СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(213)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(213)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. В этой статье описывается особенности подхода к занятиям по физической культуре в Российской Федерации и Китайской народной республики в рамках высших учебных заведений. Проводится сравнительный анализ краткий сравнительный анализ государственных программ и подходов, а также разрабатывается ряд рекомендаций для совершенствования эффективности занятий по физической культуре в ВУЗах и университетах.
Ключевые слова: физическая культура, Китай, университет, спорт, анализ
Одной из самых важных социальных групп во всех странах мира являются студенты, поскольку именно они в будущем формируют кадровый резерв профессионалов и влияют на общественный прогресс той или иной страны. В частности, от них зависят многие наукоемкие сферы экономики, и без подготовки молодых специалистов развитие многих отраслей станет невозможным.
Высшие учебные заведения занимают важное место в образовательной системе, поскольку именно в рамках университетов решаются задачи как по обучению будущих специалистов в разных сферах деятельности, так и по морально-нравственному воспитанию молодого поколения. Так, занятия по физической культуре, включенные в обязательную образовательную программу, как на территории России, так и в Китае, имеют цель сформировать следующие важные качества у студентов: здоровые привычки, хорошее здоровье и общую физическую работоспособность. Без подобных достоинств сложно представить успешного профессионала в той или иной области деятельности.
Кроме того, регулярные физические нагрузки помогут не только поддерживать хорошее состояние здоровья и физическую форму на протяжении всей жизни, но и справится со стрессом и многими психологическими проблемами в обучения в высших учебных заведениях.
Актуальность данной проблемы подтверждает растущее количество студентов [3], в процентом соотношении, с такими проблемами со здоровьем, как избыточная масса тела или ожирение, психологические и психические отклонения (повышенная тревожность, депрессивные состояния, синдром повышенной усталости), вызванные большой учебной нагрузкой, нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата, приводящим к сколиозу и т.д.
Многие исследователи этого вопроса сходятся во мнение, что основная причина данного явления заключается в недостаточном объёме регулярных физических упражнений, несмотря на обязательную дисциплину “Элективных курсы по физической культуре и спорту”.
Подход к решению данной проблемы индивидуальный в каждой стране. В этой будет исследована разнится образовательных программ в России и Китае.
Целью данного исследования является проведение краткого сравнительного анализа государственных программ по физической культуре в Российской Федерации и Китайской Народной Республики и разработка рекомендаций по улучшению российских государственных программ по физической культуре в высших учебных заведениях.
Задачами данного исследования являются:
- Изучение государственных программ по физической культуре в высших учебных заведениях России и Китая;
- Составление краткого сравнительного анализа государственных программ;
- Анализ полученной информации;
- Разработка рекомендаций по улучшению российских государственных программ по физической культуре в высших учебных заведениях.
Китайская организационно-институциональная модель управления физического воспитания и спорта по своей сути очень похожа на советскую систему. Главное сходство – это централизованность системы, наличие государственных комитетов, задача которых сводится к многолетней системе отборы молодых спортивных талантов, начиная с раннего детства. Такая административная структура, с хорошо выстроенной и мощной системой поиска и тренировки будущих профессиональных, приводит к тому, что к совершеннолетию все юноши и девушки, которые потенциально могут достигнуть успехов в спорте с дошкольного возраста занимаются в специальных учебных центрах. Эффективность такой модели доказывают выступления китайских спортсменов, как на Олимпийских играх, так и мировых чемпионатах.
При этом остальные молодые люди всё равно много времени посвящают спорту, в частности в настоящее время в китайской системе высшего образования внедряется обязательный вступительный экзамен по физической культуре вне зависимости от пола и особенностей специальности абитуриента.
Российская организационно-институциональная уступает китайской с точки зрения индивидуализированного подхода и отсутствия необходимых средств и опыта для создания эффективной системе поиска молодых талантов. Сама структура не имеет такой четкой централизованности, однако за счёт национальных проектов “Здоровье” и “Образования”, общей популяризации спорта через регулярные чемпионаты и другие соревнования удаётся найти и подготовить и будущих спортсменов.
Совсем иначе обстоит ситуация с физической культурой в высших учебных заведениях. В обеих странах данная дисциплина является обязательной, однако подходы, виды занятий, продолжительной и теоретическая составляющая отличаются друг от друга.
