Статья:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Умурзакова Л.К. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 40(219). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/219/120174 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Умурзакова Лаула Кайратовна
магистрант, Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева, Казахстан, г. Петропавловск
Алпысбаева Мадина Борамбаевна
научный руководитель, доцент, доктор (PhD), Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева, Казахстан, г. Петропавловск

 

Сегодня вопросы социализации детей с нарушениями в развитии становятся приоритетными направлениями специального образования. Включение этой категории детей в полноценную жизнь и межличностное общение с окружающими-главная задача любого специального образовательного учреждения. Новый подход к обучению в школе-это компетентностно-деятельностный подход-ориентация на «результат» обучения, закрепленный в современном образовательном стандарте, а именно: формирование у учащихся основной школы комплекса различных компетенций (коммуникативных, информационных, социокультурных, социально-политических, а также подготовки к образованию и саморазвитию). Коммуникативную компетентность можно считать ведущей и основной, поскольку она лежит в основе всех других компетенций.

Сегодня коммуникативная компетентность должна последовательно формироваться и развиваться в единой логике, готовой решать проблемы на родном языке, тесно связанной с учебными и информационными навыками. Развитие коммуникативных навыков в устной и письменной речи следует рассматривать не только как цель, но и как средство приобретения любых предметных знаний и умений. Коммуникативно-активная система в школе для детей с нарушениями слуха-это специально организованная практика речевого общения в процессе деятельности, обеспечивающая точность, информированность использования речевых средств и исключающая формальное запоминание речевого материала [1]. Реализация принципа общения предполагает специальное обучение вербальному общению. Дети усваивают, прежде всего, речевой материал, необходимый им в повседневном общении с окружающими. Участвуя в различных видах внеклассной деятельности, учащиеся используют язык жестов, если к ним не предъявляются соответствующие требования и не организована речевая среда. Важно вовремя давать детям правильные слова, фразы, заставлять их думать, как их произносить, выражать свои мысли через речь. Устная речь возникает у ребенка в процессе коллективной деятельности, побуждающей его вступать в вербальное общение. В речевой среде учащиеся получают образцы речи, необходимые для выражения своих мыслей, интересов и желаний.

С самого начала обучения дети занимаются не отдельными словами и их формами, а готовыми речевыми высказываниями, позволяющими выражать просьбы, желания, чувства, мысли. Детей учат разговорным языкам, близким к лексике и синтаксису устной речи (неполные предложения, типовые вопросительные, мотивирующие, повествовательные конструкции). Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках по развитию речи, на уроках по всем другим учебным предметам и во внеурочное время, так что глухой ребенок попадает в непрерывную и интенсивную диалогическую среду. Согласно программе обучения детей с нарушениями слуха, учащиеся должны овладеть способностью участвовать в общении с целью обмена информацией, мотивации собеседника к выполнению какой-либо деятельности или деятельности в зависимости от ситуации общения [2]. Основная цель обучения языку в начальной школе-развитие коммуникативных способностей учащихся. В процессе диалогического общения участвуют более двух учащихся, между которыми происходит неоднократный обмен мнениями, который предполагает формирование коммуникативной компетентности учащихся. Обучение коммуникативной деятельности-это прямая задача обучения глухих учащихся, и чем раньше начнется этот процесс, тем лучше. Важнейшей особенностью развития детей с нарушениями слуха является то, что развитие глухого ребенка невозможно без специальной подготовки. У всех детей с ограниченными возможностями развитие личности затруднено, но у глухих детей, особенно без помощи специально обученного взрослого, он лишается общения с другими людьми и даже с близкими [3]. Все особенности развития обусловлены медленным овладением речью. В отличие от ребенка с развитым слухом, глухой ребенок не нуждается в устной речи, потому что он ее отвергает. Развитие познавательной деятельности глухого ребенка задерживается, так как в его формировании важную роль играет вербальное общение со взрослыми, объяснения и указания, которые он дает ребенку.

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что нужно человеку – зрение или слух, без колебаний ответила: «Конечно, слух. Прежде всего, вы должны услышать, что говорят другие. Человек живет в обществе....». «Глухота-это более серьезный физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека своих основных качеств - способности быстро и свободно общаться. Глухота – это социальный недостаток. Он разрушает социальные связи прямой личности в отличие от слепоты», – подчеркивал Л. С. Выготский в своих работах [4].

Коммуникативная компетентность подразумевает умение использовать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), речь (монолог, диалог), письмо. Все виды речевой деятельности глухих учащихся имеют свои особенности. Кроме того, эти особенности затрудняют организацию совместной деятельности учащихся с нарушением слуха со сверстниками с нарушением слуха. Разработанная С. А. Зыковым система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения с самого начала предусматривала речевую работу не только на уроке, но и во внеурочное время, в семье. «Нет необходимости доказывать, что  работа над речью, сведённая к урокам, не может рассчитывать на высокий результат, если всё остальное время дети не будут пользоваться языком», - писал С. А. Зыков [5]. В школе для глухих необходимо активизировать работу по развитию внеклассной речи учащихся, создать для них речевую среду. Один из путей решения данной проблемы-включение занятий по развитию внеклассной речи в воспитательную работу.

