Статья:

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Чумакова Д.А. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 39(218). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/218/119871 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Чумакова Дарья Алексеевна
магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Моисеенко Ольга Александровна
научный руководитель, доцент кафедры английского языка и методики преподавания, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Вполне очевидно, что в обозримом будущем в массовой общеобразовательной школе основная форма организации обучения останется классно-урочной. Классно-урочная система имеет свои достоинства, но и не лишена недостатков, которые в свою очередь не мешают ее повсеместному использованию. Джаджа В.П. считает, что «обучение учащихся начальной школы большинству учебных предметов в рамках классно-урочной системы идет в классных кабинетах, а также спортивном зале, музыкальном классе и кабинете иностранного языка, где основной формой организации обучения является урок». На основании ведущих дидактических целей и места конкретного урока в системе уроков (модуле) разработаны различные классификации уроков. Поэтому перспективы повышения эффективности классно-урочной системы и ученые, и педагоги-практики связывают с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов уроков и их модулей. Мультимедийные технологии, как ничто другое, позволяют интегрировать эти два направления дидактических поисков (Джаджа 2013: 23).

Планирование и проведение урока с использованием современных инновационных технологий позволяет учителю разнообразить урок. Так, для изучения определенной темы можно использовать не только подготовленный конспект или технологическую карту урока, но и также привнести в урок английского языка частичку творчества при помощи мультимедийных средств обучения. Учитель может использовать учебный видео-материал, например, по теме «can or can’t» и предложить ученикам начальной школы посмотреть небольшой видео-фрагмент, в котором показаны те действия и движения, которые умеет или не умеет делать определенное животное. В данном случае, мы можем говорить о принципе наглядности на уроке. Несомненно, оживленная картинка на экране запомнится лучше, чем простая картинка в печатном учебнике.

Важным для исследования является положение о том, что на сегодняшний день невозможно представить современную школу без различных инноваций, в том числе связанных с развитием новых педагогических технологий. Переход от общих образовательных целей к конкретным результатам требует от педагога именно технологичности в своей работе. Нахождение способов достижения поставленных целей — путь технологизации учебного процесса (Аствацатуров 2012: 26). .

Известно, что любая технология должна соответствовать критериям технологичности, в качестве которых выступают:

1. системность (логика процесса, целостность, взаимосвязь всех его частей);

2. управляемость (целеполагание, планирование, проектирование процесса, поэтапная диагностика, возможность варьирования средствами и методами для корректировки результата);

3. воспроизводимость (возможность воспроизведения любым педагогом);

4. эффективность (гарантированность достижения планируемого результата) (Аствацатуров 2012: 31). .

В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что на сегодняшний момент наиболее продуктивным подходом становится комплексный подход к использованию мультимедийных технологий при изучении некоторого относительно замкнутого раздела школьной программы (с достаточно стабильным содержанием и устоявшимися методиками обучения) в условиях класса с интерактивной доской. Эпизодическое использование компьютера и мультимедийных технологий малоэффективно, такое применение компьютера как мощного средства научного познания не достаточно  (Джаджа 2013: 34).

Действительно, современный учитель уже не сможет представить свою профессию без компьютера. Начиная от выполнения огромного количества бумажной отчетности, и заканчивая подготовкой к инновационному уроку. Так, стоит отметить, что успешная подготовка к современному уроку заключается в использовании всевозможных средств и методов активизации познавательной деятельности на уроке. В свою очередь, современный ученик также не представляет свою жизнь без компьютера и мультимедийных технологий. Например, просмотр полученных отметок за уроки в электронном дневнике, подготовка к занятиям, изучение Интернет-ресурсов для дальнейшего использования по определенным темам, использование онлайн-словарей по русскому и английским языкам и многое другое. Получается, что и учитель, и ученик в равной степени взаимодействует с компьтером и компьютерными технологиями. Именно поэтому очень важно сегодня поддержать тенденцию, связанную с использованием инноваций в образовании, для того чтобы объединить усилия учителя при подготовке к уроку и возможности для ученика проявить себя в полной мере на уроке.

