ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(213)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(213)
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
При определении стратегических приоритетов развития муниципальных образований, стоит необходимая задача на ориентирование потребностей населения, его интересов. В связи с этим возрастает роль муниципальных органов власти в процессе социально-экономического развития. Основные направления социальной политики, фактически реализуемым местными органами власти представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Направления социальной политики на муниципальном уровне
Муниципальные органы власти должны активно участвовать в управлении социально-экономических процессов, самостоятельно и непосредственно в партнёрстве с региональными и федеральными властями.
Основные направления воздействия муниципалитета на социальную сферу представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Роль местных органов власти в решении задач стратегического плана
Для достижения поставленных задач органы местного самоуправления обладают соответствующими полномочиями и возможностью их реализовать. На рисунке 3 представлены основные нормативные акты, регулирующие социальную сферу в РФ.
Рисунок 3. Нормативно-правовые акты, регулирующие социальную политику на муниципальном уровне
Социальная политика и социальная сфера всегда рассматриваются в широком и в более узком смыслах. В широком смысле к социальной сфере относят всё, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом случае вся проводимая муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных характеристик, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания относится к градообслуживающей сфере.
В ходе проведения исследования была проведена оценка эффективности реализации социальной политики на территории муниципального образования город Новый Уренгой. В таблице 1 представлены основные социальные показатели развития муниципального образования [1].
Таблица 1.
Основные социальные показатели развития муниципального образования город Новый Уренгой за 2019-2021 гг. [1]
Показатели |
Ед. изм. |
2019 |
2020 |
2021 |
Отклонение |
|
2020 к 2019 |
2021 к 2020 |
|||||
Численность постоянного населения |
человек |
116 938 |
116 938 |
118 033 |
0 |
1 095 |
Естественный прирост (убыль) населения |
человек |
1 153 |
1 104 |
963 |
-49 |
-141 |
Миграционный прирост (убыль) населения |
человек |
948 |
-9 |
-849 |
-957 |
-840 |
Уровень безработицы |
% |
0,3 |
0,3 |
1,9 |
0 |
2 |
Удельный вес расходов бюджета на социально-культурную сферу |
% |
70,3 |
72,7 |
71,1 |
2 |
-2 |
Ввод жилых домов |
тыс. кв. м |
33,0 |
33,0 |
50,1 |
0 |
17 |
Снос ветхих и аварийных жилых домов |
домов |
80 |
38 |
27 |
-42 |
-11 |
тыс. кв. м |
23,2 |
12,2 |
16,3 |
-11 |
4 |
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника |
рублей |
117 501,7 |
117 501,7 |
123 014,3 |
0 |
5 513 |
Число перевезенных пассажиров |
тыс. чел. |
8 956,2 |
8 717,7 |
6 518,0 |
-238,5 |
-2199,7 |
Как видно из анализа, наблюдается рост численности постоянного населения города, увеличилась и среднемесячная номинальная заработная плата одного работника. Из негативных моментов можно отметить рост безработицы.
В ходе исследования также был проведен опрос населения муниципального образования город Новый Уренгой об оценке эффективности деятельности властей. В опросе, проводимом с использованием социальных сетей приняло участие 127 респондентов в возрасте от 18 до 67 лет.
В таблице 2 представлены результаты опроса жителей города.
Таблица 2.
Распределение ответов респондентов на вопрос об удовлетворенности проводимой политики в МО город Новый Уренгой, %
Проблемные вопросы |
Возможные решения |
|
удовлетворительные и хорошие |
крайне низкие и низкие |
|
Формирование экономической базы муниципалитета |
87,5 |
12,5 |
Обеспечение качественного образования |
87,5 |
12,5 |
Повышение уровня социальной активности населения |
25 |
75 |
Развитие ЖКХ |
62,5 |
37,5 |
Сокращение безработицы |
75 |
25 |
Обеспечение жителей транспортными услугами |
62,5 |
37,5 |
Обеспечение качественного здравоохранения |
49 |
51 |
Обеспечение населения жильем |
62,5 |
37,5 |
Организация отдыха и культуры |
25 |
75 |
По ответам респондентов можно сделать вывод о проблемных участках социальной сферы города. Муниципальным властям стоит обратить внимание на положение дел в сфере здравоохранения (на это указали более половины ответивших), формирование экономической базы муниципалитета (более 12,5%), повышение уровня социальной активности населения (более 75%). На эти сферы и должны быть направлены основные усилия органов власти.