Статья:

Проблемы развития местного самоуправления в сельской местности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Леонтьев А.В. Проблемы развития местного самоуправления в сельской местности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 21(21). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/21/29482 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы развития местного самоуправления в сельской местности

Леонтьев Алексей Владимировиич
магистрант, Тюменский индустриальный университет, РФ, г. Тюмень

 

В прошлые столетия сельское хозяйство почти везде было ведущей отраслью национальной экономики.

В самых экономически развитых странах, сельское хозяйство в большей степени становится бюджетной отраслью, чем рыночной. В России, с её климатическими особенностями, в ещё большей степени требуется бюджетная поддержка села и сельского хозяйства, [2, с. 23]. Очевидно, настало время перейти от частных - прагматических вопросов развития аграрной экономики к более общим и фундаментальным вопросам бытия крестьянства и села, от которых зависит сама сельская экономика.

Сегодня за достаточно продолжительное время в современной России государство выступает с позиций защиты крестьян, справедливо считая что аграрный сектор (АПК), есть стратегические ресурсы, продовольствие, демография, экология и все, что с этим связано. В этом направлении уже достаточно много сделано в последние годы но все же в этом направлении остается еще достаточно много вопросов, которые необходимо поступательно решать. Предстоит определиться, как в дальнейшем будет строится развитие сел, какие необходимо принять решения и что нужно сделать для того, чтобы молодые люди оставались на свое родной земле, трудилась, создавали семьи, стремилась и не боялись, а с гордостью смотрели в будущее. Данная тема сегодня очень актуальна и этот вопрос необходимо решать в связке с темой повышения эффективности взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления.

Сельские поселения: общие проблемы самоуправления в сельской местности.

В состав муниципального образования (городского и сельского поселения, а также городского округа) могут входить один или несколько населенных пунктов. Следовательно, понятие сельское поселение (муниципальное образование) и населенный пункт не являются тождественными. Сельское поселение является одним из типов муниципальных образований в России. Оно представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов - поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов, и других сельских населенных  пунктов) в которых местное самоуправление осуществляется населением напрямую через выборные органы местного самоуправления.

Сельское поселение входит в состав муниципального района. Этот тип муниципального образования появился в ходе муниципальной реформы с принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Часто сельское поселение соответствует сельсоветам, которые имели актуальность во времена советского союза. В некоторых регионах современной России такое понятие, как «сельсовет» не потеряло свою актуалльность и по сей день и зачастую используется как синоним сельскому поселению или используется в названиях поселений, [4, с. 231].

В состав территории сельского поселения, как известно входит один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения  более одной тысячи человек (для территории с более высокой плотностью населения эта цифра может достигать более трех тысяч человек) и (или) объединенные общей территорией несколько  сельских поселений с численностью  населения менее одной тысячи жителей каждый.

Административный центр сельской территории поселения, как правило образуется и располагается с учетом особенностей местных традиций, обычаев, сложившийся социальной инфраструктуры. Расстояние до такого центра определяется с учетом пешей доступности до него и обратно в течение дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в данную территорию. Однако данное условие не актуально и фактически не работает на территориях с низкой плотностью населения, а также для отдаленных и труднодоступных мест. В качестве такого примера можно привести сельские населенные пункты входящие в состав Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа (село Ныда, село Нори, село Кутопьюган).

Таким образом, на современном этапе в Росиийской Федерации плотность населения сельских территорий (поселений) может варьироваться в достаточно широком спектре: от нескольких  десятков человек до достаточно крупного поселения чиленностью от пятнадцати до двадцати тысяч жителей, [2, с. 123].

На фоне огромной численности чиновничьего аппарата во различных ветвях власти, общая численность специалистов органов местного самоуправления выглядит очень скромно. Здесь также стоит отметить, что заработная плата служащих органов местного самоуправления по сравнению с заработной платой специалистов, замещающих аналогичные должности государственной гражданской службы существенно отличается.

Характер взаимодействия региональной государственной власти с органами местного самоуправления напоминает воронку. Эта метафора, как нельзя лучше наглядно показывает реальные проблемы местного самоуправления, в том числе и на селе. Считается, что «верхам» можно избегать данных проблем или каким-либо образом не обращать на них внимание, но чем дольше это происходит, тем более вероятнее становится для них опасность быть затянутыми этой воронкой. Не решаемость проблем на местном уровне, является прямым следствием невнимания к проблемам местного самоуправления, данная ситуация недопустима. В этой связи руководителям субъектов Российской Федерации было бы целесообразно обратить особое внимание процессам и проблемам происходящим на уровне территорий сельских поселений.

Во большинстве развитых стран есть понимание, что благополучие и благосостояние нации начинает складываться с эффективной работы органов местного самоуправления. Именно поэтому в для них создаются все необходимые условия, для проявления исключительности и полноты своих управленческих  прав и полномочий.