Формирование коммуникативных навыков глухих и слабослышащих детей при проведении кружковой работы требует применения различных методов. На занятиях часто используются устные, наглядные, практические и игровые приемы. Психологи Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, И. А. Махмутов, З. И. Калмыкова и др. изучают психологические тезисы проблемного обучения в его различных вариациях и способах его изучения в сурдопедагогике.  По аналогии с образовательными вопросами внеклассного занятия учитель выбирает наиболее подходящее сочетание методов построения учебно-познавательной деятельности для определенного этапа урока, так как обычно одновременно используются несколько конкретных методов. Выбор метода учитывает уровень развития, особенности поведения, эмоциональное состояние учащихся, их стремления и интересы, развитие коммуникативных навыков. Очень эффективными методами формирования речевых умений и навыков грамотного речевого поведения являются создание и демонстрация ситуаций общения через задания, включающие моделирование конфликтных ситуаций речевого общения, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Для развития разговорной речи используются и другие вспомогательные направления. К ним относятся: работа с закрытой картинкой, рассказ о просмотренном кино или мультфильме, обсуждение вопросов по прочитанному рассказу, рассказы об интересных событиях, проведенная работа, о прошедших выходных и праздниках. Легитимность детского разговора также зависит от оригинальности и эксклюзивности предмета или события. Исследование И. И. двигуна показало явные способности неслышащих школьников при встрече с необычным, неизвестным предметом или событием. Данная работа стимулирует речевую деятельность учащихся. В развитии коммуникативной деятельности в школе известны такие методические приемы, как организация ситуации, необходимой для употребления нужного слова, словосочетания; использование данной ситуации, различных игр. Во внеурочное время общение школьников часто происходит непосредственно в ситуации (в процессе естественного общения) или на уроках. В первом случае общение осуществляется естественным образом: в спальне, ванной, столовой, учебной комнате, дворе, поле, стадионе, игровой комнате или классе и т. д., где речевые ситуации или учитель намеренно создаются для исправления и улучшения речевого общения или запускаются непосредственно возникающие ситуации [6].

Общение-необходимое условие любой деятельности человека. У детей дошкольного возраста повышается интерес к общению со сверстниками. В группе могут выделяться лидеры, которым подражают другие дети, которые подчиняются им, предпочитая играть с ними. Однако нередко в группе есть дети, у которых нет друзей, которые проявляют пренебрежение или негативное отношение и отвергают их, не принимая их за игру или насмешки. Конечно, такое отношение сверстников негативно сказывается на эмоциональном состоянии и личностном развитии этих детей. Особенности речевого развития детей препятствуют осуществлению полноценного общения, что проявляется в уменьшении потребности в общении и особенностей поведения.

Поэтому задача педагогов-помочь детям найти друзей, помочь другим увидеть их положительные качества, поддержать сотрудничество детей в совместной деятельности. В сложных ситуациях необходима целенаправленная совместная работа психолога, направленная на исправление проблемы, возникшей в межличностных отношениях с группой детей, педагогов, родителей. На отношения ребенка с другими детьми, его эмоциональное благополучие и отношения детей в группе большое влияние оказывает оценка педагогами поведения и действий детей.

Для того чтобы дети имели возможность стать интенсивными участниками общения, необходимо формировать у детей потребность в речевой деятельности [7].

Можно сделать вывод, что формирование коммуникативных навыков является важным условием умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Взаимодействие со взрослыми (вербальное и невербальное) является важным источником усвоения и усвоения детьми опыта предыдущих поколений. К основному методу развития коммуникативных навыков слабослышащих детей относится развитие речи, так как овладение коммуникативной деятельностью происходит через овладение языком, функционирующим в речи других.

 

Список литературы:
1. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция. - СПб.: Речь, 2014. - 432 с.
2. Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушение слуха // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Международной научной конференции. - Челябинск, 2013. - С.140-143
3. Розанова Т.В., Яшковой Н.В. Исследование личности детей с нарушениями слуха. / Под ред. Т.В. - М.: Наука, 2011. – 124 с.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. – 203 с.
5. Зыков С.А. Пути повышения качества работы по обучению глу-хонемых детей языку // Учебно-воспитательная работа в специальных шко-лах. М.: Учпедгиз, 2010. – С. 35-40
6. Демина А.В. Теоретическое осмысление проблемы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом // Педагогический ИМИДЖ. - 2019. – С. 56-74
7. Бекетова Е.С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2017. – С. 12-15