ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
В настоящее время широко развито направление оказания психологической помощи людям, которые в ней непосредственно нуждаются. Рассматриваемый блок работы многообразен и затрагивает различные проблемы всех категорий населения, но особое внимание уделяется обеспечению психологического здоровья лиц дошкольного возраста и подростков.
Важным фактором является работа по профилактике и коррекции нарушений коммуникативной сферы детей, у которых проявляются отклонения в развитии, выражающиеся в проблемах с речью, зрением и слухом. [1, С. 13].
Для решения представленных негативных аспектов необходимо сначала выяснить особенности состояния рассматриваемой нами сферы, а также другие факторы, напрямую затрагивающие представленную тему.
У детей с тяжелыми нарушениями речи замечаются следующие особенности:
- трудность вступления в контакт. Это связано с состоянием внутренней тревоги, чувства страха, неуверенности в себе и своих действиях;
- нарушения вербального общения вследствие отсутствия навыков открытого контакта, полиморфных нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слов;
- невозможность самоконтроля в стрессовых ситуациях;
- нарушение коммуникации с людьми на протяжении длительного времени. Связано с низким уровнем самооценки, двигательной расторможенностью;
- недоразвитие способности к приёму и переработке информации из-за нарушений слухового восприятия и внимания. [2, С. 257].
В связи с этим необходимо оказывать помощь, которая будет направлена на:
- отработку коммуникативных навыков, развитие взаимной эмпатии между контактирующими;
- коррекцию негативных проявлений и снижение эмоционального напряжения;
- работу над пластикой тела, снятие телесных «зажимов» для улучшения невербального общения;
- создание позитивных эмоций.
Существует множество приемов коррекции коммуникативной сферы среди детей, к наиболее часто использующимся следует отнести: игровую психокоррекцию, библиотерапию, телесно-ориентированную психотерапию, арттерапию и музыкотераппию [3, C. 139]. Далее рассмотрим каждый способ более конкретно.
Телесно-ориентированная психотерапия представляет собой проведение определенных упражнений для осознания своего тела, снятия мышечного дискомфорта, зажимов, раскрытия способности использования невербальных средств общения.
Арттерапия и музыкотерапия способствуют снятию переживаний, смене психологического состояния по средствам рисования, изготовлению поделок, прослушивания музыки и тому подобное.
Игровая психокоррекция представляет собой метод психологического воздействия на человека через игру. Она разделяется на два вида структурированная и освобождающая. С помощью первого решаются задачи, связанные с конкретными людьми, например с мамой, папой, братом и так далее. Её суть заключается в распределении ролей и создании сюжета для реалистичного представления и осознания ситуации. Другой способ помогает освободиться от напряжения, даёт возможность почувствовать себя лучше.
Суть иного приема – библиотерапии, заключается в подборе определенных книг с целью психологического воздействия на человека.
Вне зависимости от организации или учреждения, в котором оказывается психологическая помощь, все тренинги имеют аналогичную структуру.
Они включают в себя четыре этапа:
первый – ориентировочный. В это время происходит сплочение группы лиц, нуждающихся в помощи, а также снятие напряжения:
второй – коррекционный. Осуществляется с целью развития коммуникационных навыков, коррекция страхов и отрицательных черт характера, развитие мимики;
третий – релаксационный. Снятие мышечных зажимов, снижение тревожности, развитие воображения, увеличение положительных аспектов психики;
четвертый – заключительный. На данном этапе происходит подведение итогов, закрепление полученных навыков. [4, С. 410].
Изучив представленную информацию, следует сделать вывод о том, что проведение коррекционных занятий для детей с различными нарушениями является очень важным аспектом. На сегодняшний день существует множество способов развития коммуникативных способностей, которые предлагаются с целью развития навыков общения, созданию взаимной эмпатии к членам социума, повышению позитивных мыслей и проявлений.