Проблема нравственного воспитания подростков
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)
Рубрика: Культурология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)
Проблема нравственного воспитания подростков
В настоящее время проблема нравственного воспитания подростков. Дело в том, что современное общество диктует ее гражданам определенные правила поведения, нормы морали. Чтобы каждое последующее поколение понимало специфику окружающего мира, тенденции его развития необходимо формировать и прививать их, что на протяжении многих веков делают родители и педагоги. Это не удивительно, поскольку с раннего детства важно объяснять ребенку основы морали и нравственности (что такое хорошо, а что такое плохо), правила поведения в обществе и ценности.
Сегодня средства массовой информации, интернет-ресурсы, телевидение и социальные сети стали доступными. Наряду с развивающими и окультуривающими программами, они, зачастую, несут в себе пропаганду аморального поведения. А подростки, в свою очередь, «примеряют» и проецируют данное поведение на себе (не всегда положительное). Можно сказать, что общество всерьез занимается проблемами экономики, политики и рыночных отношений, но проблемы воспитания оставляет решать, чаще всего, только в рамках общеобразовательных учреждений. А ведь это совсем непростая задача, требующая опоры на разумное и нравственное в человеке, определения ценностных основ собственной жизнедеятельности, обретения чувства ответственности за сохранение моральных основ общества.
Выясним суть термина «нравственная культура». В энциклопедическом словаре педагогов он интерпретируется как «состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил [1]. Так, нравственная культура выражается в обычаях, нормах поведения, нравах, ценностных ориентациях, в оценках добра и зла, в понимании счастья, героизма, в отношениях к любви и дружбе. Общеизвестно, что граждане в обществе с высокой нравственной культурой живут в согласии со своей совестью, в гармонии с внешним миром и властью, они никому не причиняют ущерба и живут по «золотому правилу», никому не причиняя зла. Нравственная культура является важной этической и культурологической категорией». Это одна из форм производства, наследования нравственности общества [2]. Но если нормы общества будут изменены в процессе формирования какой-либо субкультуры подростков, то человек, а в дальнейшем и общество в целом, могут вернуться к истокам существования.
Данный вопрос для педагогики не является новым. Аристотель и Платон уделяли ему важное значение. В частности, Аристотель считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется путем воспитания, в том числе и нравственного. Платон высказывал ряд важных мыслей о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.
Спустя много веков, Я.А. Каменский (1592 – 1670) в трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней» [3]. Там же можно встретить народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [3]. Это доказывает необходимость нравственного воспитания для подрастающего поколения, которую в последующие эпохи развивали ученые с еще большей силой. К примеру, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн и другие.
Русские педагоги, просветители, философы А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен рассматривали нравственное воспитание как необходимое условие для гармоничного развития личности. К примеру, Л.Н. Толстой считал, что единственная из всех наук, которую должен знать человек, это главнейшая наука как жить и как себя вести.[4] Сущность нравственного воспитания охарактеризовал К.Д. Ушинский в своей статье «О нравственном элементе в воспитании». Он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» [5]. От части, мы согласны с этим высказыванием, так как ребенок изначально должен усвоить все ценности и нормы морали. Это нужно для того, чтобы быть воспитанным человеком в будущем. Здоровое общество – это в первую очередь воспитанное общество. Если люди знают как вести себя на публике, взаимодействовать с окружающими, как поступать в той или иной ситуации и не быть примером для обсуждений из-за аморального поведения, то и дальнейшее развитие, получение знаний, обмен опытом будет происходить в непринужденной обстановке. А самое главное – ему будет легко адаптироваться в любой социальной среде.
Для современного поколения достаточно часто «идолами поведения», примерами для подражания являются публичные и известные люди, блоггеры, имеющие авторитет среди подростков, но не всегда являющиеся носителями нравственности. К примеру, телевидение за последние годы стало все чаще транслировать деструктивные нормы (истории о ранних беременностях, употреблении запрещенных веществ и алкоголя), использовать ненормативную лексику. Не удивительно, что подростки стали воспринимать это не как показатель неправильного поведения, а напротив, как один из способов стать известным, поймать так называемый «хайп». Стремясь стать известным, поймать «хайп», ребенок начинает участвовать в челленджах (своего рода эстафета на современном слэнге), которые имеют двоякий характер. Одно дело, когда люди начинают по очереди помогать бездомным животным и пожилым людям, другое дело, когда они соревнуются в лучших оскорблениях, или унижениях бездомных людей. Само собой разумеющееся, что виноваты в подобном воспитании родители, которые с рождения не объяснили ребенку как нельзя и как можно себя вести в социуме. Также влияет окружение, в котором находится ребенок. В переходном возрасте для детей примером являются друзья, считая родителей не такими, как они. И родитель обязан создать с ребенком дружеские отношения, обязан поддерживать его, направлять в нужное русло и подсказывать правильное решение в том или ином поступке. А для того, чтобы это получилось без ошибок, есть школьный педагог, который в любой момент должен вместе с родителем сделать все возможное для устранения появившейся проблемы, либо сделать все, чтобы проблем не возникало. Ведь учитель обладает теми компетенциями, которых нет у родителей, и имеет те знания и способы подхода, о которых родители могут не иметь понятия.
Поэтому учителя и родители обязаны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы оно потом было в состоянии осознать свои поступки с точки зрения нравственности. Ведь нравственное воспитание – это одна из главных составляющих человека и окружающие должны осознавать сущность данной проблемы и начать взаимодействовать для ее решения. И лишь при совместном взаимодействии поколение будет расти воспитанным, умным и вбирать в себя только лучшие качества, о которых знает общество.