Статья:

СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДОШКОЛЬНИКА В ВЫЯВЛЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Наумова А.А. СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДОШКОЛЬНИКА В ВЫЯВЛЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 17(240). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/240/126412 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДОШКОЛЬНИКА В ВЫЯВЛЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Наумова Аделина Андреевна
студент, ФГБОУ ВО Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, РФ, г. Глазов
Скрябина Дарья Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, РФ, г. Глазов

 

THE SYSTEM OF EARLY ASSISTANCE TO PRESCHOOL CHILDREN'S FAMILIES IN THE DETECTION AND PREVENTION OF AUTISM SPECTRUM DISORDERS

 

Adelina Naumova

Student of Glazovsky State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko, Russia, Glazov

Darya Scriabina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Glazovsky State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko, Russia, Glazov

 

Аннотация. В статье рассматривается вопросы, касающиеся системы ранней помощи семьям дошкольника в выявлении и профилактике расстройств аутистического спектра. Выявлены особенности развития детей раннего возраста, определена классификация расстройств аутистического спектра. Разработана система ранней помощи семьям дошкольника в выявлении и профилактике расстройств аутистического спектра, подобрана диагностика для проведения исследования. Статья рекомендована специалистам специального дефектологического образования.

Abstract. The article discusses issues related to the system of early assistance to preschool children's families in the detection and prevention of autism spectrum disorders. The features of the development of young children are revealed, the classification of autism spectrum disorders is determined. A system of early assistance to preschool children's families in the detection and prevention of autism spectrum disorders has been developed, diagnostics for the study has been selected. The article is recommended to specialists of special defectological education.

 

Ключевые слова: Ранняя помощь, направления ранней помощи абилитация, реабилитация, ранний возраст, расстройства аутистического спектра, классификация расстройств аутистического спектра.

Keywords: Early care, habilitation, rehabilitation, early age, autism spectrum disorders, classification of autism spectrum disorders.

 

В настоящее время отмечается рост числа детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). По статистике, проводимой Федеральный ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, в 2022 году общая численность детей с РАС на уровне дошкольного образования достигла 12810 человек, их доля в общей численности лиц с РАС немного увеличилась по сравнению с прошлым годом (на 2%) и составляет 28% [23]. Большинство детей с РАС ярко демонстрируют данные нарушения уже с 12–14 месяцев, в дальнейшем имеют тенденцию становиться еще более выраженными. Включение в систему ранней помощи, развитие и обучение ребенка с РАС может существенно повлиять на всю дальнейшую жизнь этого ребенка и его семьи [27].

Но на сегодняшний день вопрос ранней помощи детям дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра остаётся открытым и недостаточно изученным. Нет единой диагностики, междисциплинарной работы специалистов, отсутствует системность и последовательность работы с детьми и их родителями. Исходя из вышесказанного, возникает противоречие между необходимостью выявления и профилактики расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста и недостаточно разработанной системой ранней помощи.  Данное противоречие позволяет нам обозначить проблему исследования: «Каковы возможности системы ранней помощи семьям дошкольника в выявлении и профилактике расстройств аутистического спектра?».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности системы ранней помощи семьям дошкольника в выявлении и профилактике расстройств аутистического спектра.

Задачи исследования:

  • рассмотреть особенности представления ранней помощи семьям дошкольника в выявлении и профилактике расстройств аутистического спектра;
  • провести опытно-экспериментальную работу в выявлении и профилактике расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста;
  •  разработать группу в социальной сети «Вконтакте» «Ранняя помощь детям с РАС»;
  • сформулировать выводы и дать рекомендации для педагогов по системе ранней помощи семьям дошкольника в выявлении и профилактике расстройств аутистического спектра.

М. М. Цапенко трактует раннюю помощь как систему помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям [22].

Е. А. Стребелева и научные сотрудники Санкт-Петербургского Института Раннего Вмешательства рассматривают «раннюю помощь» как систему различных действий, направленных на развитие детей раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и поддержку родителей таких детей [7]. В большинстве случаев «ранняя помощь» трактуется как система комплексных мероприятий по оказанию помощи и поддержки детям раннего возраста, имеющим нарушения развития или высокий риск их появления. В данной ситуации «раннюю помощь» целесообразно рассматривать в рамках понятия «абилитация» [21]. Абилитация – это система мероприятий, которые направлены на предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся к социальной среде, приводящих к стойкой утрате возможности трудоспособности.

Реабилитация – это система мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление патологических состояний, которые утрачены или могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности [1].

