Статья:

Некоторые судебные вопросы регулирования института судебного представительства, в свете предлагаемых изменений Верховного суда РФ № 30 от 03.10.2017

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(22)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сарыглар Ш.О., Бахарева О.А. Некоторые судебные вопросы регулирования института судебного представительства, в свете предлагаемых изменений Верховного суда РФ № 30 от 03.10.2017 // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 1(22). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/22/30240 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые судебные вопросы регулирования института судебного представительства, в свете предлагаемых изменений Верховного суда РФ № 30 от 03.10.2017

Сарыглар Шончалай Омаковна
студент, Межрегионального юридического института ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов
Бахарева Ольга Александровна
канд. юрид. наук, доцент, РФ, г. Саратов

 

Вопросы регулирования института судебного представительства, касаемо предлагаемых изменений Верховного суда РФ № 30 от 03.10.2017 в последнее время неоднократно привлекала пристальное внимание представителей науки гражданского процессуального права. Несомненно, они совершенно правильно указывали на её актуальность, которую связывали и с принятием нового Гражданского процессуального кодекса, претерпевшим изменения, и с целью построения гражданского общества, и с эффективностью защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Представляется, что вопросы судебного представительства не потеряют своей научной актуальности и практической значимости до тех пор, пока оно есть средство, понимаемое в различных аспектах и формирующее различное концептуальное отношение к себе. Провозглашённые в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина должны иметь действенные гарантии их реализации. Одной из таких гарантий является возможность судебной защиты нарушенных прав, которая в совокупности с правом на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ) составляет основу юридической безопасности личности. Эффективность права на судебную защиту зависит от многих факторов, в том числе от наличия отлаженного механизма его реализации. Судебное представительство является инструментом названного механизма.

Проблема результативности гарантий судебной защиты нарушенных прав решается законодателем по-разному, в том числе путём включения в него изменений содержания уже имеющихся. Однако не всегда появление новелл в современном законодательстве нужно трактовать как нечто ранее ему не известное, а изменения исключительно прогрессивными.

На сегодняшний день важно не столько констатировать появление новых процессуальных положений, сколько оценить реальные условия их действия и создать научную основу для эффективного осуществления. Всё это обусловливает пересмотр понятия судебного представительства и его содержания, разработку механизма реализации положения статьи 50 ГПК РФ (представительства по назначению суда), а также необходимость теоретического разграничения понятий «полномочия судебного представителя в гражданском судопроизводстве» и «процессуальные права судебного представителя». Решение этих задач будет способствовать повышению качества законодательства, уменьшению числа погрешностей в судебной практике, повышению эффективности института судебного представительства, а значит его востребованности, и, в конечном счёте, обеспечению высшей ценности - прав и свобод личности.

3 октября 2017 года Пленум Верховного суда РФ принял Постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проект федерального закона предусматривает внесение значительных изменений в институт представительства в гражданском судопроизводстве. В частности статью 49 предложено представить в следующей редакции:

«Статья 49. Лица, которые могут быть представителями в суде

1. Представителями в суде могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование, за исключением лиц, указанных в статье 51 настоящего Кодекса.

2. Представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.»

Таким образом, согласно Постановлению, представителями могут являться лишь лица, имеющие высшее юридическое образование, чьи полномочия на ведение дела оформлены и подтверждены надлежащим образом. Данные изменения вызвали ожесточенные дискуссии в общественных кругах. Правомерны ли данные изменения? И какой цели они служат? К чему приведут подобные изменения законодательства?

Необходимость данных изменений Пленум Верховного суда РФ в Пояснительной записке к федеральному закону обосновывает тем, что благодаря нововведениям повысится качество оказываемых в судах юридических услуг, а права и интересы граждан будут защищены в полной мере. На наш взгляд, для юридического сообщества данные изменения являются положительным направлением, а для граждан и юридических лиц они могут стать затруднением. Например, юридическому лицу предстоит в обязательном порядке в своем штате иметь юриста, либо нанимать представителя. А такие затраты могут быть им просто «не по карману». Ведь в настоящее время представлять интересы организации в суде может руководитель, либо другое лицо, с оформленными в установленном порядке полномочиями. Таким образом, введение такого ценза, как наличие юридического образования, отнюдь не решит проблему некачественных юридических услуг, так как у некоторых лиц попросту нет средств на оплату представителей, а бесплатная юридическая помощь в суде в России отсутствует. Поэтому может иметь место нарушение права на защиту прав и законных интересов юридического лица. Еще одним предлагаемым нововведением является институт поверенных. И хотя институт поверенных в России существовал еще в дореволюционный период, статус у представителей данного института был иной. Согласно Судебным уставам 1864 года имелось два вида поверенных: частные и присяжные. Для присяжных поверенных обязательными условиями были: достижение 25-летнего возраста, наличие русского подданства, высшее юридическое образование и не менее пяти лет опыта практической деятельности. То есть присяжные поверенные являлись профессиональными адвокатами, состоявшими в корпорации и имевшими право выступать во всех судах.

Частные поверенные также являлись адвокатами, но они занимались частной практикой и имели право выступать, лишь в тех судах, в которых получили свидетельство на право ходатайствовать.

Поверенный, согласно предлагаемому федеральному закону, может быть допущен к рассмотрению дела лишь с участием представителя. Круг его прав ограничивается дачей объяснений суду, получением, адресованных лицу, участвующему в деле судебных извещений и вызовов, копий судебных актов.

Таким образом, от свидетеля поверенного отличает лишь возможность получения копий судебных актов, извещений и вызовов. По сути, поверенные не будут являться представителями лиц в том смысле, в котором они являлись в дореволюционный период. Так есть ли смысл введения данного института? Ведь получить копии судебных актов, извещения и вызовы за лицо, участвующее в деле может и представитель.

На наш взгляд оптимальным решением вопроса представительства было бы наделение поверенных полномочиями по введению отдельных категорий дел (по опыту дореволюционного периода). Например, дел о взыскании потребительской неустойки, задолженности за работы по подписанным актам, признании незаконным увольнение, о защите прав потребителей. Так, участвующее в деле лицо могло бы привлечь специалиста разбирающегося в данной сфере в качестве поверенного, а не нанимать платного представителя. А ведение более сложных категорий дел закрепить за профессиональными юристами. При этом если закреплять такую привилегию за юристами, то они в свою очередь должны нести ответственность за качество, оказываемых услуг.

Наше государство, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 45, 48), гарантирует доступность для граждан юридической помощи, и создает определенные условия для ее обеспечения. Поэтому с особым вниманием стоит относиться к реформам, касающимся представительства в суде, так как это напрямую связанно с правом на защиту прав и интересов. На наш взгляд, предлагаемые изменения не совсем корректны, и они требуют доработки. В связи с этим изменения в части представительства вносить, по нашему мнению, преждевременно.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). –М.: Изд –во Омега – Л, 2016. 
2. Правовая система «Гарант: Кодексы РФ» URL: http://www.garant.ru – Дата обращения 13.10.2017 г.
3. Соломатин Евгений Никитович Институт адвокатуры как субъект правозащитной деятельности в дореволюционной России // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2015. №1-2. С.84-95