Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Трегуб И.Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 40(219). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/219/120168 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

Трегуб Инна Юрьевна
магистрант, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань
Филатова-Сафронова Маргарита Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань

 

В настоящее время широко развито направление оказания психологической помощи людям, которые в ней непосредственно нуждаются. Рассматриваемый блок работы многообразен и затрагивает различные проблемы всех категорий населения, но особое внимание уделяется обеспечению психологического здоровья лиц дошкольного возраста и подростков.

Важным фактором является работа по профилактике и коррекции нарушений коммуникативной сферы детей, у которых проявляются отклонения в развитии, выражающиеся в проблемах с речью, зрением и слухом. [1, С. 13].   

Для решения представленных негативных аспектов необходимо сначала выяснить особенности состояния рассматриваемой нами сферы, а также другие факторы, напрямую затрагивающие представленную тему.

У детей с тяжелыми нарушениями речи замечаются следующие особенности:

  • трудность вступления в контакт. Это связано с состоянием внутренней тревоги, чувства страха, неуверенности в себе и своих действиях;
  • нарушения вербального общения вследствие отсутствия навыков открытого контакта, полиморфных нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слов;
  • невозможность самоконтроля в стрессовых ситуациях;
  • нарушение коммуникации с людьми на протяжении длительного времени. Связано с низким уровнем самооценки, двигательной расторможенностью;
  • недоразвитие способности к приёму и переработке информации из-за нарушений слухового восприятия и внимания. [2, С. 257].

В связи с этим необходимо оказывать помощь, которая будет направлена на:

  • отработку коммуникативных навыков, развитие взаимной эмпатии между контактирующими;
  • коррекцию негативных проявлений и снижение эмоционального напряжения;
  • работу над пластикой тела, снятие телесных «зажимов» для улучшения невербального общения;
  • создание позитивных эмоций.

Существует множество приемов коррекции коммуникативной сферы среди детей, к наиболее часто использующимся следует отнести: игровую психокоррекцию, библиотерапию, телесно-ориентированную психотерапию, арттерапию и музыкотераппию [3, C. 139].  Далее рассмотрим каждый способ более конкретно.

Телесно-ориентированная психотерапия представляет собой проведение определенных упражнений для осознания своего тела, снятия мышечного дискомфорта, зажимов, раскрытия способности использования невербальных средств общения.

Арттерапия и музыкотерапия способствуют снятию переживаний, смене психологического состояния по средствам рисования, изготовлению поделок, прослушивания музыки и тому подобное.

Игровая психокоррекция представляет собой метод психологического воздействия на человека через игру. Она разделяется на два вида структурированная и освобождающая. С помощью первого решаются задачи, связанные с конкретными людьми, например с мамой, папой, братом и так далее. Её суть заключается в распределении ролей и создании сюжета для реалистичного представления и осознания ситуации. Другой способ помогает освободиться от напряжения, даёт возможность почувствовать себя лучше.

Суть иного приема – библиотерапии, заключается в подборе определенных книг с целью психологического воздействия на человека.

Вне зависимости от организации или учреждения, в котором оказывается психологическая помощь, все тренинги имеют аналогичную структуру.

Они включают в себя четыре этапа:

первый – ориентировочный. В это время происходит сплочение группы лиц, нуждающихся в помощи, а также снятие напряжения:

второй – коррекционный. Осуществляется с целью развития коммуникационных навыков, коррекция страхов и отрицательных черт характера, развитие мимики;

третий – релаксационный. Снятие мышечных зажимов, снижение тревожности, развитие воображения, увеличение положительных аспектов психики;

четвертый – заключительный. На данном этапе происходит подведение итогов, закрепление полученных навыков. [4, С. 410].

Изучив представленную информацию, следует сделать вывод о том, что проведение коррекционных занятий для детей с различными нарушениями является очень важным аспектом. На сегодняшний день существует множество способов развития коммуникативных способностей, которые предлагаются с целью развития навыков общения, созданию взаимной эмпатии к членам социума, повышению позитивных мыслей и проявлений.

 

Список литературы:
1. Артюхова Т.Ю. Психокоррекция и психотерапия: учебное пособие / Т.Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова// Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, – 2019. – С.170.
2. Бороздина Г.В.  Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова— М. : Издательство Юрайт. – 2021. – С. 463.
3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов, 2-е издание / И.И. Мамайчук. – М.: Издательство Юрайт. – 2022. – С. 318.
4. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования, 3-е издание / И.В. Шаповаленко. – М.: Издательство Юрайт. – 2022. – С. 457.