Компьютер в комплексе с другими периферийными устройствами (мультимедиа-проектор, принтер сканер и пр.), как универсальное средство обучения заменил традиционный набор технических средств обучения в школе (Гохберг 2008: 30).

Однако следует отметить, что сегодня использование его на предметных уроках не отличается от использования отдельных традиционных демонстрационных технических средств обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска, аудио - и видеосопровождения, учебные фильмы, презентационные материалы, интерактивные игры.). На данном этапе развития технических средств обучения и информационных технологий необходимо с новых позиций переосмыслить и всесторонне использовать огромный методический опыт в области использования технических средств обучения в учебном процессе –традиционное использование даже самых современных технических средств обучения дополняет и сопровождает учебный процесс, однако технических средств обучения никогда не определяли его лицо (Гохберг 2008: 37).

По-видимому, в истории развития человечества можно назвать лишь два информационных переворота, в какой-то степени сравнимых с сегодняшним: изобретение книгопечатания и изобретение радио. Собственно в образовании революцию произвело книгопечатание, от изобретения радио польза здесь была гораздо менее значительной. И это неудивительно (Кузнецов 2009: 34).

Основная форма организации обучения – мультимедийный урок неотрывен от информационно-образовательной среды, порождается ею и характеризует ее. Массовое введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий показало и новые точки развития дидактики:

1.требования к педагогам и обучающимся в условиях мультимедийного урока;

2.усиление роли интеграционных и междисциплинарных программ в соответствии с задачами модернизации образования;

3.оптимальное использование информационных, технологических и медийных компонентов в мультимедийном уроке;

4.оптимальное соотношение опосредованного и «живого» общения педагога и обучающегося в ходе мультимедийного урока;

5.оптимальное сочетание технологического аспекта с воспитательным аспектом в мультимедийной среде;

6.сохранение целостности личности в условиях непрерывного саморазвития самой среды обучения;

7.развитие компонентов ИКТ-компетентности педагога и обучающегося в процессе урока;

8.приемы целенаправленной учебно-познавательной, поисково- продуктивной деятельности в информационно-образовательной среде (Аствацатуров 2012: 15). 

Особенно важным в этом направлении деятельности остается вопрос о тех факторах, которые способствуют наиболее успешному проведению мультимедийного урока. Опираясь на труды психологов, дидактиков и методистов, в той или иной мере исследовавших проблемы использования инноваций и мультимедийных технологий на уроке, а также на собственные теоретические поиски мы уже можем говорить о том, что для успешного планирования инновационного урока необходимо, прежде всего (Гафурова 2015: 97):

1. Хорошее знание материала.

2. Бодрое самочувствие.

3. Продуманный план мультимедийного урока.

4. Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке.

5. Правильный выбор инновационных методов обучения.

6. Разнообразие мультимедийных методов обучения.

7. Занимательность изложения.

8. Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу (богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя).

9. Выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

10. Вовлеченность учеников в ход урока.

11. Знание основ компьютерных технологий.

12. Умение использовать мультимедийные средства обучения на уроке

Перечисленные примеры мы можем по-другому назвать факторами, которые способствуют успешному планированию урока в начальной школе с использованием мультимедийных технологий. На наш взгляд, представленный перечень факторов в полной мере отражает особенности проведения урока в начальной школе

 

Список литературы:
1. Аствацатуров Г.О, Кочегарова Л.В. . Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие).  – М.: Сентябрь, 2012. – 176 с.
2. Гафурова Н. Педагогическое применение мультимедиа средств. М.: Сибирский федеральный университет, 2015. – 202 с.
3. Гохберг Г.С. Информационные технологии : учебник для студ. сред. проф. Образования / Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. – 4-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с.
4. Джаджа В.П. Мультимедийные технологии обучения: Учебное пособие. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. – 98 с.
5. Кузнецов А.А. Образовательные электронные издания и ресурсы: методическое пособие / А. А. Кузнецов, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун – М.: Дрофа, 2009. – 156 с. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 134 c.