Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(213)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Нигманова А.Э. ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 34(213). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/213/118089 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Нигманова Алина Эдуардовна
магистрант ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск

 

RESEARCH OF SUICIDAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

 

Alina Nigmanova

Master's degree, Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Russia, Magnitogorsk

 

Аннотация. В данной статье рассматривается пример эмпирического исследования проблемы суицида среди подростков. Автор представляет методы и методики, задействованные в работе, кратко иллюстрирует результаты и обработку данных, а также обращает внимание читателей на те аспекты и факторы, которые влияют на формирование у учащихся суицидального поведения.

Abstract. This article considers an example of an empirical study of the problem of suicide among children and adolescents. The author presents the methods and techniques involved in the work, briefly illustrates the results and data processing, and also draws readers' attention to those aspects and factors that influence the formation of suicidal behavior in students.

 

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, структура личности с суицидальным поведением, подросток, саморазрушающее поведение.

Keywords: suicide, suicidal behavior, personality structure with suicidal behavior, teenager, self-destructive behavior.

 

Опираясь на мнение большинства исследователей различных направлений и школ, подростковый возраст самым критическим в возрастной периодизации развития человека [4]. Для этого этапа характерны изменения психического, эмоционального, личностного, социального и физиологического характера индивида. При этом данные изменения происходят неравномерно, совпадая или противореча друг другу. Остроту этому периоду добавляют личные переживания подростка из-за наблюдаемых им изменениями тела, системы взаимоотношений, положения в социуме и возрастания ответственности [2].

Большинство стран мира признает подростковый период как самый непредсказуемый и рискованный для возникновения суицидальных рисков, что делает данную проблему актуальной для исследования.

Заинтересованность суицидом среди учащихся можно проследить через просмотр пользователей интернет-сетей («Вконтакте», «Телеграм», «ТикТок»), на форумах и чатах, которые посвящены суициду, его причинам и способам свершения. Число пользователей может достигать десятки тысяч человек, основными из которых являются несовершеннолетние.

В связи с очевидной остротой выявленной проблемы нами была предпринята попытка выявить учащихся младшего и среднего звена, у которых имеется риск формирования суицидального поведения, для изучения их индивидуально-личностных особенностей с дальнейшей разработкой рекомендаций по психологической помощи и поддержке.

Исследование проводилось в среднем образовательном учреждении города Магнитогорска. Исследовано 30 учащихся среднего звена в возрасте 15-17 лет и 30 учащихся младшего звена в возрасте 8-10 лет.

В ходе проводимой работы на основании опросника суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой) [6] была выявлена основная группа испытуемых (с риском суицидального поведения). Группу подростков с возможностью формирования суицидального поведения составили 14 учащихся, 8 девушек и 6 юношей, что соответствует 47 % от всех опрошенных школьников среднего звена. Среди опрошенных младшего школьного звена выделено 7 человек с риском возникновения суицидального поведения, что соответствует 23 % опрошенных от общего числа.

Для анализа индивидуально-личностных особенностей данной группы в ходе исследования были применены следующие методики:

• шкала депрессии Бека;

• тест определения суицидального риска "СР-45" (П.И. Юнацкевич).

Анализ результатов проводимых методик дает нам возможность выделить основные характеристики учащихся с риском появления суицидального поведения. Были выявлены личностные факторы (методика Т. Н. Разуваевой), которые способствуют росту суицидального риска, выраженность которых значительно преобладает у респондентов среднего звена обучающихся. Здесь наблюдается понижение фактора антисуицидального поведения. Подростки с суицидальным поведением становятся незащищенными, у них не формируются адаптивные стратегии, слабо развиваются межличностные связи с другими людьми. А это, как следствие, ведет к отсутствию адаптационного ресурса к стрессам. 

Для структуры личности учащегося с суицидальным поведением характерны такие качества как аффективность, острота переживания собственной уникальности, социальный пессимизм и демонстративность. Такая комбинация сама по себе пагубно и разрушительно влияет на несформированную личность, закладывает в ней тревожность и нервно-психическую неустойчивость [5]. В портрете учащегося начинает вырисовываться хроническое утомление, снижение успеваемости и самочувствия, а также появления чувства вины и депрессии (тест-опросник депрессии Бека).

