Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАГАДОК НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(210)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Понамарчук Ю.В. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАГАДОК НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 31(210). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/210/117726 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАГАДОК НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Понамарчук Юлия Витальевна
студент, Иркутский государственный университет , РФ, г. Иркутск
Богданова Светлана Юрьевна
научный руководитель, д-р филол. наук, профессор, Иркутский государственный университет , РФ, г. Иркутск

 

USING RIDDLES IN ENGLISH LESSONS TO DEVELOP CRITICAL THINKING

 

Yulia Ponamarchuk

Student, Irkutsk State University, Russia, Irkutsk

Svetlana Bogdanova

Scientific director, dr. philol. sciences, professor, Irkutsk State University, Russia, Irkutsk

 

Аннотация: данная статья посвящена теме своеобразия английских загадок и анализу их применения для развития критического мышления на уроках английского языка. Загадки представляют собой текст, что характеризует их структуру.

Abstract. This article deals with the peculiarity of English riddles and analyses their application for the development of critical thinking in English lessons. The riddles are a text, which characterizes their structure.

 

Ключевые слова: загадка, креативное мышление, омонимия, метафора.

Keywords: riddle, creative thinking, homonymy, metaphor.

 

В современной лингвистике присутствует большое количество определений загадки, но нет единого универсального определения, которое раскрыло бы все ее жанровые особенности и характеристики и позволило бы отличать ее от других фольклорных единиц, обладающих признаками самостоятельного жанра. Это объясняется определенной сложностью и разнообразием строения загадки, ее морфологией, полифункциональностью и тесными генетическими связями с другими феноменами словесной культуры, традиционно относимыми к малым фольклорным жанрам.

Для Г.Л. Пермякова, английская загадка имеет фиксированный лексический состав и структуру, не придумывается говорящим на ходу, а вычленяется из памяти в готовом виде и косвенно называет загаданный предмет [1, с. 83]. А. Тэйлор даёт следующее определение загадке: «истинная загадка состоит из двух описаний объекта, метафорического (фигурального) и буквального, и сбивает с толку слушателя, который делает попытки определить объект, средства, описания которого противоречивы» [2; с. 1-5].

Н.Г. Титова определяет загадку как «языковую единицу, используемую в актах коммуникации с целью общения, обмена информацией, проверки сообразительности, кодирования табуированной лексики, а также праздного развлечения читающего/слушающего» [3, с. 319 – 324].

Сформулируем на этой основе свое определение загадки. Загадка понимается нами как языковая единица, косвенно называющая загаданный предмет, которая используется в актах коммуникации с целью общения и проверки сообразительности.

Английские загадки весьма разнообразны по семантике, и классифицировать их весьма проблематично. В современных английских загадках наиболее часто встречаются следующие семантические типы слов, обозначающие животный мир;  части тела, организма; медицинские термины;  погоду, природные явления; творческую деятельность; профессию, деятельность человека; названия городов и стран; все, что связано с письменностью, грамотой.

Например: Животный мир: Why don't pigs drive cars? Ответ: They would become road hogs.

Части тела, организма: (глаза, скелет, кости, уши, кожа и другие)

What can you count on no matter what? Ответ: Your fingers or toes (or both!)

Медицинские термины: градусник, микроб, дантист, клаустрофобия и т.д.

Why is the dentist so unhappy while at work? Ответ: Because he is always looking down in the mouth.

Погода, природные явления: холод, дождь, облака, звезды, метеориты.

Where is the ocean the deepest? Ответ: On the bottom.

Несмотря на разнообразие видов, загадки имеют важную особенность, характерную для любых загадок – необходимость отгадать закодированное наименование (найти отгадку)

Семантически английские загадки являются неоднородными. В литературе подробно описана иносказательная природа загадок. Загадки, построенные на омонимии, мало изучены, а в английском языке такие загадки чрезвычайно частотны. Кроме того, не все загадки, механизмом построения которых является омонимия, являются шуточными и содержат каламбур. Несомненно, существуют перспективы дальнейшего изучения семантики английских загадок как сложного и многогранного феномена языка и культуры. В частности, недостаточно изучены когнитивные механизмы разгадывания загадок, основанных на метафоре и омонимии: насколько эти механизмы различны, и имеют ли они сходства. 

Современная научная парадигма уже не рассматривает метафору как стилистический прием или исключительно семантическое явление. Метафора сейчас – ключ к разгадке когнитивной природы загадок. В загадках четко прослеживается логико-семантическая связь между кодированным словом (основной частью загадки) и раскодировкой (отгадкой). Однако следует помнить, что, несмотря на то, что английские загадки подразделяются на несколько тематических групп (загадки про животных, профессии, буквы и т.д.), они в большинстве своем, в отличие от русского жанрового аналога, не являются частью устного народного поэтического творчества, а напоминают шутливые вопросы.

Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти.  Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.

Использование загадок для развития критического мышления –  правильный выбор, исходя из определения критического мышления. Критическое мышление подразумевает собой способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и в нестандартной ситуации [4, с. 1-2].

Критическое мышление является открытым мышлением, развивающимся, путем наложения новой информации на свой жизненный личный опыт. Сама технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в данном режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск [4, с.1-2].

Рассмотрим следующий пример. Предложим ребенку загадку It has a tail, likes catching mice and sounds like «hat». Для того чтобы ребенок отгадал эту загадку, мы разберем ее по частям, в первой части говорится о том, что у данного животного есть хвост, ребенок назовет несколько животных, у которых есть хвост. Дальше сказано, что это животное ловит мышей, ребенок назовет, возможно, сову и кошку, далее сказано что слово созвучно с названием шляпы. Тогда ребенок догадается. Таким образом у него происходит процесс конструирования знания, который является целью учителя.

В заключении следует сказать, что применение загадок на уроках английского языка является способом в игровой форме развивать некоторые аспекты критического мышления.

 

Список литературы:
1. Пермяков Г. Л. Паремиологические исследования. – М., 1984. С.320.
2. Taylor A. English Riddles from Oral Tradition. – Cambridge: Cambridge University Press, 1951. – 959 p.
3. Титова Н.Г. История и изучение народных загадок в отечественном и зарубежном языкознании // Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. / Н.Г. Титова. – Уфа: Лето, 2011. – С. 197-203.
4. Технология критическое мышление. – URL: https://infourok.ru/tehnologiya-kriticheskoe-mishlenie-284931.html