КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
В настоящее время перед учителями физики стоит задача – не только познакомить учащихся с явлениями, законами, формулами, но и научить решать задачи. Ведь именно решение задач способствует развитию мышления, творчества и является средством формирования практических умений и навыков учащихся. Одно из первых определений физической учебной задачи дано известными профессорами С. Е. Каменецким и В. П. Ореховым: «Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики…» [3, c. 6]. Классификация физических задач многообразна, в данной статье мы подробно рассмотрим контекстные задачи.
Существует несколько трактовок данного понятия.
Таблица
Виды определений
Автор |
Определение |
Сериков В. В. |
Контекстная задача – это задача, обладающая мотивационной функцией, в содержании которой конкретная жизненная ситуация, имеющая связь с имеющимся социокультурным опытом. |
Далингер В. А. |
Контекстная задача – это задача, целью которой является разрешение предметной, межпредметной или практической (стандартной или нестандартной) ситуации, нахождение соответствующего способа решения с обязательным использованием имеющихся (соответствующих предметной области) знаний. |
Мясникова О. М. |
Контекстные задачи – задачи, содержание которых отражают ситуации, которые часто встречаются в реальной бытовой, производственной, общественной жизни; при этом основной единицей их содержания является проблема. |
Таким образом, контекстные задачи – это физические задачи, основанные на жизненном опыте. Как правило, такие задачи помогают учащимся теоретические знания перенести на практику и конкретнее разобраться с различными явлениями, которые встречаются нам на протяжении всей жизни. Когда речь идёт о контекстных задачах, то мы сопоставляем её условия с реальностью. В контекстных задачах присутствуют только реальные объекты и происходят реальные явления. Контекстные задачи легко отличить от других. Например, «Велосипедист и автомобиль выехали одновременно из города А в город В. Расстояние между городами составляет 360 км. Какова скорость велосипедиста, если известно, что он добрался быстрее автомобиля до города В и находился в пути 2 часа?». При чтении данной задачи сразу возникает вопрос, как велосипедист мог приехать в город В быстрее автомобиля? Это вызывает сомнение по поводу реальности задачи. Также проводя вычисления, скорость велосипедиста определяется как 180 км/ч. В настоящее время не существует таких скоростных велосипедов, сколько педали не крути, а такую скорость развить невозможно. Поэтому на основе этих двух фактов, можно утверждать, что данная задача контекстной не является. Такой случай в жизни мы встретить не можем.
Как распознать контекстную задачу мы уже разобрали, давайте перейдем к рассмотрению видов контекстных задач.
Качественные контекстные задачи можно встретить двух видов: задачи, в которых необходимо объяснить физические явления, которые мы можем встретить в обыденной жизни и задачи, направленные на закрепление ранее изученных понятий. Например, для усвоения и закрепления понятия «материальная точка» можно предложить учащимся рассмотреть следующую задачу.
Задача 1. В каких случаях движущееся тело можно рассматривать как материальную точку? [3, с. 138]
а) Движение автомобиля из Москвы в Санкт-Петербург.
б) Мяч, подкинутый на высоту 1 м.
в) Самолет в небе.
г) Автомобиль по отношению к водителю.
Чтобы решить данную задачу учащимся следует вспомнить условия, при которых мы можем принимать тело за материальную точку. В данном случае материальной точкой будет являться движущийся автомобиль, мяч и самолет.
Задача 2. Если стеклянную бутылку с водой оставить на морозе, бутылка разорвется. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?[1]
Данная ситуация объясняется тем, что при замерзании вода расширяется. Стекло – это не пластичное вещество, поэтому при низких температурах оно лопнет.
Рисунок 1. Схема
Но чаще всего в физике встречаются задачи, в которых необходимо выполнить математические действия и найти неизвестную величину. Такие задачи являются количественными. Давайте рассмотрим решение такой задачи.
Задача 3. Поезд, трогаясь с места, движется с постоянным ускорением 1,6 м/с2. Какое время потребуется, чтобы он достиг скорости 28,8 км/ч?
В IX классе встречаются задачи, в которых требуется построить график. Но для того чтобы это сделать в некоторых случаях необходимо сначала найти значения, на которые будем опираться при построении.
Задача 4. Маша и Женя сдавали зачёт по физкультуре, им необходимо было пробежать некоторую дистанцию за 15 мин. Скорость Маши составляла 12 км/ч, Жени – 10 км/ч. Какое расстояние пробежала каждая девочка? Постройте графики пути девочек.
Рассчитаем путь, который прошли девочки:
S = v*t t = 15 мин. = 1/4 ч.
Маша: S = 12/4 = 3 км
Женя: S = 10/4 = 2,5 км
Рисунок 2. График
С контекстными задачами учащиеся могут встретиться не только на уроках физики, но и на ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому учителю необходимо научить не только решать данные задачи, но и понимать их суть и переносить на реальную жизнь. Контекстные задачи несут не только образовательный характер, они также способствуют приобщению учащихся к самостоятельной творческой деятельности, формированию личностных качеств и позволяют связывать теорию с практикой.