Статья:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(210)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сердюков И.В., Якунин Д.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 31(210). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/210/117630 (дата обращения: 21.06.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА

Сердюков Иван Владимирович
студент ФГБОУ ВО Хабаровский государственный университет экономики и права РФ, г. Хабаровск
Якунин Дмитрий Владимирович
канд. юрид. наук, заведующий кафедрой трудового и предпринимательского права ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права», РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. Проблематика темы исследования заключается в том, что животные — это особый объект гражданских правоотношений, отличающийся от других объектов в достаточной степени, чтобы посвятить его регулированию множество правовых норм. Основным нормативно-правовым актом, закрепляющим правовой статус объектов гражданского оборота, является Гражданский кодекс РФ [1] (далее – ГК РФ).

Abstract. The problematic of the research topic is that animals are a special object of civil legal relations, which differs from other objects sufficiently to devote a lot of legal norms to its regulation. The main regulatory legal act fixing the legal status of objects of civil turnover is the Civil Code of the Russian Federation [1] (hereinafter - the Civil Code of the Russian Federation).

 

Ключевые сова: животные, государственное управление, государственная политика, охрана, рациональное использование.

Keywords: animals, public administration, public policy, protection, rational use.

 

Наивысшей юридической силой в Российской Федерации обладает Конституция РФ [2]. Однако данный нормативно-правовой акт не закрепляет правовой статус животных напрямую.

Единственное упоминание термина «животные» содержится в пп. е. 5 ч. 1 ст. 114 Конституции, где на Правительство Российской Федерации возлагается обязанность по охране окружающей среды и формированию в обществе ответственного отношения к животным. Согласно абзацу 1 ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Есть и другие нормы ГК РФ, посвященные животным. В частности, к ним относятся ст. ст. 230-232 ГК РФ, регулирующие правовые отношения по обращению с безнадзорными животными. Данные нормы устанавливают случаи, когда лицо, задержавшее безнадзорное животное, может приобрести на него право собственности, а также условия, при которых такое приобретение невозможно. ГК РФ содержит и другие нормы, относящиеся к животным - ст. 221, ч. 2 ст. 225, п. 4 ч. 2 ст. 235, ст. 241 ГК РФ.

Таким образом, ГК РФ закрепляет правовой статус животных как объекта гражданского оборота – вещи - и в некоторой степени регулирует правоотношения с их участием. Однако, исходя из смысла ст. 137 ГК РФ, нормы Кодекса применяются субсидиарно постольку, поскольку другими правовыми актами не закреплено иное. Законодатель опосредованно присваивает животным статус вещи, которая требует особой охраны. Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует правовой статус участников гражданского оборота, обязательства сторон, а также имущественные права и иные стороны гражданского оборота. Думается, что для правового регулирования правоотношений по поводу животных предмет ГК РФ оказался слишком узким.

В силу положения абз. 2 ст. 131 ГК РФ при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Таким образом, необходимость особой охраны животных, закрепленная в ГК РФ и в Конституции РФ, а также принцип гуманности не позволяют отождествлять животных с другими вещами. Вместе с тем, есть и другие причины, влекущие неоднозначность правового статуса животных. Это, например, постоянная изменчивость таких объектов. Не углубляясь в основы биологии, можно сказать, что ни одна другая вещь не может изменяться так быстро, как животные.

25 апреля 1995 года вступил в силу Федеральный закон «О животном мире» [4] (далее – Закон о животном мире), который восполняет недостаточность правового регулирования животных с точки зрения их защиты как живых существ. Статья 2 Закона о животном мире регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Закон о животном мире устанавливает права и обязанности государственных органов, уполномоченных осуществлять государственную политику по защите животного мира, ответственность за незаконное изъятие животных из естественной среды обитания, а также закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц в сфере использования животного мира. Положения данного Закона содержат в частности нормы, относящиеся к приобретению прав на объекты животного мира и ограничения на эти права. Особенно важной является ст. 1 Закона о животном мире.

Согласно абзацу второму данной статьи объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное). Исходя из положений абз. 1 ст. 1 Закона животным миром считается совокупность животных, находящихся в состоянии естественной свободы. Таким образом, Закон о животном мире регулирует правоотношения в сфере использования и охраны не всех животных, а только тех, которые находятся в среде своего естественного обитания. С точки зрения гражданского законодательства нормы Закона о животном мире важны тем, что они устанавливают правила изъятия животных из естественной среды обитания и введения их в гражданский оборот.

Так, статья 34 Закона о животном мире устанавливает виды и способы пользования животным миром для физических и юридических лиц. Это - охота, рыболовство, получение полезных продуктов и другие. Согласно абз. 9 ст. 34 Закона пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Поскольку Закон о животном мире защищает не всех животных, а только тех, которые находятся в состоянии естественной свободы, для полноценной защиты всех животных был принят ещё один правовой акт - Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] (далее – Закон об ответственном обращении с животными).

Этот Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях их защиты, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными. Закон об ответственном обращении с животными предназначен для регулирования животных за пределами естественной среды обитания. В этой связи законодатель в данном нормативном акте вводит два понятия – «дикие животные в неволе» и «домашние животные». Кроме того в ч. 1 п. 6 ст. 3 настоящего закона содержится понятие животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен. Для целей регулирования животных как объектов гражданского оборота Закон об ответственном обращении с животными имеет лишь несколько важных норм. Во-первых, это ст. 13, устанавливающая запрет на использование домашних животных в предпринимательской деятельности. Во-вторых, это ст. 15, закрепляющая требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и к их содержанию.

Однако ст. 13 Закона об ответственном обращении с животными предусматривает также возможные исключения из общего правила по запрету использования животных в предпринимательской деятельности. Речь идёт о Постановлении Правительства РФ от 25 июля 2019 г. № 961 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности» [6].

Согласно этому перечню, использовать животных в предпринимательской деятельности можно в следующих случаях: 1. Разведение домашних животных и торговля ими в целях осуществления предпринимательской деятельности. 2. Использование животных в целях осуществления предпринимательской деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений. 3. Использование животных в целях осуществления предпринимательской деятельности в области реабилитационных (за исключением услуг по медицинской реабилитации) и социальных услуг. Иными словами, даже нормативные акты, направленные на охрану животного мира, содержат или ссылаются на нормы, регулирующие гражданские правоотношения или гражданский оборот.

Вместе с тем, такое обилие различных правовых актов, регулирующих правоотношения с участием животных, оставляет открытым вопрос об их правовом статусе. С точки зрения гражданского оборота – это имущество (вещь), но лишь отчасти, а с точки зрения других правовых актов – это живой организм, объект животного мира.

Таким образом, прослеживается двойственность правового регулирования животных. Согласно ст. 3 Закона о животном мире, животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Однако, судебной практики, которая была бы посвящена возмещению вреда лицам, пострадавшим из-за диких животных, мало. Физических и юридических лиц, напротив, часто привлекают к гражданской и административной ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира. Всё это свидетельствует об актуальности устранения двойственного правового регулирования животных как объектов гражданских правоотношений.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 25.02.2022) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301. 
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) 
3. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 июля 2004 г. № Ф09-2113/04ГК. Доступ из Справ. Правовой системы «Гарант». 
4. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. От 11.06.2021) «О животном мире» (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.08.2021) // «Российская газета», N 86, 04.05.1995. 
5. Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ (ред. От 11.06.2021) «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения: 16.09.2022. 
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2019 № 961 «Об установлении перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения: 16.09.2022.