Статья:

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Краснова Д.В. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 37(216). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/216/119137 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Краснова Дарья Владимировна
студент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва
Михайлов Максим Владимирович
научный руководитель, канд. юр. наук, доцент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

 

Значимым негативным фактором является феномен преступности, при этом переходя в разряд межгосударственной, преступность становится реальной угрозой для мирового сообщества.

Российская Федерация, а также все другие государства во все времена принимали комплексные меры, направленные на минимизацию рисков совершения террористических актов. Однако помимо непосредственной борьбы с террористической преступностью немаловажными аспектами также являются профилактика и предупреждение данных преступных деяний. В этой связи необходимо оценивать российское и международное законодательство не только с точки зрения эффективности противодействия проявлениям терроризма, но и с позиции противодействия новым формам терроризма.

Терроризм представляется собой такое явление, которое способно за незначительный промежуток времени унести тысячи человеческих жизней.

Большое количество радикально настроенных людей способно выступать в качестве вербовщиков непосредственных исполнителей террористических актов, террористов-смертников и т.д. Основной площадкой для возникновения новых террористических организаций (около 80 %) является сеть «Интернет». В связи с этим наблюдается тенденция к «омоложению» участников таких группировок, поскольку молодые люди не способны противостоять привлекательной, на их взгляд, идеологии свободного государства [4, с. 138].

Именно поэтому государственный аппарат должен иметь мощные инструменты, использование которых будет способствовать снижению уровню криминогенной обстановки.

Основные тенденции в вопросах противодействия организованной транснациональной преступности задает Организация Объединенных Наций. ООН регулярно и на постоянной основе делает акцент на ведении борьбы с представляющими наибольшую опасность проявлениями преступности на основе аккумуляции сил и средств как международного сообщества, так и усилий конкретных государств. В своих нормативных актах ООН соблюдает тенденцию к поступательной борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией. В этом направлении ООН рассматривает терроризм в виде «нового вызова и угрозы» человечеству [7, с. 173].

В Стратегии национальной безопасности РФ (далее – Стратегия) отмечено, что деятельности России по борьбе с терроризмом, препятствуют, иностранные государства, которые стремятся изолировать Россию, а также использовать в международной политике двойные стандарты [2].

При этом одной из целей развития внешней политики Стратегия закрепляет развитие эффективного международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму и трансграничной преступности.

Принятие Стратегии является важным шагом к борьбе с терроризмом, поскольку, несмотря на отсутствие прямого закрепления превентивных и пресекательных мер, вопрос противодействия террористической преступности является важным для становления безопасности всего государства.

Помимо Стратегии в настоящее время действует Концепция противодействия терроризму, которая закрепляет основы противодействия терроризму в России на государственном уровне [3].

Вместе с тем, несмотря на значительное количество нормативно-правовых актов, закрепляющих основы борьбы с терроризмом, до настоящего времени в рассматриваемой сфере имеются правовые пробелы.

Рассматривая проблемы противодействия терроризму, невозможно не отметить, что в целом на законодательном уровне внимание уделено его противодействию в «классическом проявлении». Об этом свидетельствует дефиниция «терроризм», сформулированная в ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», где синонимом к слову «терроризм» выступает понятие «насилие» [1].

Однако на современном уровне развития общества наблюдается тенденция к развитию информационный технологий, в первую очередь, за счет глобализации и популяризации сети «Интернет». В этих условиях терроризм принимает новые формы: он становится более сложным, мобильным и технологичным. Сегодня информационный терроризм посягает на информационную безопасность государств.

Прогрессивность информационного терроризма свидетельствует о необходимости противодействовать ему: государственные и правоохранительные органы должны создавать такие методы и средства борьбы с террористами, которые обеспечивают не только устранение его последствий, но и позволяют предупреждать такие акты.

Примеры кибертерроризма обширны: террористам не нужно физически находиться в самолете, чтобы захватить его: достаточно захватить компьютер, который управляет полетами с земли; если цель преступников – человек, попавший в больницу и находящийся под аппаратами искусственного поддержания жизни – с помощью информационных технологий возможно отключить больного от такой системы; взлом системы на вредных производствах может стать причиной гибели множества людей.

С другой стороны, проявлением информационного терроризма являются так называемые «информационные вбросы» - то есть распространение информации через СМИ и сеть «Интернет» в целях порождения и распространения паники среди населения. Основной причиной распространения информационного терроризма является его дешевизна и латентность, то есть, совершая подобные преступления, преступники, как правило, осознают, что государство не имеет совершенных методов борьбы с такими сложными махинациями.

В связи с тем, что наиболее популярным инструментом у современных террористов является теневая сеть «Интернет», а также приложения, которые защищены шифрованием, государство должно иметь стройную и сильную систему борьбы с подобного рода преступлениями.

Вместе с тем, до настоящего времени законодатель не закрепил ни в одном нормативном акте понятие «информационный терроризм», как правоприменители, так и обыватели используют различные понятия: «кибертерроризм», «технологичный терроризм» и т.д.

Представляется, что в целях эффективной борьбы с информационным терроризмом необходимо, в первую очередь, закрепить его определение.

