Статья:

Проблема нравственного воспитания подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Макшанова А.А. Проблема нравственного воспитания подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 21(21). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/21/29206 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема нравственного воспитания подростков

Макшанова Анна Андреевна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Василина Дарья Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

В настоящее время проблема нравственного воспитания подростков. Дело в том, что современное общество диктует ее гражданам определенные правила поведения, нормы морали. Чтобы каждое последующее поколение понимало специфику окружающего мира, тенденции его развития необходимо формировать и прививать их, что на протяжении многих веков делают родители и педагоги. Это не удивительно, поскольку с раннего детства важно объяснять ребенку основы морали и нравственности (что такое хорошо, а что такое плохо), правила поведения в обществе и ценности.

Сегодня средства массовой информации, интернет-ресурсы, телевидение и социальные сети стали доступными. Наряду с развивающими и окультуривающими программами, они, зачастую, несут в себе пропаганду аморального поведения. А подростки, в свою очередь, «примеряют» и проецируют данное поведение на себе (не всегда положительное). Можно сказать, что общество всерьез занимается проблемами экономики, политики и рыночных отношений, но проблемы воспитания оставляет решать, чаще всего, только в рамках общеобразовательных учреждений. А ведь это совсем непростая задача, требующая опоры на разумное и нравственное в человеке, определения ценностных основ собственной жизнедеятельности, обретения чувства ответственности за сохранение моральных основ общества.

Выясним суть термина «нравственная культура». В энциклопедическом словаре педагогов он интерпретируется как «состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил [1]. Так, нравственная культура выражается в обычаях, нормах поведения, нравах, ценностных ориентациях, в оценках добра и зла, в понимании счастья, героизма, в отношениях к любви и дружбе. Общеизвестно, что граждане в обществе с высокой нравственной культурой живут в согласии со своей совестью, в гармонии с внешним миром и властью, они никому не причиняют ущерба и живут по «золотому правилу», никому не причиняя зла. Нравственная культура является важной этической и культурологической категорией». Это одна из форм производства, наследования нравственности общества [2]. Но если нормы общества будут изменены в процессе формирования какой-либо субкультуры подростков, то человек, а в дальнейшем и общество в целом, могут вернуться к истокам существования.

Данный вопрос для педагогики не является новым. Аристотель и Платон уделяли ему важное значение. В частности, Аристотель считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется путем воспитания, в том числе и нравственного. Платон высказывал ряд важных мыслей о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.

Спустя много веков, Я.А. Каменский (1592 – 1670) в трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней» [3]. Там же можно встретить народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [3]. Это доказывает необходимость нравственного воспитания для подрастающего поколения, которую в последующие эпохи развивали ученые с еще большей силой. К примеру, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн и другие.

Русские педагоги, просветители, философы А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен рассматривали нравственное воспитание как необходимое условие для гармоничного развития личности. К примеру, Л.Н. Толстой считал, что единственная из всех наук, которую должен знать человек, это главнейшая наука как жить и как себя вести.[4] Сущность нравственного воспитания охарактеризовал К.Д. Ушинский в своей статье «О нравственном элементе в воспитании». Он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» [5].  От части, мы согласны с этим высказыванием, так как ребенок изначально должен усвоить все ценности и нормы морали. Это нужно для того, чтобы быть воспитанным человеком в будущем. Здоровое общество – это в первую очередь воспитанное общество. Если люди знают как вести себя на публике, взаимодействовать с окружающими, как поступать в той или иной ситуации и не быть примером для обсуждений из-за аморального поведения, то и дальнейшее развитие, получение знаний, обмен опытом будет происходить в непринужденной обстановке. А самое главное – ему будет легко адаптироваться в любой социальной среде.

Для современного поколения достаточно часто «идолами поведения», примерами для подражания являются публичные и известные люди, блоггеры, имеющие авторитет среди подростков, но не всегда являющиеся носителями нравственности. К примеру, телевидение за последние годы стало все чаще транслировать деструктивные нормы (истории о ранних беременностях, употреблении запрещенных веществ и алкоголя), использовать ненормативную лексику. Не удивительно, что подростки стали воспринимать это не как показатель неправильного поведения, а напротив, как один из способов стать известным, поймать так называемый «хайп». Стремясь стать известным, поймать «хайп», ребенок начинает участвовать в челленджах (своего рода эстафета на современном слэнге), которые имеют двоякий характер. Одно дело, когда люди начинают по очереди помогать бездомным животным и пожилым людям, другое дело, когда они соревнуются в лучших оскорблениях, или унижениях бездомных людей. Само собой разумеющееся, что виноваты в подобном воспитании родители, которые с рождения не объяснили ребенку как нельзя и как можно себя вести в социуме. Также влияет окружение, в котором находится ребенок. В переходном возрасте для детей примером являются друзья, считая родителей не такими, как они. И родитель обязан создать с ребенком дружеские отношения, обязан поддерживать его, направлять в нужное русло и подсказывать правильное решение в том или ином поступке. А для того, чтобы это получилось без ошибок, есть школьный педагог, который в любой момент должен вместе с родителем сделать все возможное для устранения появившейся проблемы, либо сделать все, чтобы проблем не возникало. Ведь учитель обладает теми компетенциями, которых нет у родителей, и имеет те знания и способы подхода, о которых родители могут не иметь понятия.

Поэтому учителя и родители обязаны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы оно потом было в состоянии осознать свои поступки с точки зрения нравственности. Ведь нравственное воспитание – это одна из главных составляющих человека и окружающие должны осознавать сущность данной проблемы и начать взаимодействовать для ее решения. И лишь при совместном взаимодействии поколение будет расти воспитанным, умным и вбирать в себя только лучшие качества, о которых знает общество.

 

Список литературы:
1. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 937 с. 
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 171 с. 
3. Константинов, Н.А. История педагогики [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – Москва: Просвещение, 1982. – 445 с. 
4. Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете [Текст] / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание. – 2003. - №10. – С. 96-103. 
5. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст]: в 10 т. / К.Д. Ушинский. – Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1950. – 9 т. – 775 с.