Статья:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(213)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сковородин А.С. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 34(213). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/213/118146 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Сковородин Артём Сергеевич
студент, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара
Жедик Елена Михайловна
научный руководитель, доцент кафедры ФВиС, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В этой статье описывается особенности подхода к занятиям по физической культуре в Российской Федерации и Китайской народной республики в рамках высших учебных заведений. Проводится сравнительный анализ краткий сравнительный анализ государственных программ и подходов, а также разрабатывается ряд рекомендаций для совершенствования эффективности занятий по физической культуре в ВУЗах и университетах.

 

Ключевые слова: физическая культура, Китай, университет, спорт, анализ

 

Одной из самых важных социальных групп во всех странах мира являются студенты, поскольку именно они в будущем формируют кадровый резерв профессионалов и влияют на общественный прогресс той или иной страны. В частности, от них зависят многие наукоемкие сферы экономики, и без подготовки молодых специалистов развитие многих отраслей станет невозможным.

Высшие учебные заведения занимают важное место в образовательной системе, поскольку именно в рамках университетов решаются задачи как по обучению будущих специалистов в разных сферах деятельности, так и по морально-нравственному воспитанию молодого поколения. Так, занятия по физической культуре, включенные в обязательную образовательную программу, как на территории России, так и в Китае, имеют цель сформировать следующие важные качества у студентов: здоровые привычки, хорошее здоровье и общую физическую работоспособность. Без подобных достоинств сложно представить успешного профессионала в той или иной области деятельности.

Кроме того, регулярные физические нагрузки помогут не только поддерживать хорошее состояние здоровья и физическую форму на протяжении всей жизни, но и справится со стрессом и многими психологическими проблемами в обучения в высших учебных заведениях.

Актуальность данной проблемы подтверждает растущее количество студентов [3], в процентом соотношении, с такими проблемами со здоровьем, как избыточная масса тела или ожирение, психологические и психические отклонения (повышенная тревожность, депрессивные состояния, синдром повышенной усталости), вызванные большой учебной нагрузкой, нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата, приводящим к сколиозу и т.д.

 Многие исследователи этого вопроса сходятся во мнение, что основная причина данного явления заключается в недостаточном объёме регулярных физических упражнений, несмотря на обязательную дисциплину “Элективных курсы по физической культуре и спорту”.

Подход к решению данной проблемы индивидуальный в каждой стране. В этой будет исследована разнится образовательных программ в России и Китае.

Целью данного исследования является проведение краткого сравнительного анализа государственных программ по физической культуре в Российской Федерации и Китайской Народной Республики и разработка рекомендаций по улучшению российских государственных программ по физической культуре в высших учебных заведениях.

Задачами данного исследования являются:

  1. Изучение государственных программ по физической культуре в высших учебных заведениях России и Китая;
  2. Составление краткого сравнительного анализа государственных программ;
  3. Анализ полученной информации;
  4. Разработка рекомендаций по улучшению российских государственных программ по физической культуре в высших учебных заведениях.

Китайская организационно-институциональная модель управления физического воспитания и спорта по своей сути очень похожа на советскую систему. Главное сходство – это централизованность системы, наличие государственных комитетов, задача которых сводится к многолетней системе отборы молодых спортивных талантов, начиная с раннего детства. Такая административная структура, с хорошо выстроенной и мощной системой поиска и тренировки будущих профессиональных, приводит к тому, что к совершеннолетию все юноши и девушки, которые потенциально могут достигнуть успехов в спорте с дошкольного возраста занимаются в специальных учебных центрах. Эффективность такой модели доказывают выступления китайских спортсменов, как на Олимпийских играх, так и мировых чемпионатах.

При этом остальные молодые люди всё равно много времени посвящают спорту, в частности в настоящее время в китайской системе высшего образования внедряется обязательный вступительный экзамен по физической культуре вне зависимости от пола и особенностей специальности абитуриента.

Российская организационно-институциональная уступает китайской с точки зрения индивидуализированного подхода и отсутствия необходимых средств и опыта для создания эффективной системе поиска молодых талантов. Сама структура не имеет такой четкой централизованности, однако за счёт национальных проектов “Здоровье” и “Образования”, общей популяризации спорта через регулярные чемпионаты и другие соревнования удаётся найти и подготовить и будущих спортсменов.

Совсем иначе обстоит ситуация с физической культурой в высших учебных заведениях. В обеих странах данная дисциплина является обязательной, однако подходы, виды занятий, продолжительной и теоретическая составляющая отличаются друг от друга.

На основе открытых источников, а также законов Российской Федерации и Китайской Народной Республики, автором данной статьи была составлена таблица (1), в которой представлен анализ образовательных программ по 8 критериям.

Таблица 1.

Сравнение образовательных программ по физической культуре в высших учебных заведениях в Российской Федерации и Китайской Народной Республики

Критерии сравнения обязательной программы по физической культуре

Российская Федерация

Китайская Народная Республика

1.

