Статья:

Концепция современного научно-популярного издания России «Кот Шрёдингера», как творческая платформа журналистской деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(11)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Мурзагалиева Т.Е. Концепция современного научно-популярного издания России «Кот Шрёдингера», как творческая платформа журналистской деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/11/24406 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Концепция современного научно-популярного издания России «Кот Шрёдингера», как творческая платформа журналистской деятельности

Мурзагалиева Томирис Ердосовна
студент 3 курса Гуманитарного института, специальность журналистика, Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ г. Владимир

 

В статье анализируется концепция научно-популярного издания России «Кот Шрёдингера». Так как популяризация науки и приращение знаний сегодня, когда они стали неотъемлемой частью общественного богатства любой страны, являются важнейшей общенациональной задачей.

Изучение научной популяризации появилась сразу же после становления науки, как сферы жизни общества и государства. В разных странах развитие популяризации шло своим путём. Однако можно отметить, что мировым началом этого процесса принято считать основание в Афинах школы философии Платона ещё в 387 году до н.э.[1]. Лекции и дискуссии в греческих школах были первым каналом передачи научных знаний от учёных-мыслителей к относительно широкой аудитории населения. Затем инструментом популяризации также становится книга.

В нашей работе нужно определить, что представляет научная популяризация в российском понимании. Опираясь на словарные статьи, можно закрепить за термином следующее определение. Научная популяризация – это деятельность, направленная на то, чтобы сделать научное знание, научный факт общедоступным, понятным, изложив его в понятной для широкого читателя (слушателя, зрителя) форме[2]. Целям популяризации служит научно-популярная литература. Как определяет данное понятие исследователь В. Ю. Иваницкий, это бессюжетные литературные произведения, предметом описания которых является наука, а основной задачей – популяризация научных знаний перед широкой аудиторией читателей-неспециалистов[3]. Научно-популярная журналистика, несомненно, является частью научно-популярной литературы. Сегодня, одним из таких примеров является журнал – «Кот Шрёдингера».

Журнал «Кот Шрёдингера» – молодое издание, выходит с 2014 года с целью популяризация науки и поддержки российских научно-популярных проектов, каждый номер печатается тиражом 50 тыс. экземпляров и распространяется в розницу и по подписке. Имеет пять основных разделов: Диктатура будущего; Технологии; Естествознание; Homo Sapiens; Герои., кроме этих разделов есть ряд постоянных рубрик: «Простые вещи», «Своими руками», «Тема номера», обзор научно-популярных книг, настольная игра.

«Простые вещи», открывает каждый номер. В ней на рассмотрение берётся какой-либо предмет повседневной жизни, о котором выстраивается история, состоящая из кратких заметок, мнений, точек зрения на этот предмет с позиции разных областей знаний и профессий. Так, в сентябрьском номере описывается сущность унитаза и представляется то, что о нём могли бы сказать историк, искусствовед, физик, эколог, космонавт и т.д. Пример выше говорит и о том, что главным принципом популяризации в журнале можно назвать новую занимательную и игровую форму подачи информации, что и вызывает интерес читателя.

Рубрика «Своими руками», где публикуются короткие информационные заметки о нескольких предметах или веществах, и затем даётся поэтапный рецепт их создания, так сказать, в домашних условиях. Например, прочитав майский номер, читатель сможет самостоятельно собрать зондовый микроскоп, а в ноябрьском номере рассказывается, как создать камеру-обскуру. То есть популяризация происходит с помощью обращения к прикладным знаниям. Также в этой рубрике публикуются логические лингвистические задачи и варианты психологических тестов, похожих на советы, что тоже всегда вызывает читательский интерес.

Помимо этого в журнале часто используются шутки, то есть факты могут сначала подаваться в шуточной форме, а затем поясняются точно. Например, в декабрьском номере так начинается объяснение возникновения названия шкалы Кельвина: «Однажды лорд Кельвин обозвал нерасторопного дворецкого полным нулём. Так появился термин Шутка» и т.д.

