Статья:

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Демиденко К.Ю. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 40(219). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/219/120228 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Демиденко Кристина Юрьевна
магистрант, ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Гондаренко Александр Сергеевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Правоохранительные органы занимают особое место среди субъектов, направленных ​​на обеспечение безопасности и соблюдение гарантий избирательного права граждан, в том числе посредством создания благоприятных и комфортных условий для реализации прав избирателей, защиты и восстановления нарушенных права субъектов процесса.

В этой связи следует отметить о ссылках в документах ООН на то, что полиция и силы безопасности играют двойную роль во время проведения выборов. Эффективное осуществление правосудия в период выборов требует установления равновесия между необходимостью обеспечения безопасности в ходе выборов и необходимостью поддержания порядка, не нарушения прав и создания атмосферы, свободной от запугивания. Это со всей необходимостью требует, чтобы силы безопасности стремились обеспечить такое состояние, когда все граждане могут извлекать пользу от выборов, правомерных в административном отношении и свободных от влияния любых разрушительных сил, стремящихся помешать свободному волеизъявлению граждан.

В связи с вышеизложенным, кажется целесообразным более детальное урегулирование организации деятельности и форм взаимодействия правоохранительных органов и иных государственных органов в целях реализации избирательного процесса.

Практическое взаимодействие избирательных комиссий, наблюдателей и представителей правоохранительных органов, на всех уровнях, является гарантом для реализации процедур избирательного права при свободном волеизъявлении граждан.

На данном этапе важным аспектом остается эффективное взаимное сотрудничество, с целью обучения, между представителями правоохранительных органов и представителями избирательных комиссий в части проведение обучающих мероприятий, подготовке учебных фильмов, методических рекомендаций, для применения знаний и умений при проведении избирательной кампании на всех этапах которой они выполняют конкретные задачи.

Например, этап выдвижения и регистрации кандидатов характерен тем, что именно в этот промежуток времени проводится проверка достоверности и полноты сведений, которые представили кандидаты в соответствующие избирательные комиссии. К таким сведениям можно отнести данные о наличии или отсутствии у определенного кандидата судимости, соответствующего имущества и счетов в зарубежных банках, гражданства иностранного государства. Механизмы проведения проверок предполагают взаимодействие избирательных комиссий с российскими государственными органами, в числе которых Министерство внутренних дел, Росфинмониторинг и другие.

На всех этапах избирательного процесса правоохранительные органы, в соответствии с установленной компетенцией, предпринимают ряд мер, а также разрешают задачи, направленные на обеспечение безопасности выборов, такие как:

Основной задачей правоохранительных органов во время избирательного процесса является охрана и обеспечение общественного порядка и личной безопасности граждан при проведении избирательной кампании, защита их прав и свобод, законных интересов, предотвращение правонарушений и их пресечение.

Необходимо отметить, что и речь не о самом проведении выборов, не об участии в подсчете голосов, а о создании условий для нормального проведения избирательной кампании.

Полномочия полиции в сфере обеспечения волеизъявления граждан можно определить следующим образом:

- охрана общественного порядка (при массовых мероприятиях предвыборной агитации, в зонах размещения или непосредственно в местах расположения избирательных участков);

- предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений при проведении выборов;

- выявление нарушителей законодательства о выборах и документирование их противоправной деятельности в целях обеспечения дальнейшего привлечения к ответственности;

- охрана помещений избирательных участков для голосования и непосредственно во время голосования;

- обеспечение сопровождения и охраны бланков бюллетеней при транспортировке их на избирательные участки;

- сопровождение, охрана и предотвращение обстоятельств, при которых возможно внесение изменений или уничтожение избирательной документации при транспортировке ее в окружные избирательные комиссии после подсчета голосов.

Одним из приоритетных направлений деятельности в этот период является выявление нарушителей законодательства о выборах и документирование их противоправной деятельности. Значительную часть таких нарушений составляют именно административные правонарушения, на выявление и пресечение которых напрямую направлена административно-юрисдикционная деятельность правоохранительных органов.

Под административно-юрисдикционной деятельностью понимается урегулированная нормами административного права (административного законодательства) специальная разновидность административной деятельности, которая заключается в выявлении противоправных деяний, сборе и оценке материалов (а также доказательств), квалификации административных правонарушений, а также осуществлении административного производства по делам об административных правонарушениях.

Полномочия правоохранительных органов не ограничены только временным характером при непосредственной реализации избирательного процесса. Также, важными действиями правоохранительных органов являются меры, предпринимаемые для обеспечения стабильной обстановки на тех территориях, где проходят выборы – накануне, во время и после завершения выборных мероприятий. Так происходит взаимодействие по предупреждению террористической и экстремистской деятельности, комплексные оперативно-профилактические мероприятия по пресечению незаконного оборота наркотиков.

Вопросы обеспечения безопасности, как правило систематически, рассматриваются на федеральном и региональных уровнях: заседании Правительства, координационные и оперативные совещания. В связи с чем, при подготовке к выборам образуются и действуют совместные рабочие группы.

Так, на территории Ставропольского края регулярно проводятся заседания Оперативного штаба ГУ МВД России по Ставропольскому краю по профилактике правонарушений избирательного права, где принимают участие представители силовых ведомств региона, Правительства Ставропольского края и других органов государственной и муниципальной власти. В рамках заседания обсуждаются вопросы готовности органов внутренних дел края к обеспечению охраны общественного порядка и безопасности выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Участниками совещания обсуждаются механизмы совместной работы подразделений полиции и органов исполнительной власти, вырабатываются алгоритмы межведомственного оперативного взаимодействия в период подготовки и проведения предстоящих мероприятий, принятия исчерпывающих мер по обеспечению безопасности в регионе.

Вышеуказанное благоприятно отражается в процессе реализации избирательного процесса. Так, на прошедших 11 сентября 2022 г. выборах депутатов местных советов на территории Ставропольского края было зафиксировано 1 нарушение, тогда как на выборах, прошедших в 2021 г. было зафиксировано 7 нарушений.

Поэтому можно сказать, что меры по обеспечению общественного порядка и безопасности при организации и проведении выборов способствуют развитию общественных отношений в этой сфере, созданию более благоприятных условий для управления государством, обеспечению гарантий политических прав и свобод граждан и превентивной борьбе с правонарушениями.

 

Список литературы:
1. Шапиев С.М. О некоторых вопросах взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами, органами прокуратуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cikrf.ru/banners/sov_2009/south/shapiev.html (дата обращения: 17.11.2022).
2. Волков В.П., Дамаскин О.В., Шапиев С.М. Некоторые проблемы и пути их решения для обеспечения законности избирательного процесса в Российской Федерации. - М.: РЦОИТ: Типография «Новости», 2009. - 288 с.
3. Носатов Ю.Н. Формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в ходе избирательных кампаний в современных условиях // Проблемы экономики и юридической практики. - 2020. - Т. 16. - № 4. - С. 280-284.