Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ

Конференция: CCCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сазаева В.В. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 44(323). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/44(323).pdf (дата обращения: 16.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ

Сазаева Валерия Валерьевна
студент, Елабужский институт, ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Шатунова Ольга Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Елабужский институт, ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Современная социально-экономическая среда предъявляет высокие требования к техническим специалистам, наиболее важным из которых является способность к инновациям в решении профессиональных задач.

Сегодняшняя экономика сосредоточена на высоких темпах развития инновационных технологий, автоматизации производственных процессов и создании интеллектуальных продуктов. Инженерия и технологии играют ключевую роль в обеспечении устойчивого экономического роста и успешного функционирования промышленных предприятий. Для достижения поставленных перед обществом целей нужен грамотный, творческий, активный и готовый к решению нестандартных задач инженер.

Современное высшее образование предназначено для формирования у молодых людей профессиональных навыков и необходимых личных качеств, включая независимость и ответственность. Особое значение имеет подготовка специалистов, способных интегрировать теоретические знания и практические навыки в реальные инженерные проекты. Одной из перспективных направлений развития инженерного образования являются курсы образовательной робототехники, которые обеспечивают формирование навыков самостоятельной работы в области механики, электроники, программирования и управления проектами.

Одним из приоритетных направлений развития современной науки является кибернетика и, в частности, робототехника. Ее история неразрывно связана с историей развития науки, техники и технологий, ее практически невозможно отделить от большинства изобретений, сделанных человечеством. Сегодня робототехника представляет собой интегративное направление научно-технического прогресса, объединяющее знания в области физики, микроэлектроники, современных информационных технологий и искусственного интеллекта. Робототехника охватывает достаточно широкий класс систем: от полностью автоматизированных производств (производственные конвейерные линии, беспилотные космические корабли, автоматические подводные аппараты и т. д.) до бытовых помощников и детских игрушек [2, с. 325].

Традиционные образовательные методы часто не способны пробудить устойчивый интерес к сложным инженерным дисциплинам у молодого поколения [5, с. 385]. Следовательно, существует насущная потребность в инновационных педагогических инструментах, которые могут эффективно устранить разрыв между теоретическими знаниями и практическим применением, одновременно служа мощным механизмом профориентации. Образовательная робототехника возникает как один из таких инструментов, сочетающий принципы инженерии, программирования и проектного обучения.

Образовательная робототехника используется для углубленного изучения фундаментальных предметов, таких как механика, электроника и программирование. Студенты осваивают специализированные наборы и программное обеспечение, учатся разрабатывать собственные конструкции и алгоритмы, что развивает у них аналитическое мышление, навыки анализа и решения сложных инженерных задач.

Следует отметить, что образовательная робототехника особенно привлекательна для студентов благодаря ярким и необычным наборам для конструирования роботов, так как они проявляют большой интерес к созданию и программированию роботов, что способствует развитию их творческого потенциала и инженерных навыков.

На всех этапах эволюции системы образования в России проблема развития самостоятельности студентов оставалась всегда актуальной, так как является основой для успешной учебы и дальнейшего развития будущих инженеров[1, с. 214].

Современные специалисты сталкиваются с необходимостью постоянного обновления своих знаний и умения применять приобретенные навыки к реалиям быстро меняющихся технологий. Именно в рамках дисциплины «Образовательная робототехника» студенты получают уникальную возможность одновременно развить основные личностные качества, а также приобрести практические навыки для разработки, конструирования и реализации реальных проектов.

Современные программы высшего образования требуют обязательного привлечения высококвалифицированных специалистов в рамках междисциплинарного подхода, направленного на креативность, мгновенное реагирование на изменения окружающей среды и реализацию технологического лидерства. Образовательная робототехника – мощный инструмент для развития у студентов творческих подходов к выполнению заданий, повышения интереса к обучению и профессиональному росту.

