Развитие самооценки учащихся на уроках математики
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Развитие самооценки учащихся на уроках математики
Аннотация. В данной статье рассматривается развитие самооценки учащихся на уроках математики. Выявлены основные задачи и этапы развития самооценки учащихся.
Ключевые слова: самооценка, самооценка школьника, развитие самооценки.
Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является развитие самооценки развивающейся личности. Составной и неотъемлемой частью обучения является самооценка. По мнению А.И.Липкиной, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [2, с.7]. Основой индивидуальности личности является самооценка. Самооценка влияет на развитие стиля поведения и жизнедеятельность человека. Е.И. Савонько дал термину «самооценка» другое определение: «Самооценка представляет собой особую ступень в развитии самосознания, предпосылкой, которой является осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе» [3, с.107]. Другими словами, самооценка это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на развитие адекватной критической самооценки учащихся. Данная тенденция хорошо прослеживается на уроках математики в школе. Ведь именно там ребенку необходимо сконцентрироваться, вести контроль над своими действиями, активно работать и отвечать, а с низкой самооценкой это практически невозможно. Ведь на уроках математики преподавателю важно обратить внимание детей на материал, для лучшей работы в классе необходима активная деятельность каждого ребенка. Хорошо развитая самооценка способствует развитию мотивации достижения и мотивации успеха, подталкивает ученика к анализу собственных действий, и требует от него тщательного анализа, обобщения, обоснования. Она приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. Именно поэтому учитель должен учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Существует множество подходов к изучению самооценки: 1) личностный подход рассматривает самооценку как главный компонент развития личности; 2) структурно-целостный - самооценка как целостное, но в то же время многоплановое явление; 3) деятельностный подход рассматривает самооценку как фактор, формирующий и влияющий на результаты деятельности; 4) динамический подход рассматривает динамику формирования самооценки в различных возрастах во взаимосвязи со становлением личности; 5) психопатологический подход - самооценка рассматривается как показатель психического здоровья личности; 6) функциональный подход - самооценка как важная функция личности [1, с.15]. Для изучения индивидуальных особенностей самооценки в учебном процессе педагогу стоит воспользоваться данными подходами к изучению самооценки.
Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку. Эти определения проявляются в сравнении с реальными возможностями школьника.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.
В индивидуальности личности ярко проявляется неадекватная заниженная самооценка учащегося. Школьники выбирают наиболее легкие задачи, не приступают и не рассматривают задачи с повышенным уровнем сложности. Высокая самокритичность, неуверенность в себе мешает нормальному развитию детей с заниженной самооценкой. Школьники чувствительны похвале, поддержке, одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам.
Дети рождаются с одинаковыми составляющими самооценки, лишь в процессе взросления она приобретает индивидуальный характер. Самооценка школьника складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Уже в период поступления в начальную школу у ребенка начинает развиваться самооценка как устойчивое, дифференцированное отношение к себе, что позволяет контролировать собственную деятельность относительно нормативных критериев. Ведь самооценка является одним из важных условий развития личности. Как ребенок себя оценивает, так и видят его окружающие, как он к себе относится, таким и будет отношение к нему. Важно вложить в ребенка все самые главные качества, чем и занимаются родители, педагоги.
В наши дни важно идти в ногу со временем, не отставать от технологий. Меняется мир, меняются дети, педагогу важно следовать тенденциям развития, чтобы знать ответ на любой вопрос, любую трудность. Психологи всего мира занимаются изучением развития самооценки у детей. Ведь все начинается с малого, необходимо с раннего возраста заниматься развитием самооценки в школе. Здесь важно со стороны педагога поддержать ребенка, помочь с решением какой-то задачи, быть причастным к ходу урока, разбираться в ситуации. В совершении ошибок нет ничего постыдного. Это важно объяснить ребенку. Ведь математика, далеко не простая наука, много чего может не получиться. Главной задачей учителя является выработать спокойную, дружелюбную атмосферу в классе, расположить к себе ребенка. Необходимо проявить терпение, поддержку, понимание. Проявлять заинтересованность к достижениям ребенка, не заострять внимание на неудачах. Ведь развитие самооценки в младшем возрасте влияет на будущее ребенка, поэтому с ранних лет педагогам стоит обратить на это внимание.