Выделяют два направления «ранней помощи»: психотерапевтическое и социально-педагогическое [28]. Идея первого заключается в том, что оно направлено не только на ребёнка, но и на семьи или в диаде «мать — дитя», в которых происходит их развитие, в ходе психотерапевтических сеансов, проводимых    одновременно с родителями и ребенком, нормализуются межличностные отношения. Второе направление ориентировано на удовлетворение особых потребностей в образовании и социализации младенцев, детей раннего возраста и их семей. В соответствии с периодизацией психического развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст охватывает период жизни ребенка от 1 года до 3 лет [29]. Детям раннего возраста характерно: формирование предметной деятельности, развитие общения с взрослым, зарождения общения со сверстниками, возникновение предпосылок игровой и продуктивной деятельности; формирование предметного восприятия как ведущей познавательной функцией, возникновение воображения, переход ребенка к активной речи; возникновение личного действия и личного желания, формирование предметного отношения к действительности, одним из новообразованием данного возраста развитие гордости за собственные достижения, сознание «Я сам».

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые описал американский клиницист Лео Каннер в 1942 году. Спустя год сходные расстройства у старших детей описал австрийский учёный Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин. Он описал аутистическую симптоматику в связи с органическим поражением головного мозга у детей [30]. Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [4].

В отечественной педагогике распространена классификация О. С. Никольской и соавторов. Дети с аутизмом разделены на четыре группы, которые отличаются друг от друга тяжестью протекания аутизма и прогнозом потенциального развития. Первая группа имеет полную отрешенность от происходящего и является самой тяжелой. У них наблюдается выраженная пассивность по отношению к сенсорным раздражителям, отсутствие зрительного контакта, наличие «полевого» поведения, отсутствие потребности в вербальных контактах.

Вторая группа детей активно отвергает происходящее вокруг них. У данной группы наблюдается выраженная чувствительность к внешним стимулам, активное отторжение мира в виде аутостимуляций и моторных стереотипий, наличие страхов. Третья группа погружена в аутистические интересы. У детей выраженное конфликтное поведение, быстрая истощаемость в любой деятельности, выраженная избирательность в контактах, безадресная речь, взгляд «сквозь» человека. У четвертой группы имеются трудности в организации общения и взаимодействия с людьми.

Четвёртая группа характеризируется: повышенной ранимостью в контактах, потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке, визуальный контакт не постоянен и имеет прерывистых характер, симбиотическая связь с близкими, речь может носить затухающий характер.

В практической части нашей работы на основе исследований К.С. Лебединской, О.С. Никольской, нами были выделены следующие показатели, позволяющие выявить степень проявления расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста:

  • Показатели аффективная сферы;
  • Показатели сфера влечений;
  • Показатели сферы общения;
  • Показатели восприятия;
  • Показатели чувствительности;
  • Показатели развития моторики;
  • Показатели интеллектуального развития;
  • Показатели развития речи;
  • Показатели игровой деятельности;
  • Показатели навыков социального поведения[10].

Результаты констатирующего эксперимента показали, что преобладают средняя и ниже среднего степени проявления расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста.  Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования степени проявления расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста по группам

Степень

Группа

Низкая

Ниже среднего

Средняя

Выше среднего

Высокая

ЭГ

0%

1 чел./

 20 %

2 чел./ 40%

2 чел./

 40 %

0%

КГ

0 %

3 чел./ 60%

2 чел./ 40%

0 %

0 %

Примечание- ЭГ-экспериментальная группа, КГ-контрольная группа.

 

Данные исследования подтверждают необходимость создания системы ранней помощи семьям дошкольника в выявлении и профилактике расстройств аутистического спектра.

На формирующем этапе исследования была разработана система ранней помощи.

Основными задачами системы являются:

- формирование коммуникативных умений;

- воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;

- стимуляция звуковой и речевой активности;

- сенсорное развитие;

- повышение двигательной активности ребёнка;

- формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;

- развитие и коррекция детско- родительских отношений. Мы прописали содержание работы специалистов, сопровождающих детей с РАС, составили календарно-тематическое планирование системы по работе с детьми с РАС и перспективный план по работе с родителями.

На контрольном этапе эксперимента, мы повторно провели диагностику детей, используя те же показатели, что и на констатирующем этапе. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика степени проявления расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста на контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группе.

  Степень

Низкая

Ниже среднего

Средняя

Выше среднего

Высокая

Группа

Конст.

этап

Конт.

этап

Конст. этап

Конт. этап

Конст. этап

Конст.

этап

Конст. этап

Конт. этап

Конст.

