Статья:

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОРЯДКА ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА С ОТДЕЛЬНО ПРОЖИВАЮЩИМ РОДИТЕЛЕМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кривченко А.А., Доминов А.М. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОРЯДКА ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА С ОТДЕЛЬНО ПРОЖИВАЮЩИМ РОДИТЕЛЕМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 36(215). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/215/118685 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОРЯДКА ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА С ОТДЕЛЬНО ПРОЖИВАЮЩИМ РОДИТЕЛЕМ

Кривченко Анастасия Алексеевна
студент, Российский государственный университет правосудия РФ, г. Санкт-Петербург
Доминов Александр Муратович
студент, Российский государственный университет правосудия РФ, г. Санкт-Петербург
Смолина Лариса Александровна
научный руководитель, Российский государственный университет правосудия РФ, г. Санкт-Петербург

 

LEGAL PROBLEMS IN DETERMINING THE PROCEDURE FOR COMMUNICATION BETWEEN A CHILD AND A SEPARATE PARENT

 

Alexander Dominov

Student, Russian State University of Justice, Russia, St. Petersburg

Anastasia Krivchenko

Student, Russian State University of Justice, Russia, St. Petersburg

Larisa Smolina

Scientific director, Russian State University of Justice, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье затрагивается проблема законодательства при определении порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем. Целью данной научной работы является выявление пробелов закона в данном вопросе.  Поставленные задачи: предложить пути решения проблем и обратить внимание законодателя на важность их решения.

Abstract. The article touches upon the problem of legislation when determining the procedure for communication between a child and a separate parent. The purpose of this scientific work is to identify gaps in the law in this matter. Tasks set: to propose ways to solve problems and draw the attention of the legislator to the importance of solving them.

 

Ключевые слова: Семья, развод, дети, родители, порядок общения, семейные отношение, семейное законодательство

Keywords: Family, divorce, children, parents, social order, family relations, family law

 

Семья – это социальный институт, который выступает базовой ячейкой общества. Семейные отношения строятся на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Однако семья не всегда строится на тех принципах, которые перечислены выше, поэтому, к сожалению, некоторые семьи распадаются. С каждым годом в России увеличивается рост разводов между парами, это подтверждается статистическими данными Росстата, например, за 2020 год зафиксировано     564 033 разводов, а за 2021 год - 644 207.

Развод – стрессовая ситуация, которая несет в себе последствия, как для супругов, так и для детей.

Как считает Аристова М.Н. развод — это социально-психологическая ситуация, которая оказывает достаточно сильный психотравмирующий эффект на всех членов семьи, в особенности на детей.

Ситуация развода между родителями в любом случае затрагивает интересы детей и отражается на их психологическом состоянии. Изменение жизни ребенка в ситуации распада семьи происходит в трех основных аспектах:

  • родители не проживают вместе, и у ребенка нет возможности взаимодействия с обоими родителями в равной степени;
  • ребенок проводит время в основном с одним из родителей и небольшое количество с другим, даже если отношения между супругами носят бесконфликтный характер;
  • эмоционально ребенок становится ближе к одному из родителей.

Основным объектом спора между родителями на стадии развода являются дети, обычно это споры, которые связаны с местом проживания ребенка, а также споры, относящиеся к порядку общения ребенка с отдельно проживающим родителем.  

Обратимся к статистике Минпросвещения. Так, в России за 2021 год число представленных в суд исков в защиту интересов детей составило:

  • по спорам о месте жительства детей – 32 848 (в 2020 году – 28 987);
  • по спорам об участии в воспитании детей отдельно проживающих родителей – 27 759 (в 2020 – 25 734).

На наш взгляд, вопрос о воспитании родителем, совместно не проживающим с ребенком до конца не урегулирован законодательством.

В законодательстве указано, что родитель, живущий отдельно от ребенка обладает правом на общение с ним, участие в его воспитании, а также решении вопросов получения ребенком образования. Порядок осуществления родительских прав этим родителем может определяться заключенным между родителями письменным соглашением, но если родители не могут прийти к соглашению, то спор разрешается судом.

Распространены случаи, когда родители не могут прийти к соглашению, которое могло бы удовлетворить обе стороны, поэтому порядок общения будет определять именно суд. Такая ситуация складывается из-за того, что родитель, не проживающий вместе с ребенком, требует определенные условия общения с ним, которые затрагивают большое количество вопросов повседневной жизни ребенка, что создает трудности как для второго родителя, так и для самого несовершеннолетнего.

Согласно п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать его общению с другим родителем, за исключением случая, когда такое общение причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Законодатель не определил перечень критериев установления причинения такого вреда, что создает конфликтную ситуацию между родителями.

В данном вопросе следует обращать внимание на следующие факторы:

1. Факт психического расстройства у родителя в связи с нынешним психическим состоянием, динамики, выраженности и остроты заболевания которое не позволяет ему обеспечивать персональные потребности развития ребенка, вследствие чего появляется опасность оставления ребенка с таким родителем;

2. Свойства и особенности психологического состояния родителя, с которым проживает ребенок, определяющие неадекватность поведения родителя в семейном конфликте и оказывающие негативное влияние на психическое и психологическое состояние малолетнего.

