Статья:

Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Бикбердина Ю.А. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71716 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы

Бикбердина Юлия Артуровна
магистрант Оренбургский государственный педагогический университет, РФ г. Оренбург

 

Yulia Bikberdina

Master’s student, Orenburg state pedagogical University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. В статье затронуты проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Перечислены вопросы, волнующие специальных психологов и учителей. Раскрыта роль психолого-педагогической компетенции психологов, учителей, родителей в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития.

Abstract. The article deals with the problems of correctional and developmental education of children with mental retardation. The questions that concern special psychologists and teachers are listed. The role of psychological and pedagogical competence of psychologists, teachers, and parents in the psychological and pedagogical support of children with mental retardation is revealed.

 

Ключевые слова: сопровождение, дети с ЗПР, образовательная организация.

Keywords: support, children with mental retardation educational organization.

 

Проблема помощи детям с задержкой  психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность.  В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.  Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм  психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В общем количестве учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделяют группу с задержкой психического развития (ЗПР). Поскольку степень ЗПР варьируется от приближенного к развитию, соответствующего возрасту, до пограничного с олигофренией, необходим особый подход к подобным обучающимся, принимая во внимание компенсаторные возможности, учитывая целенаправленные действия педагогов, психологов и, если необходимо, лечения.

В статьях Федеральных государственных образовательных стандартов уточняется, что такие обучающиеся «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» [1, с. 120].

Организуя учебный процесс, изначально необходимо учитывать весь комплекс потребностей учеников с определенными особенностями [2, с. 11]:

- в обеспечении при обнаружении у дошкольников выявлении в дошкольном возрасте недостатков развития особой поддержки образовательными средствами;

- в обеспечении преемственности в работе школы и дошкольного учреждения как требования непрерывного коррекционно-развивающего процесса;

- в коррекционно-развивающей направленности работы в рамках образовательных стандартов;

- в учете особенностей освоения учебного материала ребенком с ЗПР при дальнейшем обучении (постепенном предоставлении учебного материала, продуманной и тщательно отмерянной поддержке взрослых, применении особых средств и приемов, которые способствуют как всеобщему развитию ребенка, так и коррекции особенностей и недостатков этого развития);

- в наблюдении за формированием учебно-познавательной деятельности, которое будет продолжаться вплоть до достижения ее наименьшей степени развития, позволяющей выполнять задания без посторонней помощи.

- в организации образовательной среды с учетом нейродинамики психических процессов и многофункционального состояния ЦНС у данного контингента обучающихся: весьма невысокой трудоспособности, понижении общего тонуса, быстро наступающей истощаемости...

- в непрерывном стимулировании познавательной деятельности, интереса к окружающему миру, к себе;

- в непрекращающейся поддержке детей в осмыслении и расширении приобретаемых познаний, в сохранении и приумножении умений;

- в едином сопровождении, обеспечивающем получение требуемой терапии для улучшения функционирования ЦНС и особой психолого-коррекционной поддержки, обеспечивающей становление сознательной регуляции поведения и познавательной деятельности;

- в формировании и отработке навыков общения с ровесниками и старшим поколением, одобряемого обществом поведения; освоение способов расширения круга друзей и знакомых;

- во взаимодействии учебного заведения и семьи с целью формирования моральных и культурных ценностей ребенка и становления его жизненной позиции;

При учреждении школьного обучения таких детей важно учитывать их специфические образовательные потребности, определяя формы организации учебного процесса и адаптации в  общеобразовательной школе [3, с. 54].

При рассуждении о вкладе специалиста в обучение таких детей, имеют в виду не просто психологическая поддержка детей с учебными проблемами. Трактуется непосредственно сопровождение специалистом психологом каждого этапа учебной деятельности как непростое взаимодействие, результатом которого становится формирование условий важных для развития ребенка, его способности к жизненному самоопределению, содержащему различные индивидуальные, социальные аспекты.

В случае психологического сопровождения специалист проводит

- консультационную, групповую, индивидуальную работу в плане диагностики, коррекции и профилактики отступлений от нормы;

- обучающую, консультативную, консалтинговую работу с семьей и преподавателями образовательного заведения по проблемам формирования личности ребенка и его обучения в общеобразовательной школе;

- принимает участие в деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

Определенные осложнения, возникающие при взаимодействии такого ребенка со старшими и ровесниками, обусловленные рядом его своеобразных черт, негативно влияют на формирование эмоционально-личностной сферы. Именно поэтому важно развитие у ребенка интереса и внимания к окружающим его людям; формирование коммуникабельности, умения свободно регулировать свое эмоциональное состояние, избегать конфликтов, анализировать моменты неудавшегося общения.

Общество и СМИ все чаще стали обсуждать сложности, возникающие в жизни «особых» детей.  В Общественной палате РФ 25 февраля состоялось совещание с лозунгом «Особые дети – безграничные возможности», где рассматривалась «Карта возможностей особого ребенка».

Этот интернет-проект, целью которого является сбор интерактивной информации о всех общедоступных организациях для людей с ОВЗ: культурных, образовательных, развлекательных, лечебных, выносился на обсуждение ОП РФ осенью 2018 года.

Ю. Зимова, зам. председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства, описала создание этой карты, на которой стараниями неравнодушных людей обозначены почти 11 тысяч объектов.

Благодаря тому, что сотрудниками НКО и силами волонтеров в начале года проводилось обследование обозначенных на карте объектов, на сегодняшний день проконтролировано более восьми сотен объектов в 58 субъектах РФ.

На совещании прошло награждение отличившихся волонтеров и экспертов проекта, занимавшихся обследованием объектов, и выражена благодарность за содействие в создании интернет-проекта представителям общественных организаций, государственных органов и родителям.

Заслуженная артистка России Диана Гурцкая, председатель Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства, благодарила людей, в семьях которых воспитываются «особые» дети за ежедневный труд и терпение, уточнив, что именно любовь родителей в свое время помогла ей поверить в свои силы.

Д. Гурцкая подчеркнула, что любовь, окружавшая ее в детстве, не позволяла ей ощущать своего отличия от остальных детей.

Но и Диана не избежала неприятных ситуаций, когда посторонние люди называли ее больным ребенком. Именно уверенность матери в том, что ее дочь - «самый наилучший ребенок», помощь, уверенность родителей в дочери и «исключительная ежедневная любовь» сумели решить все проблемы.

«Мы готовы оказать вам поддержку в решении различных проблем, которые так или иначе связаны с детьми. Дети – это и наше будущее, и наш предмет гордости. Не имеет значения, зрячие они или слепые, с инвалидностью или без – очень важно поверить в них» подтвердил член Комиссии ОП РФ Сергей Бурлаков, отметив, что у таких «мотиваторов» как родители, воспитывающие особенных детей, «нужно обучаться жизни».

Свое музыкальное выступление совместно с детским коллективом «Домисолька» Д. Гурцкая закончила словами: «Спасибо вам за ваш свет, который я, может, не вижу, но чувствую. Благодарю вас за добро и тепло».

Таким образом, в соответствии с концепцией Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой прописано, что каждое среднее учебное заведение должно обеспечивать условия для социализации детей с любыми особенностями развития и находящихся в разных социальных ситуациях, учитывая эти особенности при организации обучения на любой ступени.

 

Список литературы:
1. Авдулова Т. П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных  образовательных  стандартов  дошкольного  образования  (ФГОС  ДО).  Изд.: ВЛАДОС, 2016. – 120 с.
2. Ватина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. - РИО ФГБОУ ВПО «СГПИ», 2012. – 11с. 
3. Хаидов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии / Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко, С. К. Хаидов. - Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016. – 54с.