ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В настоящее время остро встает проблема социальной адаптации человека, что связано с предъявлением социальной среды высоких требований к адаптационным возможностям не только взрослого человека, но и подростка. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Национального центра проблем формирования здорового образа жизни (НЦПФЗОЖ) в Республике Казахстан возникла необходимость в сохранении и улучшении здоровья подрастающего поколения, оказания психологической помощи подросткам в процессе их социально-психологической адаптации [1].
По мнению исследователя С.И. Розум, возрастные особенности подростка и самооценка часто усложняют его социально-психологическую адаптацию, ему приходится адаптироваться не только к нестабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого еще более изменчивы [2].
Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека – это и интеллект, и темперамент, самооценка, уровень притязаний, уровень тревожности, локус контроля и многое другое. В работах О.И. Зотовой и И.К. Кряжевой указывается, что общим показателем успешного процесса адаптации являются взаимная удовлетворённость человека и социальной среды. А состояние личности, позволяющее достигать таких взаимоотношений с социумом, называется социально-психологической адаптивностью [3].
По представлению Е.В. Змановской [4] переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям социальной среды. Обеспечить успешную социальную адаптацию помогают различные способы воспитания и обучения, в частности, игровые технологии. Выделяются уровни социальной адаптации подростка и критерии и показатели ее проявления в таблице 1.
Таблица 1.
Уровни проявления социальной адаптации подростка
Уровни |
Компоненты социальной адаптации |
||
Принятие норм, ценностей и установок новой социальной среды |
Приспособление к новым формам социального взаимодействия |
Освоение новых форм деятельности |
|
Высокий |
Принятие норм группы, коллектива, социальной организации, террито-риальной или национальной общности |
Приспособление к формальным и неформальным связям, семейным, производственным отношениям |
Активно осваивает новые виды деятельности, мотивирован к сотрудничеству и взаимодействию |
Средний |
Принятие норм группы, коллектива, частичное принятие социума |
Приспособление к формальным и семейным связям, выборочно - к неформальным связям |
К новым видам деятельности относится настороженно, необхо-димо время для включения в деятельность |
Низкий |
Проблемы в принятии норм коллектива и взаимодействия с ним |
С трудом приспосабливается к формальным и неформальным связям |
Новые виды деятельности не принимает, воспринимает как угрозу развитию |
Анализ особенностей личности детей с разным уровнем социальной адаптации свидетельствует о наличии личностных изменений у детей с нарушениями адаптации. Так, им свойственна импульсивность, нетерпеливость, большая отвлекаемость, стремление к доминированию, неумение рассчитывать свои возможности, сниженная ответственность и добросовестность, меньшая уверенность в себе и социальная смелость. Важными являются показатели, определенные М.В. Телегиным [6, с. 22]. (таблица 2).
Таблица 2.
Диагностика показателей развития ученического коллектива
Показатели |
Методы (методики) |
1.Упорядоченность жизнедеятельности в классном коллективе |
Конкурс идей и проектов «Класс, в котором я хотел бы учиться»; «Мой класс сегодня и завтра»; Беседы; Анкетирование; Наблюдение |
2.Наличие сложившегося единого классного коллектива |
1.Методика А.Н. Лутошкина (тестирование сформированности коллектива); Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»; Определение уровня развития ученического самоуправления»; |
3.Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы |
Беседа; Оценка; Ранжирование; Методика М.Г. Казакиной (классный час «Мы-коллектив? Мы-коллектив…Мы-коллектив!» |
4.Степень приближенности к поставленным целям |
Социометрические исследования; Анкетирование;. Наблюдение |
5. Общий психологический климат в классном коллективе |
Конкурс рисунков « Я в своем классе»; Методика М.И. Рожкова (изучение социализированности ребенка); Игры «Лидер» и «Командные учения» (определение состояния межличностных отношений); |
6.Проявление индивидуальности каждого ребенка |
Рейтинговая оценка деятельности; Участие в конкурсах, выставках; Творческие отчеты; Кейс-стади; Методика Мюнстенберга (диагностика уровня интеллекта, оценка внимания) |
7. Уровень воспитанности |
Карта интересов и увлечений учащихся класса (опросник Айзенка, определяющий тип темперамента) |
На констатирующем этапе эксперимента проведена диагностика по Шкале социально-психологической адаптированности (СПА) направленной на диагностику следующих интегральных показателей: адаптация, принятие других, самопринятие, интернальность, эмоциональный контроль, стремление к доминированию. Интегральный показатель социальной адаптации «адаптация» имеет значения на уровне средне групповой нормы, поэтому вся выборка подростков характеризуется как имеющая адекватные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с нормальными адаптивными способностями. Шкалы социальной адаптации «приятие других» (60%) и «эмоциональная комфортность» (58%) имеют фактически одинаковые значения 58% и 60%, что свидетельствует о том, что подростки способны устанавливать теплые отношения с окружающими, но не всегда терпимы к людям, и поэтому не всегда принимают каждого таким, каков он есть. Значение в 52% занимает шкала «интернальность», что свидетельствует о том, что у подростка наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, имеет контроль над своей собственной судьбой, над всем происходящим.
В качестве средства экспериментального воздействия использована программа социальной адаптации подростков с использованием игровых технологий. Программа социальной адаптации «Я и социум» предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.
Цель программы: оказать эффективную социально-педагогическую помощь учащимся в социальной адаптации, развить адаптивные возможности подростка, развитие его адаптивных возможностей. Для решения поставленных задач выбраны следующие средства: групповая деятельность - социально-психологический тренинг; игровые технологии; индивидуально-коррекционная работа с подростками; консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель - ученик». Программа предназначена для подростков, характеризующихся низким и средним уровнем социальной адаптации. Использование игровых технологий в социальной адаптации личности подростка предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния. Особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции..
Таким образом, если с подростками проводить тренинги с использованием игровых технологий, то это оказывает положительное воздействие на социальную адаптацию подростков, так как они выполняют воспитательную, психотерапевтическую, социальную функции, помогают подростку легко адаптироваться в социуме, эффективно действовать в нем.