Например, несовершеннолетняя С. (7 лет) проживает после развода у отца, во время сильного конфликта между родителями, находясь под влиянием отца формирует отторжение и негативное отношение к матери, приведшее степени сензитивных идей отношения. Обследование отца, с которым проживал ребенок, помогло выявить его индивидуально-психологические особенности в виде эгоцентризма, склонности к внешнеобвиняющим реакциям, а также к вынесению межличностных конфликтов из сферы супружеских отношений в детско-родительское взаимодействие.

3. Стиль воспитания родителя, адекватность позиции, соответствие её моральным и социальным нормам.

4. Эмоциональная депривация или эмоциональное отвергание жестокое обращение, с ребенком при совместном проживании с ним.

В законе нет определенного перечня условий, которые суд мог бы установить, определяя порядок общения с родителем, проживающим отдельно от него. Верховный Суд Российской Федерации разъяснил некоторые аспекты по данному вопросу.

В п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» говорится, что при рассмотрении такого спора суду с учетом обстоятельств конкретного дела следует определить порядок общения: время, место, продолжительность, изложив его в резолютивной части решения.

Время и продолжительность общения в таком случае определяется исходя из графика ребенка, то есть из его распорядка дня, факультативных занятий и других факторов. Следует отметить, что помимо названных обстоятельств суды также учитывают:

  • наличие либо отсутствие условий для воспитания и развития ребенка согласно акту обследования жилищно-бытовых условий (наличие спального и игрового мест и т.д.);
  • режим дня малолетнего ребенка;
  • удаленность места жительства истца от места жительства ребенка;
  • длительность периода времени, в течение которого ребенок не общался с родителем, и другие обстоятельства.

Возраст ребенка играет также немаловажную роль при определении порядка общения с родителем, не проживающим вместе с ребенком. Например, несовершеннолетний, достигший возраста 10 лет, может выразить своё мнение по поводу данного вопроса и, исходя из этого, суд уже при вынесении решения будет учитывать мнение ребенка.  Но как суд определяет порядок общения с детьми, которые младше этого возраста? Отвечая на поставленный вопрос, мы подготовили таблицу, где выделили наиболее удачные, по нашему мнению, возрастные рамки (таблица 1).

 Мы предлагаем разграничить возраст ребенка именно следующим образом: с 0-3 лет, с 3-7 лет, с 3-10 лет.

Таблица 1.

Порядок общения с ребенком после развода

Возраст ребенка

Условия

0-3

Обращая внимание на практику, порядок общения с ребенком в таком возрасте предполагает встречи в дневное время и только в присутствии матери, так как ребенку в силу возраста требуется дополнительная забота и уход. Обычно при таком возрасте ребенка родитель, проживающий отдельно имеет шансы видеться с ребенком 2 раза в неделю, а также в конкретные дни в течении часа. Забирать не достигшего возраста 3ех лет ребенка к себе домой суд не разрешит, так как ребенку данного возраста больше требуется внимание и забота матери, чем отца.

3-7

Отдельно живущий родитель имеет право:

  • навещать ребенка, когда он болеет;
  • забирать ребенка из детского сада или секций в дни общения;
  • водить на праздничные мероприятия ребенка, а также посещать их в дошкольных учреждениях;
  • возить в гости к другим родственникам и на экскурсии и т. д.

Тем не менее, живущие отдельно родители часто настаивают на том, чтобы забирать ребенка к себе домой. Это, конечно, допускается судами, однако место общения не может быть ограничено только домом или квартирой этого родителя.

7-10

При достижении возраста от 7 до 10 лет предлагается возможность видеться и общаться с ребенком без присутствия матери чаще в будние дни, а также возможность оставлять ребенка в выходные дни с ночевкой (если это не нарушает распорядок дня ребенка)

 

На наш взгляд, с таким разграничением по возрасту, как и родителям, так и ребенку будет наиболее комфортно, так как учитывается распорядок дня, как несовершеннолетнего, так и родителей. Также берется во внимание привязанность ребенка к родителю отдельно проживающего от него.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная категория дел нуждается в законодательной доработке, поскольку в нормативно правовых актах не урегулировано большое количество вопросов. В статье приведены пути решения проблем для унификации решений и избегания неправильной трактовки законодательной нормы. Количество дел и их важность демонстрирует необходимость решения вопросов, освященных в статье. Разъяснение и кодификация перечней и объяснений позволит ускорить процесс разрешения дел, а также упростит работу судам.

Вопрос является очень тонким по своему решению и обладает огромным количеством мнений, что создает двусмысленность принятия решения, что в будущем имеет последствия поскольку дела затрагивают детей и их будущее, от этого зависит их жизнь.

 

Список литературы:
1. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022).
2. Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // СПС Консультант Плюс.
3. Аристова, М. Н. Факторы, влияющие на особенности реагирования ребенка на развод родителей / М. Н. Аристова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50335/ (дата обращения: 24.10.2022).
4. Минпросвещения России URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 23.10.2022).
5. Споры о воспитании детей: актуальные проблемы // Практика URL: https://www.garant.ru/article/1558980/ (дата обращения: 23.10.2022).
6. Статистика разводов // Росстат URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 23.10.2022).