Разбалансированная оценка своих достижений и разочарований способствует снижению социальной адаптации. У учащихся среднего звена ярко отмечается чувство одиночества, переживания личной уникальности, непонятность и отчужденность от социума (школы, семьи и друзей).  Демонстрируют склонность к саморазрушающему и провоцирующему поведению, что повышает риск появления виктимности.

После того, как мы сравнили показатели внутри группы подростков с риском суицида, выявились отличительные особенности, которые свойственны определенному полу. У девушек демонстративные черты характера оказались более выраженными, в свою очередь у юношей преобладали шизоидные черты характера. Девушки склонны к роли жертвы, провоцируя агрессию у окружающих, в то время как юноши демонстрируют гиперсоциальное поведение.

Что же касается учащихся младшего звена, то у них проявляется абсолютно другой профиль суицидальных наклонностей. Для них понятие суицида является незначительным. Мотивы для лишения себя жизни у них отсутствуют. При этом можно проследить снижение показателей «выживания», «ответственности перед самим собой». Главным мотивом является только «опасения совершения суицида», что говорит о наличии подобных мыслей о смерти. Относительное чувство одиночества, которое свойственно данному возрасту, не является актуальным для младших школьников.

Личностные особенности учащихся младшего школьного возраста, по отношению к суициду, в сравнении с учащими среднего звена менее выражены. Но при этом выделяется показатель аффекта как результата склонности в условиях стресса и социального пессимизма. Для них характерными чертами являются «реализованная виктимность» и самоповреждающее поведение.

Для младшего школьника не являются важными ответственность и обязательства перед семьей, у них отсутствует страх смерти и опасения получить негативную оценку со стороны педагогов. Отсутствие возможности планировать будущее, в силу незрелости, не дает им продумать план суицида. 

Анализ личностных особенностей характера учащихся обоих звеньев как старшего, так и младшего выявил наличие различий в формировании суицидального поведения [7]. Школьников с ярко выраженным риском отличают особенности структуры личности, черты характера, а также возрастной кризис. Суицид представляется им как возможность избегания стресса и трудных ситуаций. В то время как для младшего школьника это является чем-то малоосознанным и бесконтрольным.

Глядя на результаты исследования, мы обращаем наше внимание на важность проблемы профилактики суицидального поведения в учащейся среде, особенно в образовательных учреждениях. В группе риска попадают дети, у которых в меньшей степени выражены адаптивные формы поведения. Они, как правило, не нарушают социально установленных порядков, не обращаются за помощью к другим. Но когда они попадают в трудную жизненную ситуацию, оказываются в котле, где «варятся в собственном соку». Педагоги и психологи чаще обращают свое внимание на учащегося с проблемами общения со сверстниками и низкой успеваемостью. В то время, когда внимания не хватает тихому и послушному ребенку. 

 

Список литературы: 
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков /В. А. Аверин. — СПб: Союз, 2009. — 358 с. 
2. Волкова, А. Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов/ А.Н. Волкова //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2000. — № 2 — С. 36–43.       
3. Жезлова, Л. Я. Сравнительно-возрастные аспекты суицидального поведения у детей и подростков «Актуальные проблемы суицидологии» / Л. Я. Жезлова. — М.: ИС РАН, 2012. — 275 с. 8.      Давыдов А. А. Самоубийства, пол и золотое сечение // Социологические исследования. 1991. N 5. — 253 с.
4. Погодин, И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие / И. А. Погодин. – М.: Изд-во Моск. психол.–социал. ин–та; Флинта, 2008. – (Серия: Б–ка психолога).
5. Шпаковская Е.Ю., Клюкина А.А. Психологические особенности виктимного поведения подростков, подвергавшихся кибербуллингу //Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN120.pdf 
6. Сучкова, М. А. Особенности суицидального риска у подростков: анализ гендерных проявлений / М. А. Сучкова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 875-877. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11359/ (дата обращения: 11.09.2022).
7. Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю. Психопрофилактика и психокоррекция аддиктивного поведения. Разработка коррекционно-профилактических программ [Электронный ресурс]: учеб. пособие // О.В. Токарь, Е.Ю. Шпаковская. –Магнитогорск: МГТУ. 1,82 Мб. -М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2017. № гос. рег. 0321604431.