Кроме того, включение операционных элементов в типичный учебный проект по робототехнике помогает учащимся понять важность командной работы, оперативного планирования и принятия решений. Это помогает вдохновлять, участвовать в образовательных мероприятиях, формировать осознанный подход к выбору профессии.

Как отмечает С. С. Сорокин, активная проектная деятельность, которая характерна для занятий по робототехнике, способствует не только усвоению технических и научных знаний, но и развитию креативности, логического мышления и способности к решению задач в коллективе [3, с. 42].

В образовательном процессе робототехника позволяет решать ряд полезных задач: развитие мелкой моторики при конструировании, воспитание творческой личности [4, с. 110], логического мышления при написании блок-схем программ [6, с. 120], изучение языков программирования, ознакомление с современными технологиями, реализация начального этапа подготовки будущих специалистов в соответствующей отрасли. Однако на практике образовательная организация сталкивается с трудностью в обеспечении материальной базы. Для проведения занятий по робототехнике необходимо наличие определённых комплектов, от выбора которых многое зависит.

В современных реалиях общества особое значение приобретает развитие у студентов навыков самостоятельной работы и ответственности за собственное обучение. Значимость формирования образовательной самостоятельности личности сегодня продиктована ускоряющимся темпом современной жизни, необходимостью адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни, возможностью реализации потенциала личности в современных условиях, включающим разнообразные формы самообразования [1, с. 214].

Процесс формирования самостоятельности у студентов направлен на создание условий, в которых молодые инженеры смогут обрести уверенность в себе, освоить навыки рефлексивного мышления и научиться эффективно действовать в ситуациях неопределенности. Важнейшую роль здесь играет именно образовательная робототехника, поскольку она естественным образом сочетает теорию и практику, предлагая будущим инженерам возможность применить свои знания и умения в реальной деятельности.

Образовательная робототехника является уникальным инструментом формирования самостоятельности у студентов инженерно-технологических направлений подготовки. Она объединяет теорию и практику, предоставляет опыт реального моделирования и решения прикладных задач, укрепляет уверенность в своих силах и готовит молодежь к успешному началу своей профессиональной деятельности.

В рамках нашего исследования мы провели опрос среди студентов 3-4 курса Елабужского института КФУ. В нем приняли участие 23 студента, обучающихся по профилю «Технология и робототехника» направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».

Таблица 1.

 Данные о респондентах

Параметр

Категория

Процент (%)

 

Возраст

18-20 лет

82,6%

20-25 лет

13%

Более 25 лет

4,3%

Пол

Мужской

47,8%

Женский

52,2%

 

В ходе опроса мы попросили студентов оценить уровень своей инициативности по 5-балльной шкале. Результаты показали, что 4,3% студентов оценили свою инициативность на 1 балл, 4,3% – на 2 балла, 8,7% – на 3 балла, 34,8% – на 4 балла и 47,8% респондентов поставили максимальную оценку в 5 баллов. Таким образом, 82,6% студентов уверены в своей инициативности, что говорит о высоком уровне активности среди студентов.

 

Рисунок 1. Оценка уровня инициативности студентами

 

Второй вопрос касался оценки уровня самостоятельности студентов. Ответы распределились следующим образом: 4,3% поставили 1 балл, 4,3% – 2 балла, 13% – 3 балла, 43,5% – 4 балла и 34,8% – 5 баллов. В результате 78,3% студентов продемонстрировали высокую оценку своей самостоятельности, что является позитивным сигналом о готовности работать самостоятельно.

 

Рисунок 2. Оценка уровня самостоятельности студентами

 

При оценке готовности к самостоятельной работе перед началом курса образовательной робототехники, 8,7% респондентов заявили, что они совсем не готовы, 21,7% – частично готовы, 43,5% – достаточно подготовлены, а 26,1% – полностью готовы.Это свидетельствует о том, что большинство студентов обладают уверенность в своих силах.

