К ВОПРОСУ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН ВЕБКАМ МОДЕЛЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
К ВОПРОСУ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН ВЕБКАМ МОДЕЛЕЙ
По состоянию на январь 2020 года в мире насчитывается более 4,8 миллиарда активных пользователей интернета [3]. Высокая вовлеченность в виртуальную среду не только накладывает отпечаток на существующие практики взаимодействия, но и конструирует новые, к чему можно отнести и возникновение качественно новых форм деятельности.
Примером является вебкаминг — вид стриминга, построенный на общении веб-модели и зрителей в видеочате, организованном на тематической платформе [4, с. 36].
С 2020 года вебкам-моделинг позиционируется как удобное финансовое подспорье в условиях долгосрочных последствий пандемии COVID-19, связанных с ростом безработицы и с ограничениями возможностей очной трудовой деятельности. Эти предпосылки вызывают повышенный интерес у российских женщин разных возрастов к занятию таким видом деятельности [1, с.2].
В настоящее время становиться актуальным изучение особенностей личностных характеристик женщин вебкам моделей и последствий выбранной деятельности.
Нами была разработана анкета, которая позволила выделить некоторые характеристики женщин вебкам моделей. Анкета состоит из 22 вопросов, которые мы разделили на следующие категории: «образование», «семья, отношения, дети», «вопросы, связанные с профессиональной деятельностью», «самооценка физического и психического здоровья, качества жизни в целом» и «досуг, планы на будущее». В опросе принимали участие 27 женщин вебкам моделей в возрасте от 19 до 45 лет и 27 женщин социально одобряемой профессии в возрасте от 20 до 45 лет (психологи, педагоги, медперсонал, экономисты, работники сферы торговли).
Согласно данным анкеты все женщины вебкам модели выбрали свою деятельность добровольно, срок вебкам моделинга составил от 1 месяца до 7 лет. 33% женщин вебкам моделей имеют высшее образование, 44% среднее, 11% среднее специальное и 11% незаконченное среднее. Для сравнения, высшее образование у 78% женщин одобряемой профессии и 22% женщин одобряемой профессии имеют среднее образование.
В категории «семья, отношения, дети» можно выделить следующий факт – 88,9% женщин одобряемой профессии состоят в браке или имеют романтические отношения, у женщин вебкам моделей этот показатель составил лишь 44,4%, т.е. больше одиноких женщин среди женщин вебкам. Нет детей у 66,6% женщин одобряемой профессией, и у 44,4% женщин вебкам моделей. 55,6% женщин вебкам моделей имеют детей, у женщин одобряемой профессии этот показатель составил 33,3%. На вопрос «поддерживаете ли вы отношения с родными, коллегами, друзьями?» 88,9% женщин вебкам моделей ответили утвердительно. Среди лиц, поддерживающих их выбор, указали «сын, друзья, мама, молодой человек, родители».
Сфера профессиональной деятельности: основным мотивом выбора профессии 100% женщин вебкам указали финансы, удовольствие – 33,3%, по 11,1% составили любопытство, знакомства, работа на себя. 33,3% женщин ответили, что работа им очень нравится, 55,6% - скорее нравится и 11,1% выбрали категорию «работа мне безразлична». Из преимуществ деятельности женщины вебкам модели указали: доход – 88,9%, гибкий график, совмещение - 100%, новые навыки – 66,7%, разнообразие деятельности – 44,4%, общение, знакомства – 55,6%, творческий подход к делу – 44,4% женщин вебкам.
Женщины вебкам модели выделили следующие недостатки в вебкаминге; высокие затраты энергии, времени, рутина, нестабильность, негативное отношение общества, «…осуждение со стороны общества и внутри себя (из-за воспитания)…» - цитата, неадекватные мемберы (клиенты), оскорбляющие модель и пытающиеся «продавить» ее личностные границы, кибершантаж.
На вопрос «Хотели бы вы заниматься другим видом деятельности?» 55,6% женщин вебкам ответили утвердительно, по 22,2% пришлось на ответы «нет» и «не знаю».
На вопрос «Сталкивались ли Вы с людьми, которые не понимают или негативно оценивают Вашу деятельность?» 100% женщин вебкам модели ответили утвердительно. Отметим, что утвердительно на этот вопрос ответили 44,4% женщин социально одобряемой профессии – психологи.
В категории «самооценка физического и психического здоровья, качества жизни в целом» (оценивалось по 5-ти бальной шкале) нами были посчитаны средние баллы. Результат показал, что различия незначительны и составили: физическое здоровье – 3,8 балла женщины вебкам и 3,5 балла женщины одобряемой профессии; эмоциональное (психическое) здоровье – 3,6 балла женщины вебкам и 3,3 балла женщины одобряемой профессии; оценка качества жизни в целом – 3,6 балла женщины вебкам и 3,6 балла женщины социально одобряемой профессии.
В категории «досуг» женщины вебкам ответили: прогулки, общение с друзьями, спорт, чтение книг, рукоделие, просмотр сериалов; в категории «планы на будущее» - покупка недвижимости, переезд в другой город или страну, путешествия, второе высшее, семья, достойный молодой человек, улучшение качества жизни, «…стать счастливым стабильным человеком» (цитата).
На основании вышеизложенного мы сделали следующие выводы:
- в вебкаминг прихолят женщины разных возрастных групп, что, скорее всего, обусловлено экономическим состоянием в стране и результатами пандемии;
- в основном – это одинокие женщины с детьми или без детей, имеющие среднее образование, которые, несмотря на традиционное для России неоднозначное отношение к интим-бизнесу, могут найти способ справиться с трудной ситуацией;
- большинство женщин вебкам моделей поддерживают отношения с родными, друзьями. Однако, мы предположили, что способ зарабатывания денег чаще всего скрывается от них - возникает «тайна» в отношениях;
- т.к. деятельность вебкам моделей «остается в тени», женщины не имеют возможности заявить о своем статусе: как о положении, занимаемом индивидом или социальной группой в обществе, как личности - носителе не только биологических и психологических качеств, но и социально значимых особенностей;
- только треть опрошенных указали на получение удовольствия от деятельности. Мы предположили, что большая часть женщин могут сталкиваться с неудовлетворенностью работой, что создаст основу для внутриличностных конфликтов, эмоционального выгорания;
- для моделей характерны материальные ценности, семья, общение, отношения, здоровье, образование и саморазвитие, досуг.
- энергозатратность, рутина, нестабильность дохода, осуждение и стигматизация, оскорбления клиентов и регулярное расшатывание границ индивидуально приемлемого, отчуждение базовых компонентов своей личности, страх кибершантажа и преследования создают угрозу для здоровья женщин вебкам моделей.