Разработка электронной обучающей системы для Службы связи ГУП «Московский метрополитен»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(6)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(6)
Разработка электронной обучающей системы для Службы связи ГУП «Московский метрополитен»
В условиях современного состояния экономики государства, особенно актуально стоит вопрос о формировании эффективной экономической политики государственных компаний.
В связи с тем, что ГУП «Московский метрополитен» относится к организациям, обеспечивающим основной объём транспортных пассажирских перевозок на уровне Мегаполиса, остро стоит вопрос об организации бесперебойного функционирования всех элементов и составляющих его инфраструктуры. Обеспечение необходимого качества предоставляемых услуг и бесперебойной работы всей технологической инфраструктуры возможно только при наличии высококвалифицированных сотрудников, обеспечивающих функционирование всех подразделений и сфер деятельности организации. Для достижения необходимого уровня компетенций необходимо постоянное повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с новыми регламентами работы, методами эксплуатирования и обслуживания технически сложного оборудования [1, с.79]. Как известно, отрыв сотрудников от производственных процессов, оплата программ повышения квалификации является экономически емким процессом [3, с.481]. Для снижения экономических затрат, повышения качества технического обучения (за счет подготовки материалов специалистами в данной области) и с целью обеспечения доступности обучения (доступность со своего рабочего места, без потери времени на дорогу в учебный центр, возможность доступа к учебным материалам 24 часа в сутки 7 дней в неделю) предлагается внедрить информационно-обучающую систему в структурном подразделении «Служба связи» ГУП «Московский метрополитен», так как данное структурное подразделение эксплуатирует и обслуживает большой объем технически сложного оборудования систем связи, видеонаблюдения передачи данных и различного вида сигнализаций.
Служба связи (далее Служба) является структурным подразделением ГУП «Московский метрополитен». На рисунке 1 представлена схема существующей организационной структуры Службы связи ГУП «Московский метрополитен».
Рисунок 1. Схема организационной структуры Службы связи ГУП «Московский метрополитен»
Цветом выделен персонал участков «связи» и «радио», для которых разрабатывается электронная обучающая система.
Основной целью деятельности Службы является обеспечение связи на Московском метрополитене, удовлетворяющей общественной потребности при перевозке пассажиров, связанной с высокой культурой обслуживания. Для достижения основной цели Служба в порядке, установленном законами и иными нормативными актами, осуществляет эксплуатацию, обслуживание и восстановление работоспособности следующих систем:
· радиосвязи;
· диспетчерской связи;
· телефонной связи;
· видеонаблюдения;
· контроля прохода в тоннель;
· экстренного вызова;
· единого времени метрополитена;
· передачи данных;
· пожарной сигнализации;
· охранной сигнализации;
· пожаротушения;
· автоматизированной оплаты проезда.
В настоящее время обучение персонала Службы проводится в виде очных теоретических занятий в учебном центре Службы без использования каких-либо электронных обучающих систем.
В существующей организационной структуре ответственный за техническое обучение персонала Службы определяет цели технического обучения, утверждает и осуществляет контроль за выполнением программы по техническому обучению персонала участков связи и радио.
Ответственный за техническое обучение персонала Службы организует и контролирует работу:
· по выполнению программы по техническому обучению персонала;
· по созданию необходимого учебно-методического материала;
· технического кабинета Службы связи.
Инженеры-технологи выполняют работы по сбору, подготовке, обработке и систематизации учебно-методического материала, совместно с ответственным за техническое обучение разрабатывают программу технического обучения и непосредственно проводят учебные занятия в учебном центре Службы [5].
При такой схеме проведения обучения персонала Службы инженеры-технологи отвлекаются от выполнения своих непосредственных обязанностей, электромеханики связи тратят время на дорогу в технический кабинет Службы связи и обратно, отсутствует возможность проведения тестирования с автоматическим созданием отчетных документов, обучение проводится в определенные графиком дни, что не является удобным для обучающихся, так как не весь персонал участков связи может прибыть в определенное время на обучение, учитывая специфику работы в ГУП «Московский метрополитен».
Исходя из вышеизложенного видно, что создание собственной информационно-обучающей системы позволит Службе связи ГУП «Московский метрополитен» существенно повысить качество и доступность технического обучения, а также производительность труда персонала за счет того, что персонал будет проходить обучение и проверку усвоенного материала удаленно, то есть со своего рабочего места в удобное для него время, без траты времени на поездку в учебный центр Службы, проводить ежегодную аттестацию персонала по единой утвержденной программе.
На основе анализа должностных инструкций работников и существующем порядке обучения персонала Службы связи ГУП «Московский метрополитен» выполнено информационное моделирование бизнес-процессов, в частности, разработана контекстная диаграмма информационных процессов с помощью инструментального средства CA ERwin Process Modeler в нотации IDF0 (рисунок 2), наглядно показывающая информационные потоки внутри системы обучения персонала Службы связи.
Рисунок 2. Схема информационных потоков в системе технического обучения персонала Службы связи
На данный момент на рынке электронных обучающих систем отсутствуют готовые системы пригодные для технического обучения персонала Службы связи ГУП «Московский метрополитен» [2, с.80; 4, с.89].
С целью выбора электронной обучающей системы, удовлетворяющей требованиям Службы связи ГУП «Московский метрополитен» был проведен анализ имеющихся на рынке специализированных программных продуктов, предназначенных для создания электронных обучающих курсов [6, с.316]. В таблице 1 приведено сравнение основных возможностей специализированных программных продуктов для создания электронных обучающих курсов.
Таблица 1.
Сравнение основных возможностей специализированных программных продуктов для создания электронных обучающих курсов
|
Возможность загрузки аудио и видео контента |
Возможность загрузки графики |
Наличие многопользо-вательского режима |
Возможность изменение конфигурации |
Возможность создания экзаменационных тестов |
Возможность адаптации учебного материала |
Стоимость одной лицензии |
eBook Maestro |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
2100р. |
eBookWriterPRO |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
10800р. |
eAuthor CBT v3.3. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
9000р. |
CourseLab |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
28500р. |
Vyew |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
Бесплатно |
Zenler |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
19500р. |
1C:Электронное обучение. Конструктор курсов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
19000р. |
СhmBookCreator |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Бесплатно |
По совокупности достоинств и преимуществ, а именно возможности загрузки различного вида контента, адаптации учебного материала, изменения конфигурации, и учитывая невысокую стоимость, наиболее подходящим программным продуктом для создания электронной обучающей системы Службы связи является «1C: Электронное обучение. Конструктор курсов», однако, необходимо провести адаптацию и настройку функционала под условия использования в Службе связи ГУП «Московский метрополитен».
Исходя из вышеизложенного следует, что оптимальным будет использование конфигурации «1C: Электронное обучение. Конструктор курсов» для создания электронной обучающей системы, так как этот продукт позволит создавать обучающие курсы, наполненные различным медиаконтентом, экзаменационные и аттестационные тесты, оперативно изменять учебный материал при необходимости и получать отчетные документы об успеваемости обучающихся.