На основе открытых источников, а также законов Российской Федерации и Китайской Народной Республики, автором данной статьи была составлена таблица (1), в которой представлен анализ образовательных программ по 8 критериям.
Таблица 1.
Сравнение образовательных программ по физической культуре в высших учебных заведениях в Российской Федерации и Китайской Народной Республики
№ |
Критерии сравнения обязательной программы по физической культуре |
Российская Федерация |
Китайская Народная Республика |
1. |
Продолжительность обучения |
4 года [2] |
2 года |
2. |
Объём часов |
144 часа |
144 часа |
|
Отделы учебного процесса |
Основной, специальный и спортивный |
Только основный и специальный |
3. |
Теоретические разделы учебных программ |
26 часов |
|
4. |
Содержание лекций по физической культуре |
Направленность на методики, используемые в лечебной физкультуре |
Направленность на методики, основанные на основе восточных оздоровительных систем |
5. |
Программа отдельных дисциплин |
Относительно лояльное отношение к соблюдению технических требований. Отсутствие обязанности студента заниматься во внеучебное время и на дополнительных занятиях |
Строго регламентированные технические требования к студентам, занимающемся тем или иным видом спорта |
6. |
Оценка успеваемости |
Зачёт в конце каждого семестра, на получение которого влияет посещаемость, сдача тех или иных нормативов, общая физическая подготовка без уточнения удельного веса того или иного фактора |
Экзамен в конце семестра, на оценку которого влияет критерии с разным удельным весом: качество техники движение – нормативы (50%), физическая подготовка (20%), теоретические знания (20%), посещаемость и дисциплина (10%). |
7. |
Учебная программа |
Акцент на теоретическую составляющую |
Акцент на практическую составляющую – более 60% объёма описания учебной программы на технические нормативы того или иного вида спорта |
8. |
Виды занятий (дисциплин) |
Основные виды спорта и общая физическая подготовка |
Кроме общемировых видов спорта и общей физической подготовки, делается акцент на национальные спортивные дисциплины таких, как ушу и ци-гун |
На основе сравнительного анализа двух подходов к обязательным занятиям по физической культуре в России и Китае можно сделать вывод, что российская образовательная программа в большей мере решает проблему физической подготовки студентов, поскольку главной функцией физкультуры в русских университетах является воспитательная. Акцент делается не на технике выполнения упражнений в том или ином видом спорта, а на регулярную физическую подготовку, которая должна способствовать не только поддержанию здорового состояния студента, но и снижения стресса от учебной нагрузки.
В практике китайских государственных ВУЗах акцент делается прежде всего на нормативах и на историческую культурную составляющую, потому что многие студенты занимаются, например, и баскетболом, и национальным видом физической культуры таким, как ушу или ци-гун. Таким образом, у студентов образуется неразрывная связь с культурой и традициями родной страны [1].
Несмотря на более лояльную программу обучения в Российской Федерации отводится большое внимание на развитие профессионального спорта в высших учебных заведениях. В отличие от китайской модели, где существуют специальные спортивные центры (интернаты) [5], которые не связаны с ВУЗами, в России множество профессиональных спортсменов начинают спортивную карьеру именно в стенах университета.
Автором статьи подготовлены рекомендации по улучшению обязательной образовательной программы по физической культуре:
- Необходимость уделить большее внимание культурным и патриотическим аспектам;
- Создание чётких и строгих общенациональных критериев успеваемости студента по выбранной дисциплине;
- Сместить акцент оценки успеваемости студентов с посещаемости и дисциплины на физическую подготовку и сдачу нормативов.
Целью данного исследования являлось проведение краткого сравнительного анализа государственных программ по физической культуре в Российской Федерации и Китайской Народной Республики и разработка рекомендаций по улучшению российских государственных программ по физической культуре в высших учебных заведениях.
Задачи, поставленные автором для достижения цели исследования, были выполнены. В целом, российская система образовательной программы по физической культуре в высших учебных заведениях по многим показателям превосходит подходы Китая и многих стран, однако существует множество недостатков и недоработок. Рекомендации, разработанные автором в ходе данного исследования, смогут улучшить государственную программу по многим аспектам: от акцента на патриотическую и культурную составляющую, который способствует морально-нравственному воспитанию молодёжи, до критериев оценки успеваемости по данной учебной дисциплине в целом, поскольку важно не только регулярно заниматься физическими упражнениями, но и стремиться к совершенствованию своих способностей, а не только посещать занятия.