физкультурно-спортивной деятельности и регулярное участие обучающихся в соревнованиях.

Организация предметно пространственной среды образовательного учреждения является также одним из педагогических условий патриотического воспитания.

В соответствии с направлением нашего исследования пространственная среда должна быть насыщена знаками и символами спортивных достижениях России, применением государственной символики при организации физкультурно-спортивных мероприятий.

Требования к организации предметно пространственной среды:

1. Администрация школы, учителя, обучающиеся, родители принимают участие в создании образовательной среды;

2. Должна быть использована символика страны: текст гимна, флаг, портрет президента;

3. Наглядные материалы должны быть напечатаны крупным шрифтом и располагаться на такой высоте, чтобы обучающиеся могли прочитать все, что там написано и воспользоваться данной информацией;

4. На стенде должны присутствовать достижения обучающихся;

5. В школе должен функционировать стенд с выдающимися спортсменами России и Советского Союза;

6. Для увеличения интереса следует использовать рисунки, плакаты, подделки обучающихся.

Включение обучающихся в процесс организации физкультурно-спортивной деятельности учреждения и регулярное участие в соревнованиях являются необходимыми условиями патриотического воспитания, так как при самостоятельной организации мероприятий и участию в них у школьников формируются нравственные качества.

Так в провидении соревнований с патриотической направленностью Мы придерживались следующим требованиям:

1. При планировании и проведении соревнований учитывались возрастные и физические особенности обучающихся, допустимые для данного возраста;

2. Приняли необходимые меры по технике безопасности и назначили дежурных;

3. Провели инструктаж по ТБ;

4. Организовали церемонию открытия и закрытия соревнований с использованием построения, объяснения цели и задач мероприятий, напутственных слов, поднятия флага с сопровождением гимна Российской Федерации;

5. Применялись доступные, понятные и интересные для обучающихся упражнения;

6. С целью воспитания патриотических чувств использовали упражнения для оценки теоретических знаний и практических навыков по следующим направлениям:

  • Военно-историческая подготовка (знание истории русской армии, Дней воинской славы России, погон армии России);
  • Общефизическая подготовка (бег, метание гранат, сгибание и разгибание рук в висе, упоре и т.д.);
  • Строевая подготовка (знание понятия строя, его видов, строевых команд и порядок действий по ним);
  • Огневая подготовка (разборка и сборка автомата, знание деталей автомата, тир);
  • Медицинская подготовка (оказание первой медицинской помощи);

7. Награждение победителей.

В таблице 1 представлены мероприятия, проводимые в рамках реализации педагогических условий патриотического воспитания.

Таблица 1.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации педагогических условий патриотического воспитания

 

Таким образом формирование воспитывающей образовательной среды, реализующей педагогические условия патриотического воспитания будет способствовать формирование важных ценностных ориентаций обучающихся, патриотических чувств.

В качестве рекомендаций по организации и проведению физкультурно-спортивных мероприятий с целью решения задач патриотического воспитания Мы предлагаем:

1. Проведение любого физкультурно-спортивного мероприятия, направленная на патриотическое воспитание, должно быть нацелено на формирование у обучающихся любви к Отечеству и готовности к его защите;

2. При организации и проведении мероприятий необходимо использовать величайший военно-исторический и спортивный потенциал нашей Родины;

3. При планировании мероприятий важно использовать наиболее популярные формы этой работы, начиная с Уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, Олимпийскими чемпионами и завершая военно-спортивными играми «Зарница», «Орлёнок»;

4. Осуществлять постоянное взаимодействие с самыми различными органами, организациями, объединениями, спортсменами, спортивными школами, особенно имеющими отношение к военной сфере или проявляющими к ней повышенный интерес, прежде всего из числа молодёжных организаций;

5. Отличительной особенностью мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, является его достаточно высокая степень организованности, дисциплины и исполнительности с обязательным использованием гимна, церемоний открытий и закрытий соревнований, поднятием флага Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Апциаури Л.Ш. Система современного спорта как фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. - 2018. - № 6. - С. 164-166.
2. Владимир Путин предложил нововведения в развитие физкультуры и детско-юношеского спорта. 6 октября 2020 г. Мин-просвещения России. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/ Минпросвещения России (дата посещения 21.07.2022)
3. Печерцева О.Н., Танаева З.Р. Современные технологии спортивно-патриотического воспитания детей и подростков. – 2021. Человек. Спорт. Медицина. Т. 21, № S1. – С. 80–85 // URL: https:// cyberleninka.ru (дата обращения: 21.06.2022).
4. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции г. Уфа, 2018 г.) / отв. ред. С.Т. Аслаев. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. – 276 с.
5. Сафеев С.Б., Усманов В.Ф., Кругликова В.С. Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. – 2020. – С. 462–464.