Статья:

Разработка электронной обучающей системы для Службы связи ГУП «Московский метрополитен»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(6)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Маркачев С.А. Разработка электронной обучающей системы для Службы связи ГУП «Московский метрополитен» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/6/21570 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Разработка электронной обучающей системы для Службы связи ГУП «Московский метрополитен»

Маркачев Сергей Алдександрович
магистрант Московского городского педагогического университета, РФ, г. Москва

 

В условиях современного состояния экономики государства, особенно актуально стоит вопрос о формировании эффективной экономической политики государственных компаний.

В связи с тем, что ГУП «Московский метрополитен» относится к организациям, обеспечивающим основной объём транспортных пассажирских перевозок на уровне Мегаполиса, остро стоит вопрос об организации бесперебойного функционирования всех элементов и составляющих его инфраструктуры. Обеспечение необходимого качества предоставляемых услуг и бесперебойной работы всей технологической инфраструктуры возможно только при наличии высококвалифицированных сотрудников, обеспечивающих функционирование всех подразделений и сфер деятельности организации. Для достижения необходимого уровня компетенций необходимо постоянное повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с новыми регламентами работы, методами эксплуатирования и обслуживания технически сложного оборудования [1, с.79]. Как известно, отрыв сотрудников от производственных процессов, оплата программ повышения квалификации является экономически емким процессом [3, с.481]. Для снижения экономических затрат, повышения качества технического обучения (за счет подготовки материалов специалистами в данной области) и с целью обеспечения доступности обучения (доступность со своего рабочего места, без потери времени на дорогу в учебный центр, возможность доступа к учебным материалам 24 часа в сутки 7 дней в неделю) предлагается внедрить информационно-обучающую систему в структурном подразделении «Служба связи» ГУП «Московский метрополитен», так как данное структурное подразделение эксплуатирует и обслуживает большой объем технически сложного оборудования систем связи, видеонаблюдения передачи данных и различного вида сигнализаций.

Служба связи (далее Служба) является структурным подразделением ГУП «Московский метрополитен». На рисунке 1 представлена схема существующей организационной структуры Службы связи ГУП «Московский метрополитен».

 

Рисунок 1. Схема организационной структуры Службы связи ГУП «Московский метрополитен»

 

Цветом выделен персонал участков «связи» и «радио», для которых разрабатывается электронная обучающая система.

Основной целью деятельности Службы является обеспечение связи на Московском метрополитене, удовлетворяющей общественной потребности при перевозке пассажиров, связанной с высокой культурой обслуживания. Для достижения основной цели Служба в порядке, установленном законами и иными нормативными актами, осуществляет эксплуатацию, обслуживание и восстановление работоспособности следующих систем:

·     радиосвязи;

·     диспетчерской связи;

·     телефонной связи;

·     видеонаблюдения;

·     контроля прохода в тоннель;

·     экстренного вызова;

·     единого времени метрополитена;

·     передачи данных;

·     пожарной сигнализации;

·     охранной сигнализации;

·     пожаротушения;

·     автоматизированной оплаты проезда.

В настоящее время обучение персонала Службы проводится в виде очных теоретических занятий в учебном центре Службы без использования каких-либо электронных обучающих систем.

В существующей организационной структуре ответственный за техническое обучение персонала Службы определяет цели технического обучения, утверждает и осуществляет контроль за выполнением программы по техническому обучению персонала участков связи и радио.

Ответственный за техническое обучение персонала Службы организует и контролирует работу:

·     по выполнению программы по техническому обучению персонала;

·     по созданию необходимого учебно-методического материала;

·     технического кабинета Службы связи.

Инженеры-технологи выполняют работы по сбору, подготовке, обработке и систематизации учебно-методического материала, совместно с ответственным за техническое обучение разрабатывают программу технического обучения и непосредственно проводят учебные занятия в учебном центре Службы [5].

При такой схеме проведения обучения персонала Службы инженеры-технологи отвлекаются от выполнения своих непосредственных обязанностей, электромеханики связи тратят время на дорогу в технический кабинет Службы связи и обратно, отсутствует возможность проведения тестирования с автоматическим созданием отчетных документов, обучение проводится в определенные графиком дни, что не является удобным для обучающихся, так как не весь персонал участков связи может прибыть в определенное время на обучение, учитывая специфику работы в ГУП «Московский метрополитен».

