Финансовое оздоровление как процедура банкротства
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)
Финансовое оздоровление как процедура банкротства
Практика функционирования рыночного механизма хозяйствования инспирирует объективную реальность: определенное количество субъектов (организации все форм собственности, предприятия, фирмы и пр.) утрачивает должную степень финансовой устойчивости, запаса финансовой прочности и становятся банкротами.
В РФ финансовое оздоровление понимается в качестве относительно обособленной процедуры, этапа процессов банкротства.
Объектом данной процедуры является должник - то есть не имеющий в текущий период времени необходимых финансово-экономических ликвидных ресурсов; цель процедуры - восстановление относительной платежеспособности хозяйствующего субъекта и реализация, в конечном счете, последовательного погашения имеющейся задолженности в строгом соответствии со сформированным и утвержденным графиком.
Фактически процедура финансового оздоровления как процедура банкротства обнаруживает наличие двух одновременно реализуемых «практических вектора».
Во-первых, фактически после ее начала должник начинает последовательную деятельность по погашению имеющихся задолженностей соответствующему кругу контрагентов. Во-вторых, происходит реализация комплекса неотложных финансово – экономических и организационных мер, направленных собственно на финансовое оздоровление предприятия, на повышение уровня его финансовой устойчивости.
Основанием для рассматриваемой процедуры выступает должным образом оформленное ходатайство. Оно составляется либо самим должником, либо кругом определенных законодателем лиц.
Данное ходатайство подается и в арбитражный суд, и временному управляющему, сопровождается пакетом финансово – экономических документов. Срок подачи - не позднее пятнадцати дней до согласованной даты собрания кредиторов.
Решение о начале процедуры финансового оздоровления принимается судебной инстанцией - арбитражным судом - на основании решения собрания кредиторов. При этом именно суд уполномочен определить и назначить лицо, которое именуется административным управляющим и выступает в качестве «менеджера» при реализации всех этапов финансового оздоровления.
Собственно само дальнейшее управление предприятием – должником осуществляется, в большинстве случаев, сформированными ранее органами его управления, при этом - данный аспект подчеркнем отдельно - судебная инстанция может отстранить руководителя предприятия - банкрота от должности.
Основания для подобного решения суда - ходатайство собрания кредиторов, ходатайство субъектов, предоставивших обеспечение, ходатайство административного управляющего.
Имеет место ряд значимых ограничений, который реализуются в процессе финансового оздоровления. Так, к примеру, должнику - без согласия административного управляющего - запрещено заключать и реализовывать сделки, которые бы увеличивали задолженность более чем на пять процентных пункта от общей суммы требований кредиторов, которые были внесены в реестр.
Важно отметить: срок всех этапов финансового оздоровления не может превышать два года. Не менее чем за один месяц до окончания названного срока предприятие - должник обязано предоставить административному управляющему комплексный пакет документов: отчет о результатах проведения рассматриваемой процедуры и соответствующие бухгалтерские документы.
По результатам анализа данного пакета документов административный управляющий обязана составить заключение о проведении процедуры финансового оздоровления, направляемое соответствующему кругу кредиторов.
В случае, если круг требований кредиторов остался неудовлетворенным либо в случае непредоставления отчета, в обязанности административного управляющего входит организация очередного собрания кредиторов, которое, в свою очередь, может обратиться в арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении должника процедур внешнего управления.
В настоящее время высокая нестабильность национальной и мировой экономики, а также ограничение доступа российских коммерческих банков к международным долговым рынкам способствуют усилению рисков наступления несостоятельности в банковской системе.
Высокий уровень инфляции оказывает негативное влияние на формирование процентных доходов банков для поддержания достаточности капитала и расширения масштабов деятельности.
Низкий объем резервов фонда страхования вкладов стимулирует регулирующие органы более активно использовать финансовое оздоровление. Между тем для повышения общественного благосостояния требуется в первую очередь усиление эффективности надзора в части ограничения рисковой политики банков и ликвидации возможностей по манипулированию отчетностью.
Реализация процедуры финансового оздоровления должна также способствовать повышению конкуренции в банковской отрасли и снижению общественных расходов на спасение коммерческих банков.
Финансовое оздоровление влечет за собой следующие изменения: предъявление требований кредиторов осуществляется в соответствии с положениями Закона; меры по покрытию долгов организацией, введенные до финансового оздоровления, упраздняются; арест имущества и установление ограничений касательно распоряжения собственностью организации производится в рамках действующего Закона по решению арбитражного суда; временно не осуществляются выплата имущественных взысканий за исключением исполнительных документов, которые были выданы до стадии оздоровления; приостанавливаются все действия, связанные с куплей-продажей акций учредителей; прекращаются выплаты дивидендов и выплата доли прибыли учредителям; запрещается переуступка долга юридического лица, если она влечет нарушение очереди погашения задолженностей перед кредиторами; штрафные санкции за просрочку платежей начисляются только на текущие платежи.
В целях повышения результативности финансового оздоровления целесообразным будет: установить зависимость размера финансового обеспечения от величины финансового риска, в частности от уровня показателя обеспеченности обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов, его реальными активами по балансовой стоимости; дополнить Методические рекомендации по подготовке плана финансового оздоровления дополнительными разделами, включающими оценку финансовых рисков и прогноз финансового состояния организации.
На практике рекомендации могут, с одной стороны, ограничить возможности введения процедуры финансового оздоровления, а с другой – обеспечить более ответственный подход всех участников института банкротства к принятию решения о будущем организации-должника и повышению результативности проведения процедуры.