В повествование нередко привлекаются персонажи поп-культуры такие, как магистр Йода из известного фильма «Звёздные войны», в журнале использовалась его манера речи. Да и сам кот Шрёдингера, от имени которого выходит журнал и который выступает автором редакторской колонки в начале каждого номера, выбран не только потому, что является примером научной гипотезы, но и оттого, что незадолго до появления журнала он стал популярным интернет-мемом.

Распространён приём списка: информация публикаций структурируется по пунктам, что визуально облегчает чтение и восприятие. Ещё одним визуальным приёмом, упрощающим научную информацию, является инфографика и указатели-сноски (дуговые стрелки), выделяющие термин в тексте, соединяющие его со сноской вне текста и поясняющие его. Все приёмы популяризации, новые формы подачи информации и внутритекстовые приёмы, не только очень облегчают чтение, но и делают его весёлым, занимательным и, если можно сказать, динамичным, а сам журнал выглядит от этого более современным и молодёжным.

Основными темами в журнале являются техника и технологии, микробиология, химия и астрофизика. То есть можно понять, что журнал склонен к естественным наукам. Но не остаются без внимания и такие области знания, как история, лингвистика, психология и социология, которые находят освещение в каждом номере. Поэтому журнал является всё же политематическим, так как большее внимание уделяется естественным и техническим наукам.

Форма подачи материалов, стиль оформления и язык журнала делают его привлекательным в большей степени для молодёжной аудиторий, но не смотря на это, общая аудитория расширяется за счёт подростков и людей среднего возраста. Поэтому можно говорить, что издание стремится к массовости. Этим и объясняется развлекательный характер подачи материалов, а также и структура журнала.

Тексты преимущественно небольшие по объёму. То, что в журнале много авторских колонок: в каждом номере по пять – говорит о публицистичности издания, которая и вынесена как цель. Авторами журнала являются молодые журналисты, а также привлекаются научные сотрудники, доктора наук, научные писатели, сотрудники компаний, занимающихся информационно-техническими разработками, и другие эксперты в определённых областях знаний.

В каждом номере журнала печатаются репортажи, с фотографиями на общественные или природные темы, но бывают публикации с загромождённым иллюстративным рядом, что мешает восприятию информации.        

В целом «Кот Шрёдингера» нацелен на расширение кругозора читателя, но акцент сделан на научное познание действительности, даются научные новости, освещаются проблемы и события научного сообщества, рассказывается о личностях учёных и результатах их исследований. При этом, если речь идёт о новых или незавершённых исследованиях, авторы журнала указывают, кто проводил исследование и в каком научном журнале или сборнике опубликованы его описание и результаты. И это кажется нам весьма полезным, так как обращает внимание читателя на внутренние процессы, жизнь научного сообщества, которая для обывателя по существу остаётся невидимой и кажется несуществующей. Размещённые ссылки на современные научные публикации говорят о том, что журнал активно следит за развитием науки и анализирует её. В то же время многие материалы не связаны с научными исследованиями, а направлены на создание у читателя общей картины мира, углубления знаний. Поэтому можно сказать, что «Кот Шрёдингера» занимает пограничное место между научными и познавательными журналами, но более тяготеет к типу собственно научного научно-популярного журнала.

За счёт своих дизайнерских решений и преобладания игровых и развлекательных элементов в материалах «Кот Шрёдингера» - формат новаторский и креативный. Издание ведёт непосредственный диалог с читателем, отвечая на страницах журнала на комментарии и вопросы, поступающие в редакцию, что пользуется популярностью. Характерна традиционная, для российской научно-популярной журналистики публицистичность, стремление к обсуждению актуальных общественных проблем. Это находит отражение в текстах публицистических и аналитических жанрах, в авторских колонках и интервью.

 

Список литературы:
1. Ученова В.В. Популяризация науки в периодической печати. Учеб.-метод. пос. – М., 1968. – С. 5–10.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. ‒ 4-е изд., дополненное. ‒ М., 1999; Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. ‒ М., 1947–1948.
3. Иваницкий В. Ю. Научно-популярная литература на современном этапе развития науки: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: Книговедение. ‒ М., 1986.
4. «Кот Шрёдингера» - 2015. ‒ № 1 ‒ 12 (январь–декабрь).