Статья:

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(209)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Барсуков И.Н. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 30(209). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/209/117519 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Барсуков Иван Николаевич
магистрант, Благовещенский государственный педагогический университет, РФ, г. Благовещенск

 

Революционные события 1917 г. резко изменили систему образования. Подготовка педагогических кадров была полностью взята под контроль государства. Создана целая обособленная система педагогического образования на основе специальных педагогических учебных заведений, которые занимались подготовкой учителей. Данная система состояла из педагогических училищ, готовившие воспитателей дошкольных учреждений и учителей для начальной школы; педагогические институты, готовившие учителей для средней школы. Именно тогда и было введено бесплатное образование. Вводится выборность всех педагогов и административно педагогических должностей. В вузах всеми студенческими делами занимаются сами студенты. Создаются школьные советы, в которые входят и представители трудового населения. Развивается самоуправление учащихся, их творческая активность. Предметные студенческие комиссии оценивали работу преподавателей, участвовали в обсуждении лекций, педагогической деятельности. Вузы сами вырабатывали учебные программы и планы, выбирали деканов, ректоров, заведующих кафедрами. После Гражданской войны создаются такие учебные заведения как школы-коммуны, детские городки. Коренные изменения в образование внесли постановления ЦК ВКП (б) 30-х годов о школе. Были отменены комплексные программы. Появляются классные руководители. На их место установили предметное обучение и обязательные проверочные испытания в конце учебного года для всех учеников. На смену самоуправлению в школе приходит единоначальное управление. С 1930 года было введено всеобщее обязательное начальное 4-ех летнее образование. Новое развитие получило среднее и высшее образование. В стране создается первоклассная система профессионально-технического образования. Но в тоже время закрываются творческие лаборатории, группы, школы. В период войны, школа была учебно-воспитательным учреждением и решала одну главную задачу —глобальный охват учебой детей школьного возраста. Создавались суворовские и нахимовские военные училища. 50-е гг. — это период расцвета народного образования. Именно в это время появились новые типы общеобразовательных учреждений: школа рабочей молодежи, вечерние начальные и семилетние школы для сельской молодежи [1]. С 1953 г. наступает период оттепели. Основные изменения в этот период:

- создаются первые школы-интернаты;

- вводится всеобщее обязательное семилетнее обучение;

- вводится производственная практики;

- вводится 8-ми летнее обязательное образование.

- вводится конкурсный прием в высшие учебные заведения.

К 1976 г. закончился переход к всеобщему среднему образованию. Вводились новые учебные планы и программы. Начальная школа стала 3-х летней. Ее основными направлениями и задачами были: обучение детей с шести лет; завершение и подъем уровня всеобщего среднего образования с введением новых учебных предметов (информатика и др.); всеобщее профессиональное образование; улучшение подготовки и материального положения учителей и других педагогических работников и т. д. В 1986 г. принимается решение о перестройке высшего и среднего специального образования. Педагогическое образование оказалось не в состоянии справиться с задачами, возникшими в связи с изменяющейся образовательной и социальной ситуацией. Низкое качество подготовки педагогических кадров не удовлетворяло потребности школ и общества. Таким образом это привело к необходимости реформы системы подготовки педагогов. В 1988 г. на Всесоюзном съезде работников народного образования были одобрены базовые принципы реформы образования: гуманитаризация, демократизация, гуманизация,  народность и национальный характер, открытость, плюрализм, регионализация, развивающий и деятельностный характер, дифференциация и непрерывность образования. Эти принципы служат основой для радикальных изменений в целях, структуре, содержании и технологии педагогического образования. Реформа системы педагогического образования особенно активно развернулась во второй половине 1990-х гг. К положительным сдвигам относится появление документов, определяющих концепцию развития образования и школы: Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) и Конституция Российской Федерации (1993 г.). Обозначились тенденции демократизации и гуманизации школы. Появляются альтернативные школы разных форм собственности. Образовательная политика России учитывает общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия;

- ускорение темпов развития общества;

- возрастание роли «человеческого капитала».

- возникновение глобальных проблем.  [2]

Важнейшей стороной изменения педагогического образования является поиск новых методологических подходов к проектированию педагогического образования и поэтапная реализация стандартизации педагогического образования. В постсоветский период быстрее развивались педагогические идеи. Сформировались теоретические представления о культурологических идеях, лично-ориентированных, деятельностных основах содержания педагогического образования и др. Также появились общетеоретические подходы к формированию содержания педагогического образования: личностный, культурологический, деятельностный.

 

Список литературы:
1. Янборисов М.Х. Советская общеобразовательная школа в конце 20-х - начале 30-х годов XX века: опыт, проблемы, уроки (на материалах республики Башкортостан) Вестник Башкирского института Т.20, №1, 2015, С.303-305
2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.. – 374-394 с.