Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Эсенова А.Т. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНИХ КЛАССАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 38(217). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/217/119372 (дата обращения: 14.06.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

Эсенова Амансулу Тагировна
студент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Шульженко Вячеслав Иванович
научный руководитель, профессор, д-р филол. наук, профессор кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются пути и способы формирования лексической грамотности на уроках русского языка, отмечается вид словарной работы как наиболее успешный для достижения эффективного результата, затрагивается проблема скудного словарного запаса учащихся.

 

Ключевые слова: русский язык, синтаксическая норма русского языка, хорошая речь, норма, литературный язык, слово.

 

Развитию речи учащихся способствует систематическая работа над ее значением, обучение выбору и употреблению нужного слова в контексте коммуникации, грамотному построению в структурном плане. В свете вышеизложенного большая роль отводится словарной работе, которая позволяет не только увеличить словарный запас, лексический фонд ребенка, но и обучает правильному правописанию, другими словами, работа должна носить комплексный характер обучения. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», – писал известный ученый-методист методист А.В. Текучев [4, 112].

В современных условиях динамичного пополнения лексического фонда языка исследование лексической нормы при обучении русскому языку продолжает быть актуальным. Лексика представляет собой основное содержание языка. П.А. Лекант под лексикой определяет «словарный состав языка» [2, 198]. Приняв за основу утверждение П.А. Леканта, попробуем разобраться с понятием лексического значения слова и его составляющих. Как утверждает И.М. Кобозева, лексическое значение – «это содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т. д.» [1, 261]. А лексические нормы, по мнению Д.Н. Шмелева, «это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи» [5, 109]. Надо отметить, что словарный фонд языка постоянно подвергается изменениям не только за счет вливаний иноязычной лексики, но и по той причине, что многие слова устаревают и переходят в пассивный запас, выходя из общего употребления, таким образом, различается лексика активная и пассивная. Активную лексику составляют слова, понятные носителям общенародного языка, сюда же относятся слова специальной лексики. К пассивной лексике относятся устаревшие слова, которые практически не употребляются в официально–деловой ситуации (диалектизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы). Основной единицей лексики является, как известно, слово, которое в русском языке может быть как однозначным, так и многозначным. К однозначным относятся термины, наименования профессий и специальностей, названия окружающей среды и т.д.

По мнению С.В. Плотниковой, следует выделить следующие основные лексические ошибки [3, 105]: 1) Нарушение лексической сочетаемости слов. В речевой практике часто можно услышать выражение: «обречь на успех», однако значение слова «обречь» предполагает сочетание со словами, имеющими толкование неудачи, лишения, невзгоды и т.д., следовательно, можно сказать: «обречь на лишения, невзгоды, голод» и т.д., но никак не на «успех». При этом не следует забывать, что во  фразеологизмах такое сочетание допускается, так как в них сочетаемость представляет связанный характер, ведь фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, воспроизводимые целиком и полностью. 2) Смешение паронимов, слов, имеющих близкое звучание, но не тождественное. Несмотря на то, что паронимы очень похожи по звучанию, они имеют разный смысл, например, хозяйский – относится к хозяевам, принадлежащий, свойственный и хозяйственный, относящийся к ведению хозяйства, к экономической, производственной стороне дела; интеллигентный – образованный, культурный; свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции, интеллигентский – относящийся к интеллигенту, к интеллигенции, принадлежащий им. 3) Неточность словоупотребления, возникающая при недостаточном знании говорящего о значении употребляемого слова. Например, меньшая или большая половина, употребленная в речи говорящего нарушает лексические нормы, так как половина – означает поделенная пополам и никак не может быть меньше или больше; точнее выразиться – меньшая или большая часть. 4) Речевая недостаточность, проявляющаяся в необоснованном пропуске слов, влекущем за собой лексическую ошибку. Чаще всего встречаются такие ошибки в разговорной речи.

Методическая литература современного периода отражает разные технологии работы со словарными словами, в которых сочетаются успешные приемы традиционного обучения с инновационными новинками. Учащихся следует приучать изначально к бережному отношению со словом. Дети должны понять, что слова являются кирпичиками для строительства фундамента здания, и их правильное Подобно этому, слова следует выбирать правильные, знать их значение, уметь употребить в нужном контексте с точностью, правильностью и выразительностью.

С этой целью ученик должен знать значение слов, много читать, запоминать их произношение и написание.

Через такое сравнение педагог должен подводить учащихся к работе со словарными словами, заинтересовать учеников, мотивировать и побудить к активной деятельности на уроке.

Успех в овладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, уметь выбрать наиболее верное в данной ситуации. Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и свободного оперирования словами, понимания и употребления их в новых ситуациях, в новых значениях.

В процессе работы активно используется также рабочая тетрадь со словарным минимумом. Разрабатывая словарь–минимум, мы руководствовались следующими принципами: – принцип коммуникативности. В словарь вошли такие коммуникативно–значимые для учащихся слова, как бессердечность, доброжелательность, отзывчивый, жестокий, завидовать, сострадать.

Нормативное использование синтаксических структур и лексических единиц является важным показателем оценки правильности речи учащихся. В настоящее время, когда заметно возрастает интерес к культуре речи среди исследователей и педагогов, необходимо обратить особое внимание на обучение учащихся лексическим и синтаксическим нормам русского языка. В практике современных школ педагоги часто работают с отдельным, изолированным словом и его формами без учета контекста, вне связи с другими словами в структуре текста. Это приводит к тому, что учащиеся не всегда имеют возможность понять значение многозначного слова, функции предлогов и окончаний и т.д. В современных учебниках и учебных пособиях лексика тренировочных упражнений часто не содержит слова, употребление которых представляет сложность для учащихся с точки зрения использования нормы.

Следует также обратить максимальное внимание на то, что обучение нормам употребления языковых единиц – это существенное направление обучения русскому языку в современных школах.

Нормативное, правильное владение русским литературным языком предполагает соблюдение норм литературного произношения, семантически верное использование лексики, соблюдение синтаксических норм построения словосочетаний и предложений.

Обучение учащихся следует проводить комплексно, чтобы охватить максимально все разделы русского языка, например, записывая слово в словарный минимум, обратить внимание детей на его лексическое значение, грамматические категории, выделить морфемы, подчеркнуть орфограммы, выделить ударение.

Таким образом, предложенная система обучения над словарными словами весьма результативна, так как при проведении систематической поэтапной словарной работы значительно повышается словарный запас. Активизируется речевая деятельность, прививаются навыки и умения по лексической грамотности, развивается орфографическая грамотность, однако следует помнить, что такая работа должна проводиться систематически.

 

Список литературы: 
1. Кобозева И.М. Лексическая семантика: учебное пособие. - 2–е изд, доп. и испр. СПб.: Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – С. 819.
2. Лекант П. Современный русский язык. Учебник для бакалавров. – М.: Дрофа, 2013. – С. 493. 
3. Плотникова С.В. Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития: учебное пособие. – Урал. гос. пед. ун–т. Екатеринбург, 2007. – С. 216. 
4. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». 3–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – С. 413. 
5. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М.: Просвещение, 1977. – С. 335.