Статья:

СКЛОННОСТЬ К СИНДРОМУ ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Огаркова С.А. СКЛОННОСТЬ К СИНДРОМУ ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТЬМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 38(217). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/217/119483 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СКЛОННОСТЬ К СИНДРОМУ ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Огаркова Светлана Александровна
студент, Институт ИПиО Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, РФ, г. Липецк
Бычкова Елена Семеновна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, РФ, г. Липецк

 

TENDENCY TO BURN-OUT SYNDROME OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST IN WORK WITH MODERN CHILDREN

 

Svetlana Ogarkova

Student of Institute of Psychology and Education Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Russia, Lipetsk

Elena Bychkova

Scientific director, Candidate of pedagogical sciences Associate Professor at the Department of Psychology, Pedagogy and Special Education Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Russia, Lipetsk

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме синдрома эмоционального «выгорания» педагогов-психологов. В предложенной статье рассматриваются симптомы эмоционального выгорания у современных педагогов. Обсуждается ряд причин развития этого синдрома, проанализированы факторы влияющие на появление такого синдрома, факторы риска в плане появления выгорания, а также рассмотрены меры профилактики. Решение данной проблемы требует ее изучения с целью дальнейшей коррекции.

Abstract. The article is devoted to the problem of the syndrome of emotional "burnout" of teachers-psychologist. The proposed article examines the symptoms of emotional burnout in modern teachers. A number of reasons for the development of this syndrome are discussed, factors influencing the appearance of such a syndrome, risk factors in terms of the appearance of burnout are analyzed, and preventive measures are considered. The solution to this problem requires its study with the aim of further correction.

 

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром, дети, современный, стрессогенный, педагог, психолог.

Keywords: emotional burnout, syndrome, children, modern, stressful, teacher, psyhologist.

 

Длительные образовательные реформы, а также события текущего года вносят серьезные изменения в образовательный процесс. На наших глазах происходит реформирование системы образования, переход на дистанционные способы обучения и новые формы преподавания. Несомненно, данные преобразования несут в себе значимый развивающий и обучающий потенциал, но в то же время оказывают серьезное влияние на психическое и физическое состояние участников образовательного процесса.

От психологического состояния учителя и его стабильности зависит психологический климат в классе (группе) и как следствие психологическое здоровье учеников. Учитывая объем и силу влияния факторов, влияющих на образовательный процесс, задача сохранения здорового психологического климата между участниками учебного процесса становится наиболее актуальной и требует значительных эмоциональных и физических затрат педагога.

В современной психологической литературе получила распространение дискуссия о проблемах профессионального выгорания работников. По результатам многочисленных исследований, наибольшему риску эмоционального выгорания подвержены работники социальных профессий, связанных с коммуникативными функциями и задачами. Профессия педагога-психолога требует серьезных эмоциональных затрат при работе с детьми: установление доверительных отношений, умение управлять неустойчивым эмоциональным фоном детского коллектива. На педагога возлагается огромная ответственность за психологическое здоровье и дальнейшее развитие ребенка. Весь этот груз ответственности не может не отражаться на психологическом и эмоциональном состоянии педагогов. [1, с.28]

Анализируя многочисленные исследования можно выделить следующие основные факторы, оказывающие существенное влияние на эмоциональное выгорание: личностный, ролевой и организационный.

Перед педагогом-психологом современного периода ставятся задачи, которые требуют значительных затрат энергии и психологических усилий. Требуется освоение новых методов и технологий обучения, обработка огромного объема быстроменяющейся информации, умение налаживать контакт с современными детьми, ментальность которых кардинально изменилась за последние десятилетия. Необходимость держать в фокусе внимания все оперативно меняющиеся элементы образовательной среды – сложная задача, которую в состоянии решить только лишь психологически устойчивый, компетентный и творческий педагог. [2, с.51]

В результате эмоционального выгорания педагога-психолога снижается качественный результат его деятельности, педагог уже не справляется со своими обязанностями, теряет интерес к детям, не чувствует вдохновения на творческие методы преподавания.

Можно выделить отличительные свойства условий труда педагогического работника:

- постоянный контакт с детьми, эмоциональное перенасыщение рабочего времени;

- различные по стилю общения и эмоциональной напряженности контакты;

- высокая степень ответственности за итоговые результаты взаимодействия с детьми;

- зависимость от субъектов общения (детей, родителей, руководства, коллег);

- необходимость учитывать особенности детского поведения и мировосприятия, а также индивидуальные особенности других участников общения;

- умение дистанцироваться и сочетать формальные и неформальные стили общения;

- возникновение возможного напряжения или конфликтов при общении.

По мнению исследователей, особенно выражено эти симптомы возникают у педагогов с высоким стажем педагогической работы. Накапливающаяся усталость при неадекватном распределении учебной нагрузки может пагубно сказаться на результатах труда и эмоциональном состоянии педагогов.

Одним из важнейших факторов риска в плане появления эмоционального выгорания педагогов можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Ситуации социального сравнения для таких людей являются стрессогенными. Такие педагоги часто не удовлетворены своим статусом.

Из сниженного самоуважения часто вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремление всё и всегда делать лучше всех, безукоризненно. Любое снижение результатов труда может вызвать совершенно непредвиденную, неадекватную реакцию.

Огромную роль в развитии у членов педагогического коллектива профессионального выгорания может сыграть и неэффективный стиль руководства.

Отрицательно влияет на педагогов и работа в условиях дефицита времени. Желание всё сделать безукоризненно и недостаток времени несовместимы. Это приводит не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и, как правило, к появлению психосоматических заболеваний.

Профессиональному выгоранию способствует и отсутствие сплочённого социального окружения, которое могло бы оказывать поддержку. [8, с.79]

Разумная организация труда поможет избежать риска возникновения эмоционального выгорания у сотрудников разных возрастных групп.

Для повышения эффективности работы образовательного учреждения и стабилизации психологического состояния педагогов предлагается реализация следующих мер:

1) своевременная организация профилактики эмоционального выгорания для минимизации не сформировавшихся симптомов и предотвращения их развития – в частности могут быть использованы тренинги и курсы повышения квалификации, консультации наиболее опытных педагогов;

2) коррекционно-развивающая работа с теми педагогами, у которых исследуемая симптоматика находится в стадии формирования (для замедления темпа их эмоционально выгорания и устранения его негативных последствий) – личные консультации с психологом школы (штатным или приглашенным);

3) проведение организационных мероприятий по перераспределению учебной нагрузки, в том числе привлечению дополнительных кадров;

 

Список литературы:
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – М.: Сударыня, 2020. – 28 с. 
2. Вачков И.В. Удовлетворенность образовательной средой субъектов педагогического процесса как индикатор угроз психологическому здоровью детей // Клиническая и специальная психология. – 2018. – № 2. – С. 41–52.
3. Варданян Ю.В., Н.И., Парамонов А.А. Исследование особенностей психологических предпосылок эмоционального выгорания педагога // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 96–103. 
4. Василенко А.Ю. Эмоциональное выгорание учителя: оплата труда или ценностно-смысловой кризис личности? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 2 (19). – С. 233. 
5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2018. - 336 с. 
6. Козлова К.В. Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. – № 1. – С. 18–27. 
7. Литвинова, Е.Ю. Психологическое благополучие и эмоциональное выгорание педагогов образовательных комплексов на разных этапах инновационного процесса // Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда. – 2018. – Т. 3. – № 2. – С. 96–119.
8. Мельничук А.С. Эмоциональное выгорание и перфекционизм у учителей: особенности взаимосвязи // Вестник психотерапии. – 2017. – № 63. – С. 77–94.