Исходя из вышеизложенного видно, что создание собственной информационно-обучающей системы позволит Службе связи ГУП «Московский метрополитен» существенно повысить качество и доступность технического обучения, а также производительность труда персонала за счет того, что персонал будет проходить обучение и проверку усвоенного материала удаленно, то есть со своего рабочего места в удобное для него время, без траты времени на поездку в учебный центр Службы, проводить ежегодную аттестацию персонала по единой утвержденной программе.

На основе анализа должностных инструкций работников и существующем порядке обучения персонала Службы связи ГУП «Московский метрополитен» выполнено информационное моделирование бизнес-процессов, в частности, разработана контекстная диаграмма информационных процессов с помощью инструментального средства CA ERwin Process Modeler в нотации IDF0 (рисунок 2), наглядно показывающая информационные потоки внутри системы обучения персонала Службы связи.

 

Рисунок 2. Схема информационных потоков в системе технического обучения персонала Службы связи

 

На данный момент на рынке электронных обучающих систем отсутствуют готовые системы пригодные для технического обучения персонала Службы связи ГУП «Московский метрополитен» [2, с.80; 4, с.89].

С целью выбора электронной обучающей системы, удовлетворяющей требованиям Службы связи ГУП «Московский метрополитен» был проведен анализ имеющихся на рынке специализированных программных продуктов, предназначенных для создания электронных обучающих курсов [6, с.316]. В таблице 1 приведено сравнение основных возможностей специализированных программных продуктов для создания электронных обучающих курсов.

 

Таблица 1.

Сравнение основных возможностей специализированных программных продуктов для создания электронных обучающих курсов

 

Возможность

загрузки аудио

и видео контента

Возможность

загрузки графики

Наличие многопользо-вательского режима

Возможность

изменение конфигурации

Возможность создания экзаменационных тестов

Возможность адаптации учебного материала

Стоимость одной лицензии

eBook Maestro

+

+

+

-

-

-

2100р.

eBookWriterPRO

+

+

-

-

-

-

10800р.

eAuthor CBT v3.3.

+

+

+

-

+

-

9000р.

CourseLab

+

+

+

-

+

+

28500р.

Vyew

+

+

-

-

-

-

Бесплатно

Zenler

+

+

+

-

-

+

19500р.

1C:Электронное

обучение.

Конструктор курсов

+

+

+

+

+

+

19000р.

СhmBookCreator

-

+

-

-

-

-

Бесплатно

 

По совокупности достоинств и преимуществ, а именно возможности загрузки различного вида контента, адаптации учебного материала, изменения конфигурации, и учитывая невысокую стоимость, наиболее подходящим программным продуктом для создания электронной обучающей системы Службы связи является «1C: Электронное обучение. Конструктор курсов», однако, необходимо провести адаптацию и настройку функционала под условия использования в Службе связи ГУП «Московский метрополитен».

Исходя из вышеизложенного следует, что оптимальным будет использование конфигурации «1C: Электронное обучение. Конструктор курсов» для создания электронной обучающей системы, так как этот продукт позволит создавать обучающие курсы, наполненные различным медиаконтентом, экзаменационные и аттестационные тесты, оперативно изменять учебный материал при необходимости и получать отчетные документы об успеваемости обучающихся.

 

Список литературы:
1. Казимова Г.Х. Создание и использование электронных учебников/ Г.Х.Казимова, Г.Д. Хадиева, М.Р.Пулатова // Перспективное развитие науки, техники и технологий: мат. 3-й Меж.науч.-прак. конф. – Курск, 2013. 
2. Коченихина Д.Н. Создание электронных ресурсов с использованием конструктора электронных учебных курсов EAUTHOR CBT / Д.Н.Коченихина, В.В.Овчинников // Вестник Тульского государственного университета.Серия современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин – 2015. – №1(14). 
3. Лавриенко С.В. Электронные издания для обучения студентов / С.В.лавриенко // Современные инновационные технологии подготовки инженерных кадров для горной промышленности и транспорта – 2014. – №1(1). 
4. Прозорова Ю.А. Особенности разработки электронных учебников и учебных пособий с помощью «конструкторов» / Ю.А.Прозоров // Научный вестник МГИИТ – 2015. – №6(38). 
5. Структура ГУП «Московский метрополитен». Служба связи – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mosmetro.ru/about/structure/signal-service/. (Дата обращения: 30.10.2016).
6. Филимоненкова Т.Н. Анализ современных средств создания электронных учебников / Т.Н.Филимоненкова // Проблемы современного педагогического образования – 2015. – №46-2.