Статей 12 Конституции РФ 1993 года впервые местное самоуправление объявлено одной из  основ конституционного строя России.

Таким образом можно говорить о том, насколько действующей является система органов местного самоуправления, настолько конституционной является функционирующая система управления в стране.

Конституция РФ также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но вместе с тем входят в систему органов публичной власти. Управленческие отношения по предметам ведения и в объеме полномочий органов местного самоуправления регламентирует муниципальное право, как комплексная отрасль права оно использует правовые нормы других отраслей права, в частности административного. Однако, сложность, комплексность, и объемность норм административного законодательства негативно влияет на эффективность деятельности органов местного самоуправления из-за отсутствия законодательно закрепленных административных процедур.

Данные проблемы приобрели большую актуальность с вступлением в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Учитывая, что сельское население составляет около 27% от общего населения страны, на село приходится 42% бедных в стране людей.

По направлениям к Северу и к Востоку увеличивается экстремальность почвенно-климатических и других географических условий жизнедеятельности, создающие дополнительные проблемы и препятствия сельским муниципальным образованиям. Ранее уже приводился пример сельских поселений входящих в состав Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа, здесь же хотелось бы отметить проблему завоза топливных дров сельским поселениям, которая в условиях географической особенности сельских территорий (с. Кутопьюган, с. Ныда) возможна только лишь в короткий и для северных территорий непродолжительный период летней судоходной навигации.

Вместе с тем пожалуй самой важной проблемой для данных территорий является сельская бедность, особенность которой в том, что она касается и работающих слоев населения, [5, с. 231].

Если судить по повсеместному дефициту местных бюджетов, то проект доходной части бюджетов в настоящее время нигде не исполняется. В России село вместе с сельскохозяйственными функциями выполняет и ряд важнейших социальных функций, в том числе: осуществляет социальный контроль над территориями, сохраняет народные культуры, обычаи, решает вопросы, решает проблемы продовольственной безопасности нашей страны и т.д.

Сложившееся в России неравномерное размещение населения на ее огромной территории обуславливает и неравномерное распределение сельских населенных пунктов на всей территории страны; в восточных округах (от Урала), занимающих 77% территории России находятся 13,3% сельских населенных пунктов, в то время как 86,7% их числа находятся в западных округах (23% территории). Эта уникальная ситуация определяет особенности жизнедеятельности сельских территорий на Западе и на Востоке страны.

Эффективное решение проблем села ученые и практики возлагают на муниципальную реформу, которая как полагается должна предоставить своего рода простор развитию муниципального (местного) самоуправления. Однако, в настоящее время региональные власти стоят отношения с местным самоуправлением, как со своей административной подсистемой.

Местное самоуправление самый близкий к народу институт власти. Сегодня органам местного самоуправления в том числе и сельских поселений переданы большие полномочия но к сожалению, средств на реализацию необходимых проектов выделяется недостаточно. Основная задача комплексного развития территорий это устранение огромной пропасти между уровнем жизни в городах и селах, необходимо, чтобы все граждане страны независимо от места проживания, имели одинаковый доступ к комплексному набору услуг. Если качественно изменить условия жизни на селе то соответственно здесь будет оставаться молодежь, сюда поедут специалисты, в том числе врачи, учителя в которых так остро нуждаются сельские муниципалитеты.

На сегодняшний день уже достаточно много делается для привлечения молодых специалистов к работе в сельской местности, в том числе и финансовое стимулирование вчерашних выпускников медицинских и педагогических вузов. Увеличение заработной платы специалистов бюджетной сферы до городского уровня или выше, значительно могло бы поменять ситуацию с кадровой политикой на селе.

 

Список литературы:
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ 12 он декабря 1993 года.
2. Федеральный еще закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с еще изм. и доп., вступ. в силу с 16.12.2017).
Научная и учебная литература
3. Адамоков Б.Б. Уставы муниципальных он образований. Проблемы правового еще регулиро-вания в субъектах еще Российской Федерации. Монография / Б.Б. Адамоков. - М.: Проспект, 2017. - 322 c.
4. Алексеев И.А. Муниципально-правовая он ответственность. Проблемы теории и еще практики / И.А. Алексеев. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
5. Баженова О.И. Правовые основы он муниципальной хозяйственной еще деятельности / 
О.И. Баженова, Н.С. Тимофеев. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 256 c.
6. Баландина Г.В. Таможенно-тарифная еще политика и стимулирование еще инноваций в России / Г.В. Баландина, Н.П. Воловик, С.В. Приходько. - М.: Дело АНХ, 2012. - 228 c.
7. Вифлеемский А.Б. Новое правовое еще положение государственных (муниципальных) учреждений. Закон о монетизации он бюджетной сферы / А.Б. Вифлеемский. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2016. - 312 c.