Статья:

ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(208)

Рубрика: Химия

Выходные данные
Яковенко Д.В. ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 29(208). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/208/117188 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ

Яковенко Дарья Владимировна
магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск
Пинко Павел Иосифович
научный руководитель, канд. хим. наук, доц. кафедры химии, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В настоящее время в школьной программе поверхностно раскрывается тема биологически активные соединения. Но в современных природных экологических условиях для изучения БАВ нужно отводить как можно больше времени, так как повышается внимание к здоровью человека. Нужно давать более подробное представление школьникам. И конечно возникает вопрос, за счет каких часов увеличить время изучения БАВ. Можно в школах вести элективный курс по химии, что позволит увеличить количество часов, для изучения тех или иных тем.

 

Ключевые слова: биологически активные вещества, химия, школьная программа, элективный курс.

 

Перед современной школой стоит проблема реализации идеи концепции профильного обучения, требующего учета интересов и склонностей учащихся и предоставляющего возможность выбора собственной траектории обучения. В настоящее время в школьной программе поверхностно раскрывается тема биологически активные соединения.

Биологически активные вещества (БАВ) – это неорганические и органические вещества, которые при небольших концентрациях обладают высокой физиологической активностью. Они могут оказывать влияние, на обменные процессы замедлять их или усиливать в организме человека, животных, растений, бактерий, вирусов.

В школьном курсе химии, действительно, биологически активные вещества изучают очень поверхностно, только в 9 и 10 классе. В учебной программе отведено недостаточно часов для данной темы,  2-3 часа в зависимости от класса. В основном изучаются только белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры, ферменты, аминокислоты. Рассматривают химическую формулу и свойства очень кратко. Нет указания ни на значение этих веществ, ни нахождение в природе.

Если рассматривать школьные программы профильных классов, где одним из профильных предметов является химия, то в таких школьных курсах уже более подробно и расширено изучаются БАВ. На данную тему  выделяется достаточное количество часов. Изучаются дополнительно моносахариды, дисахариды и полисахариды, жиры и масла, аминокислоты, пептиды, белки, аминокислоты, нуклеиновые кислоты. Но не в каждой школе есть профильное обучение, поэтому и возникает вопрос, как можно расширить представления для школьников, обучающихся в общеобразовательной школе. Одним из вариантов является элективный курс.

Данный курс позволит не только расширить представления о БАВ, но и повысить интерес школьников к предмету химия. Ведь химия-это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы уже не можем обойтись без научных достижений химии, они окружает нас повсюду. Без химии не было бы той цивилизации, которую мы создали, не было бы и прогресса, откажись мы от неё. Но наша задача - это грамотное и безопасное использование достижений этой важной области знаний.

Химия биологически активных веществ изучает строение и биологические функции важнейших компонентов живой материи, в первую очередь биополимеров и низкомолекулярных биорегуляторов, уделяя основное внимание выяснению закономерностей взаимосвязи между структурой и биологическим действием. По существу, она является химическим фундаментом современной биологии. Разрабатывая основополагающие проблемы химии живого мира, биоорганическая химия способствует решению задач получения практически важных препаратов для медицины, сельского хозяйства, ряда отраслей промышленности. Поэтому тема БАВ актуальна, как для настоящего, так и для будущего времени.

Для элективного курса я взяла тему «Получение биологически активных веществ из растительного сырья». Такой выбор связан с тем, что в последние десятилетия, несмотря на большое количество синтетических лекарственных препаратов, используемых в современной ветеринарии и медицине, интерес к лекарственным средствам народной медицины так же пользуется большой популярностью.

Известно, что применение средств растительного происхождения, прежде всего, объясняется их высокой биологической активностью. Природные химические соединения, как правило, обладают менее вредным воздействием на животный и человеческий организм, чем их синтетические аналоги и вещества с искусственно созданной структурой, а это в свою очередь, позволяет применять их с лечебной и профилактической целью при различных болезнях животных.

 

Список литературы:
1. Лисичкин Г.В., Леенсон И.А. Содержание школьного курса химии: новый взгляд на старую проблему. Химия в школе. 2006, №4,
2. Ким А.М. Органическая химия: учебное пособие. – Новосибирск, 2002.
3. Рудзитис Г.Е., Ф.Г. Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для общеобразовательных организаций. -6-е изд. – Москва: Просвещение, 2019.
4. Неверова О.В. ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ
5. Валиева Н.Г. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – ИСТОЧНИКИ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