На наш взгляд, «информационный терроризм» - противоправное использование цифровых и информационных технологий в целях устрашения населения и (или) в иных целях, отвечающих интересам преступников, а также угроза совершения указанных действий. Указанное определение предлагается закрепить в ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Противодействие терроризму, в том числе информационному, должно являться одной из основных задачи государства. При этом эффективное противодействие возможно лишь при условии, если в этом будут заинтересованы все государственные и правоохранительные органы путем объединения всех имеющихся ресурсов.

Представляется, что противодействие должно происходить сразу по нескольким направлениям, в том числе:

- путем мониторинга обстановки в обществе, в том числе, в сети «Интернет»;

- путем распределения полномочий и обязанностей по предупреждению террористических актов, в том числе, путем использования сети «Интернет»;

- вложение ресурсов в совершенствование и развитий коммуникационных и цифровых технологий, которые позволяли бы правоохранительным органам своевременно реагировать на все подозрительные действия в сети «Интернет»;

- установление перечня информации, которая не подлежит опубликованию, контроль за недопущением утечки подобной информации;

- введение отдельной статьи в Уголовный кодекс РФ, которая устанавливала бы ответственность за совершение террористических актов путем использования информационных технологий.

Несмотря на неполноту принимаемых мер по противодействию терроризму, в настоящее время Российская Федерация все же принимает меры, направленные на противодействие терроризму в информационной сфере.

Так, в 2012 г. в рамках создания Государственной системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак, в России создан и функционирует центр реагирования на компьютерные инциденты в органах государственной власти Российской Федерации (gov-cert.ru), в полномочия которого входит сбор и анализ информации о компьютерных атаках, а также взаимодействие с центрами по компьютерным инцидентам (CERT) других стран и организаций [9, с. 166].

Информационная безопасность является важной составляющей национальной безопасности от негативных внешних факторов, в том числе от преступлений, связанных с актами терроризма, что требует модернизации действующего законодательства с учетом стремительного развития телекоммуникационных технологий.

Обращаясь к опыту зарубежных стран в борьбе с террористическими проявлениями, следует отметить, что в каждом государстве набор таких мер уникален и зависит, прежде всего, от особенностей национального состава, от уровня преступности и от иных факторов.

Например, в Британии с 2007 года реализуется стратегия, которая носит название «Prevent». Сущность этой антитеррористической политики состоит в том, что она ориентирована на мусульманское сообщество, проживающее на территории Британии. По мнению властей, именно мусульмане, в силу своих религиозных убеждений, склонны к совершению актов терроризма. Однако, в свете распространения толерантности и недопустимости дискриминации, в том числе, по национальному признаку, политику «Prevent» часто критикуют, как не соответствующую мировым тенденциям [5, с. 104].

Законодательство республики Казахстан предусматривает в качестве меры ответственности за совершение террористического акта лишение гражданства на основании решения суда. Нужно отметить, что подобные меры оправданы: в рейтинге стран по уровню терроризма Казахстан занимает 93 место (из 135 возможных), тем самым попадая в перечень государств с самым низким влиянием терроризма [6, с. 91].

Интересным для целей настоящей статьи является опыт борьбы с террористическими проявлениями в Китае. В первую очередь, стоит отметить, что модель противодействия терроризму здесь построена на том, что государство является социалистическим. Китай отличается особой озабоченностью в вопросе противодействия информационному терроризму, речь о котором шла выше.

В Китае работает уникальная система «Золотой щит», сущность которой сводится к недопущению распространения в сети «Интернет» данных, которые не контролируются государством. Власти Китая ввели запрет на использование всех иностранных социальных сетей, отдавая предпочтение развитию внутригосударственный мессенджеров. Таким образом, используя возможность контроля за распространением информации среди населения, государство осуществляет тотальный контроль за данными, которые распространяются в государстве, тем самым «Золотой щит» признается в качестве эффективной модели противодействия кибертерроризму [8, с. 62].

Интересно отметить, что вслед за Китаем подобной системой интересуются и некоторые европейские государства, например, Германия.

Таким образом, в современном обществе проблема террористической преступности является чрезвычайно важной и социально значимой. Развитие информационных технологий приводит к появлению новых форм терроризма, поэтому государство должно быть готово оказать противодействие подобным преступлениям, в том числе, путем заимствования положительного опыта других стран и путем модернизации действующего законодательства.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (в ред. от 26.05.2021) // Российская газета. – 2006. – № 48. 
2. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 02.07.2021 № 400 // СЗ РФ. – 2021. – № 27. – Ст. 5351.
3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждена Президентом РФ 05.10.2009 // Российская газета. – 2009. – № 198.
4. Богданов А.В. Терроризм и экстремизм как одна из форм организованной преступности // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 3. – С. 136-141.
5. Исмагулов К.Е. Некоторые проблемы совершенствования законодательства Республики Казахстан о противодействии терроризму // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. – 2017. – № 3(48). – С. 89-95.
6. Меркулов П.А. Особенности реализации государственной политики противодействия терроризму в Шотландии в контексте проблемы дискриминации британских мусульман // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2019. – Т. 9. – № 6. – С. 102-115.
7. Пороховой Э.Ю. Некоторые аспекты международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – № 2 (14). – С. 173-179.
8. Романовский В.Г. Права человека, кибербезопасность, борьба с терроризмом (опыт Китая) // Наука. Общество. Государство. – 2021. – Т. 9. – № 3 (35). – С. 57-67.
9. Халиуллин А.И. Противодействие киберпреступности в России как элемент международной информационной безопасности // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. – 2017. – № 10. – С. 165-172.