Статья:

АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Корсак Д.Г. АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 39(218). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/218/119595 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Корсак Дана Георгиевна
студент, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Шульженко Вячеслав Иванович
научный руководитель, профессор, д-р филол. наук, профессор кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме работы над текстом на уроках русского языка в 9 классе. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования умение работать с текстом обозначено приоритетным направлением. Деятельность учащихся на основе текста является важнейшим фактором формирования языковой личности. 

 

Развитие связной речи – одна из главных задач на уроке русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако, не все ученики понимают, осмысливают и запоминают текст. Чтобы понимать и уметь воспроизвести текст, ученик в 9 классе должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа, контролировать собственные способы мышления и уметь вовремя сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, не говоря уже о младших, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понимать, осмысливать, воспроизводить художественный текст, что весьма немаловажно для их дальнейшего развития. Не овладев родной речью в школе, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми, неспособным защитить словом свои интересы, полноценно участвовать в производственной и общественной жизни страны, успешно организовать свою собственную жизнь. Задача уроков родного и русского языка в средней школе, преимущественно с 9 класса, в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки во всех четырёх видах речевой деятельности. Успешно совершенствовать же речь учащихся можно лишь тогда, когда ученик начнёт относиться к ней сознательно. На уроках русского языка в 9 классах необходимо обращать внимание учащихся на механизмы построения текста, способы создания его как единого, связного и цельного речевого произведения. Текст должен выступать как самостоятельная учебная единица, объект изучения, представляющий языковое и речевое образование с собственными закономерностями построения, а не только как контекст для наблюдения функционирования в нем единиц более низких уровней: предложений, словосочетаний и слов. Текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка в 9 классе. Поэтому на уроках русского языка необходимо ввести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей, необходимо уделить внимание на их создание.

Чтобы помочь учащимся в 9 классах овладеть всеми этими умениями, учителю необходимо прежде самому вооружиться технологией формирования главного читательского умения – умения анализировать произведение. К сожалению, мастерство анализа учитель - словесник, как правило, приобретает самостоятельно в процессе практической деятельности «методом проб и ошибок». При этом типичный недостаток школьного анализа в 9 классе состоит в том, что зачастую анализ формы художественного произведения осуществляется в отрыве от анализа его идейно-тематического содержания и сводится к перечислению отдельных изобразительно-выразительных средств художественной речи. Другая крайность состоит в том, что учителя основное внимание уделяют сюжету, социальному содержанию произведений и очень мало – работе над словом и его эстетической функции. Необходимо учить школьников в 9 классах наблюдать, переживать меткое образное слово, развивать чувства, содействовать обогащению и шлифовке их речи, учить вникать в образную ткань текста, воспринимать не только текст, но и подтекст, не только явное, но и скрытое. На уроке комплексный анализ текста используют по-разному. Это может быть и 10-15 минут урока и целый урок, на котором изучается новый материал, или урок повторения, или урок обобщения полученных знаний, урок развития речи, а также урок контроля. К примеру, после изучения определенной темы, вместо контрольного диктанта можно использовать комплексный анализ текста, который позволяет на одном материале проконтролировать усвоение учащимися 9 классов на уроках русского языка разных разделов языкознания. Применяя данный метод, используют индивидуальную работу учащихся с текстом и работу в группах через различные средства обучения: презентация, интерактивная доска, раздаточный материал. Комплексный анализ текста удобен и полезен и в качестве домашнего задания, но это уже тогда, когда навык анализа текста с данным учащимся достаточно хорошо отработан. Идея использования комплексного анализа текста на уроках русского языка в 9 классах не нова. Многие педагоги этот вид работы не используют в своей практике, так как не считают инновацией.  Однако, мы придерживаемся того мнения, что все новое – это хорошо забытое старое. А любой текст всегда будет оставаться текстом – основной лингвистической единицей языка.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —— М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
2. Львов М.Р. Словарь- справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
3. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста,  - М., 2002.
4. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом в старших классах. // РЯШ. - 1997. - №1. - С.34, - №2. - С.30.
5. Андреев В.К. Лингвистический анализ как метод исследования художественного текста. - Псков, 1997 г.
6. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1980.
7. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 2007. - 228 с.