Продолжительность обучения

4 года [2]

2 года

2.

Объём часов

144 часа

 144 часа

 

Отделы учебного процесса

Основной, специальный и спортивный

Только основный и специальный

3.

Теоретические разделы учебных программ

26 часов

4.

Содержание лекций по физической культуре

Направленность на методики, используемые в лечебной физкультуре

Направленность на методики, основанные на основе восточных оздоровительных систем

5.

Программа отдельных дисциплин

Относительно лояльное отношение к соблюдению технических требований. Отсутствие обязанности студента заниматься во внеучебное время и на дополнительных занятиях 

Строго регламентированные технические требования к студентам, занимающемся тем или иным видом спорта

6.

Оценка успеваемости

Зачёт в конце каждого семестра, на получение которого влияет посещаемость, сдача тех или иных нормативов, общая физическая подготовка без уточнения удельного веса того или иного фактора

Экзамен в конце семестра, на оценку которого влияет критерии с разным удельным весом: качество техники движение – нормативы (50%), физическая подготовка (20%), теоретические знания (20%), посещаемость и дисциплина (10%).

7.

Учебная программа

Акцент на теоретическую составляющую

Акцент на практическую составляющую – более 60% объёма описания учебной программы на технические нормативы того или иного вида спорта

8.

Виды занятий (дисциплин)

Основные виды спорта и общая физическая подготовка

Кроме общемировых видов спорта и общей физической подготовки, делается акцент на национальные спортивные дисциплины таких, как ушу и ци-гун

 

На основе сравнительного анализа двух подходов к обязательным занятиям по физической культуре в России и Китае можно сделать вывод, что российская образовательная программа в большей мере решает проблему физической подготовки студентов, поскольку главной функцией физкультуры в русских университетах является воспитательная. Акцент делается не на технике выполнения упражнений в том или ином видом спорта, а на регулярную физическую подготовку, которая должна способствовать не только поддержанию здорового состояния студента, но и снижения стресса от учебной нагрузки.

В практике китайских государственных ВУЗах акцент делается прежде всего на нормативах и на историческую культурную составляющую, потому что многие студенты занимаются, например, и баскетболом, и национальным видом физической культуры таким, как ушу или ци-гун. Таким образом, у студентов образуется неразрывная связь с культурой и традициями родной страны [1].

Несмотря на более лояльную программу обучения в Российской Федерации отводится большое внимание на развитие профессионального спорта в высших учебных заведениях. В отличие от китайской модели, где существуют специальные спортивные центры (интернаты) [5], которые не связаны с ВУЗами, в России множество профессиональных спортсменов начинают спортивную карьеру именно в стенах университета.

Автором статьи подготовлены рекомендации по улучшению обязательной образовательной программы по физической культуре:

  • Необходимость уделить большее внимание культурным и патриотическим аспектам;
  • Создание чётких и строгих общенациональных критериев успеваемости студента по выбранной дисциплине;
  • Сместить акцент оценки успеваемости студентов с посещаемости и дисциплины на физическую подготовку и сдачу нормативов.

Целью данного исследования являлось проведение краткого сравнительного анализа государственных программ по физической культуре в Российской Федерации и Китайской Народной Республики и разработка рекомендаций по улучшению российских государственных программ по физической культуре в высших учебных заведениях.

Задачи, поставленные автором для достижения цели исследования, были выполнены. В целом, российская система образовательной программы по физической культуре в высших учебных заведениях по многим показателям превосходит подходы Китая и многих стран, однако существует множество недостатков и недоработок. Рекомендации, разработанные автором в ходе данного исследования, смогут улучшить государственную программу по многим аспектам: от акцента на патриотическую и культурную составляющую, который способствует морально-нравственному воспитанию молодёжи, до критериев оценки успеваемости по данной учебной дисциплине в целом, поскольку важно не только регулярно заниматься физическими упражнениями, но и стремиться к совершенствованию своих способностей, а не только посещать занятия.

 

Список литературы:
1. Иванов Валентин Дмитриевич, Салькова Наталья Александровна Особенности физической культуры и спорта в странах Азии // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. №1. 
2. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" 
3. Чербиева Саидат Висрадиевна, Бостанова Светлана Николаевна Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №12 (178). 
4. Айвазова Елена Сергеевна, Соловьёв Александр Григорьевич, Золотарева Эльвира Геннадьевна ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ // Нацразвитие. Наука и образование. 2022. №2 (5).
5. Hastie P., Hu A., Liu H., Zhou S. Incorporating Sport Education within a physical education sports club in China // Curriculum Studies in Health and Physical Education – 2020 – Pp. 1-16.
6. Сайт Министерства Здравоохранения РФ, URL: https://minzdrav.gov.ru/ (дата обращения: 5.09.2022).