 

Рисунок 3. Оценка уровня собственной готовности к самостоятельной работе перед началом изучения курса образовательной робототехники

 

Однако, несмотря на высокие оценки, студенты также столкнулись с несколько трудностями. На вопрос о проблемах при выполнении заданий многие из них отметили недостаток необходимых материалов и оборудования (34,8%), сложность понимания теоретического материала (47,8%), отсутствие мотивации и интереса к предмету и проблемы с организацией личного времени(8,7%).Наибольшая сложность вызвана именно теоретическим материалом, что указывает на необходимость улучшения методов преподавания.

 

Рисунок 4. Трудности, которые возникают у студентов при самостоятельном выполнении заданий по образовательной робототехнике

 

В пятом вопросе нашей анкеты участникам было предложено ответить на вопрос: «Часто ли вам приходится обращаться за помощью преподавателя при выполнении практических работ по образовательной робототехнике?».Подавляющее большинство респондентов (69,6) ответили, что иногда возникает необходимость обратиться, некоторые  студенты ответили, что всегда обращаются и нуждаются в помощи (13%), а 4,3% заявили, что никогда не обращаются.

 

Рисунок 5. Частота обращения студентов за помощью к преподавателям

 

Шестой вопрос звучал следующим образом: «Чувствуете ли вы себя уверенно, работая над проектом по образовательной робототехнике самостоятельно?». По результатам опроса,26,1% студентов чувствуют себя абсолютно уверенно, 34,8% — чаще уверены, но испытывают сомнения, а 39,1% постоянно сомневаются в своих действиях. Это дает понять, что более половины студентов испытывают неуверенность, что может негативно сказаться на их успехах.

 

Рисунок 6. Ощущение уверенности студентов при работе над проектом по образовательной робототехнике

 

В последнем вопросе нашей анкеты участникам было предложено ответить на вопрос: «Способствует ли образовательная робототехника формированию командных навыков и умения распределять ответственность внутри группы?» Большинство респондентов (52,2%) ответили, что образовательная робототехника очень способствует формированию командных навыков и умения распределять ответственность внутри группы, 34,8% — что способствует частично, и 13% указали на незначительное влияние.

 

Рисунок 7. Влияние образовательной робототехники на формирование командных навыков и умения распределять ответственность внутри группы

 

Таким образом, результаты нашего анкетирования показывают, что студенты обладают высоким уровнем инициативности и самостоятельности, однако испытывают определенные трудности, особенно в понимании теоретического материала. Эти данные подчеркивают важность дополнительной поддержки и ресурсов, необходимых для успешного обучения по образовательной робототехнике.

Самостоятельность является ключевым элементом, определяющим готовность выпускника инженерно-технического вуза успешно справляться с современными профессиональными задачами. Под самостоятельностью понимается способность субъекта самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, принимать обоснованные решения и нести ответственность за конечный результат.

 

Список литературы:
1. Григорьева Я.И. Мотивационный компонент формирования образовательной самостоятельности студентов вуза (на примере иностранного языка) // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 июня 2025 года. – Чебоксары: ООО "Издательский дом "Среда", 2025. – С. 214-216.
2. Ечмаева Г.А. Подготовка педагогических кадров в области образовательной робототехники // Современные проблемы науки и образования. –2013. –№ 2. –С. 325-331.
3. Сорокин С.С. Робототехника для младших школьников // Начальная школа. – 2018. – № 2. – С. 42–45.
4. Фёдорова, Е.А. Развитие творческой активности студентов с помощью технологий ТРИЗ-педагогики (на занятиях по информатике)// Информатика и образование. –2009. –№ 2. –С. 110–111.
5. Шафиев Р.М., Ивашова О.Н., Яшкова Е.А. Цифровые технологии в профессиональном самоопределении молодежи // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 15–29 ноября 2021 года. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. – С. 385-388.
6. Шубович В.Г.,Фёдорова Е.А. Решение логических задач по информатике с использованием стандартных функций Mathcad  // Образование и информационная культура: теория и практика. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Под. ред. Ю. И. Титаренко. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2015. – С. 120–124.