этап

Конт. этап

ЭГ

0%

2

Чел. /

40%

1 чел./

20 %

1чел./

20 %

2 чел./ 40%

2 чел./ 40%

2 чел./40 %

0%

0%

0%

КГ

0 %

0%

3 чел./

 60%

3чел./ 60%

2 чел./ 40%

2 чел./ 40%

0 %

0%

0%

0%

 

В ходе диагностического наблюдения у детей экспериментальной группы наблюдается положительная динамика.

У ребёнка 1 стала ослабевать симбиотическая связь со взрослым, уменьшение страха к некоторым звукам, в рацион ребёнок включил мясо.

У ребёнка 3 психоподобные реакции стали проявляться только во время нарушения его личного пространства, после повторяющейся коррекционной работы ребенок начинает говорить о себе в первом лице. Группирует игровые и неигровые предметы по цвету, форме, размеру; «собственный» режим. Ребёнок 2 благодаря расписанию и карточкам-подсказкам «сначала-потом» начал адаптироваться к измененным обстоятельствам. Вступает активно в речевые и действенные отношения со средой.  У ребёнка 4 и ребёнка 5 отмечается снижение частоты психоподобных реакции, повышение уровня социальной коммуникации(нахождение рядом с людьми), в рацион ребёнок 4 включил овощи, а ребёнок 5  начал надевать одежду красного и желтого цветов. У контрольной группы отсутствует динамика. Дети 6, 7 и 9 проявляют психоподобные реакции, у них присутствует взгляд «сквозь», отсутствует речь о себе в первом лице, неуклюжие. Группируют правильно неигровые предметы по цвету, форме, размеру и имеют «собственный» режим. У детей   8 и 10 сильная симбиотическая связь со взрослым, они проявляют отрицательные реакции на прикосновения детей, избирательность в еде, очень медлительны.Таким образом, можно сделать вывод, что степень проявления расстройства аутистического спектра у детей раннего возраста понизилась. Если на констатирующем этапе в экспериментальной группе преобладали степени проявления расстройства аутистического спектра у детей раннего возраста выше среднего и средняя, то на контрольном этапе­ – низкая и средняя степени. Это говорит об эффективности системы ранней помощи семьям дошкольника в выявлении и профилактике расстройств аутистического спектра.

 

Список литературы:
1. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст]: учебник / Л. О. Бадалян. – 2-е изд. –М. : Академия, 2003. – 136 с.
2. Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты [Текст]: / К. Гилберг, Т. Питерс. – СПб.: ИСПиП, 1998.- 312 с.
3. Егорова, М.О. Услуга «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 4-х лет (служба ранней помощи)» [Текст]: книга 17– М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. – 50 с.
4. Лебединская, К.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма [Текст]/ К.С. Лебединская, О.С. Никольская // Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991. —96 с.
5. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. —— Балашов: Николаев, 2004. — 18 с.
6. Цапенко, М.М. Служба ранней помощи[Текст]: справочно-методические материалы по организации Служб ранней помощи / под. ред. М. М. Цапенко. – М. : МГППУ, 2011. – 7 с.
7. Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году / Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс] // autism-frc.ru: [сайт]. — URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/3646/analiticheskaya_spravka_monitoring_2020_na_blanke_frts_09_03_21.pdf (дата обращения: 27.10.2022). 
8. Осин, Е. Научно обоснованные подходы к ведению детей с расстройствами аутистического спектра в педиатрической практике / Осин Е. Устинова, Н. Портнова, А. [Электронный ресурс] // autism.help : [сайт]. — URL: https://autism.help/uploads/store/uploads/document/24/file/5fd36cd8f1a1759e5dca25887d9cf955.pdf (дата обращения: 28.11.2022).
9. Программы социально-педагогического и психотерапевтического раннего вмешательства для детей из групп риска /  [Электронный ресурс] // medicalinsider.ru : [сайт]. — URL: https://medicalinsider.ru/rubrics/programmy-socialno-pedagogicheskogo-i-psikhoterapevticheskogo-rannego-vmeshatelstva-dlya-detejj-iz-grupp-riska/ (дата обращения: 6.12.2022).
10. Развитие детей раннего возраста в предметной деятельноси /  [Электронный ресурс] // s-vfu.ru : [сайт]. — URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/ums/kpp/VDO/leksiya9.pdf (дата обращения: 27.03.2023).
11. Ранний детский аутизм: особенности развития детей, пути помощи /  [Электронный ресурс] // defectologiya.pro : [сайт]. — URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rannij_detskij_autizm_osobennosti_razvitiya_detej,_puti_pomoshhi/ (дата обращения: 27.03.2023).