ВЛИЯНИЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА-УЖАСОВ "АСТРАЛ" НА ТРЕВОЖНОСТЬ СТУДЕНТОВ ЭНЕРГОТРАНСПОРТНОГО ТЕХНИКУМА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
ВЛИЯНИЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА-УЖАСОВ "АСТРАЛ" НА ТРЕВОЖНОСТЬ СТУДЕНТОВ ЭНЕРГОТРАНСПОРТНОГО ТЕХНИКУМА
THE INFLUENCE OF WATCHING THE HORROR FILM "ASTRAL" ON THE ANXIETY OF STUDENTS OF THE ENERGY TRANSPORT TECHNICAL SCHOOL
Elena Dvortsova
Associate Professor of the Department of Psychology and General Pedagogics of the Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kemerovo State University", Russia, Novokuznetsk
Polina Usoltseva
Student of the Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kemerovo State University", Russia, Novokuznetsk
Abstract. The article discusses the approach of several authors to the concept of anxiety, as well as the influence of horror films on anxiety and its manifestations. Argued, both negative and positive impact of horror films on the psyche of the individual. An assessment of the significance of differences in the Student's t-test between changes (deltas) of indicators is given. The effectiveness of the influence of watching the horror film "Astral" on the anxiety of college students.
Аннотация. В статье рассматривается подход нескольких авторов к понятию тревожности, а также влияние фильмов в жанре ужасы на тревожность и ее проявления. Аргументируется, как отрицательное, так и положительное влияние фильмов ужасов на психику личности. Приводится оценка достоверности отличий t-критерия Стьюдента между изменениями (дельтами) показателей. Эффективность влияния просмотра фильма-ужаса «Астрал» на тревожность студентов техникума.
Keywords: anxiety, horror films, Student's t-test, students' anxiety.
Ключевые слова: тревожность, фильмы-ужасы, t-критерия Стьюдента, тревожность студентов.
Тревожность привлекает внимание психологов по особым причинам. Понимание этого феномена обладает особой важностью для достижения высоких результатов в профессиональной сфере личности путем коррекции переживаемых эмоциональных состояний, направления личностных ресурсов в нужном русле, формирования процесса адаптации и т.д.
Исследуемое явление активно изучалось как зарубежными, так и отечественными психологами.
Создатель популярной методики по измерению тревожности Ч. Д. Спилбергер рассматривает тревожность как особое состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Помимо этого, тревожность автор разделяет на ситуативную (связанную с какой-либо ситуацией) и личностную (выражающейся в качестве устойчивого свойства личности). Такой подход к понимаю тревожности рассматривает И. В. Городецкая с соавторами.
Современное понимание зарубежной психологией феномена тревоги выглядит следующим образом: эмоциональное состояние, схожее с эмоцией страха, является его разновидностью.
Важность воздействия нестандартного (экстремального) жанра телевизионных сюжетов, к которому мы относим и фильмы в жанре ужасы, подчеркивает О. О. Савина. Исследователь приходит к выводу, что частый просмотр экстремальных телепередач актуализирует у высоко тревожных индивидов пассивное отношение к жизни, тревогу, неустойчивость эмоционального тона, субъективную неудовлетворенность жизнью. При изучении воздействия фильмов и сериалов экстремального характера, О. О. Савина указывает, что у респондентов выявлены отрицательные эмоции, возникающие при просмотре подобного контента. В следствие чего при просмотре фильмов-ужасов может наблюдаться снижение показателей психического здоровья, повышение уровня тревожности, нарушения сна, развитие расстройств невротического характера. [4].
Интересной представляется работа П. А. Пономарева и Е. А. Хохлова. Исследователи рассматривают работы С. Харрисона и Дж. Кантора, в которых ученые приходят к таким выводам, как использование хоррор-контента в кинематографе может привести зрителей к длительным психосоматическим нарушениям, выражающимся в повышенной тревожности, нарушениях сна, болям психогенного характера, расстройствам аппетита и тошноте.
Однако просмотр фильмов-ужасов для здоровой психики не несет для нее серьёзной угрозы и последствий. Для молодежи и людей с не стабильной психикой, либо высокой эмпатической восприимчивостью фильмы ужасов могут послужить фактором, провоцирующим проявление невроза, депрессии или механизмом запуска начала психические заболевания [1,2].
Кинематограф такого характера в любом случае воздействует на психику человека, в частности повышает уровень агрессивности, тревожности, может приводит к нарушениям пищеварительного тракта, сна, эмоционального самочувствия. С другой стороны, фильмы-ужасы способствует развитию устойчивости психики и профилактике различных фобий.
А также, произведя собственное исследование П. А. Пономарев и Е. А. Хохлов заключают, что молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет являются более восприимчивыми к фильмам ужасов. У большинства зрителей с возрастом негативное влияние фильмов ужасов снижается, а человек приобретает большую устойчивость психики.
Если люди не предпочитают просмотр фильма в жанре «ужасы», то это свидетельствует о его высокой чувствительности личности. А также, для некоторых зрителей просмотр фильмов ужасов может помочь справится с имеющимися фобиями. В итоге, авторы приходят к выводу, что фильмы в жанре ужасы оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на психику индивида [3].
Таким образом, среди научных трудов нет исследований, посвященных исследованию влияния просмотра фильма-ужасов «Астрал» на тревожность студентов техникума, что подтверждает актуальность нашей научной работы.
Для определения воздействия просмотра фильма-ужаса «Астрал» на тревожность студентов энерготранспортного техникума была использована оценка достоверности отличий t-критерия Стьюдента между изменениями (дельтами) показателей.
Эффективность влияния просмотра фильма-ужаса «Астрал» на тревожность студентов техникума отображена в таблице 1.
Таблица 1.
Эффективность влияния просмотра фильма-ужаса на тревожность студентов
Средние значения разницы показателей тревожности в экспериментальной группе |
|||||
Тр-ть (Ч.Д.Спилбергер) |
Тр-ть (Дж.Тейлор)
|
Тр-ть А. П. Бизюк |
|||
|
Ситуат. |
Личн. |
Ситуат. |
Личн. |
|
Ср. арифм. |
3,00 |
2,33 |
2,07 |
1,13 |
1,40 |
Ср. квадр. отклон. |
3,55 |
3,13 |
1,58 |
1,36 |
1,80 |
Средние значения разницы показателей тревожности в контрольной группе |
|||||
Ср. арифм. |
-3,73 |
-1,00 |
-1,53 |
-0,27 |
-0,20 |
Ср. квадр. отклон. |
9,18 |
4,74 |
4,03 |
1,67 |
1,78 |
t-критерий Стьюдента |
2,65 |
2,27 |
3,22 |
2,52 |
2,44 |
р – уровень знач-ти |
0,05 |
0,05 |
0,01 |
0,05 |
0,05 |
Согласно математическому методу статистической обработки данных, а именно t-критерию Стьюдента, по результатам «Шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревожности», Ч. Д. Спилбергер (адаптация, модификация Ю. Л. Ханина) в экспериментальной группе произошли изменения. Полученное эмпирическое значение для ситуативной тревожности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой студентов техникума (tэмп. = 2,65) больше критического (t крит. = 2,13), при уровне значимости p ≤ 0,05. Полученное эмпирическое значение для личностной тревожности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой (tэмп. = 2,27) больше критического (t крит. = 2,13), при уровне значимости p ≤ 0,05. Следовательно, просмотр фильма оказал влияние на тревожность студентов энерготранспортного техникума в экспериментальной группе, а именно повысил ее уровень.
По результатам методики измерения уровня тревожности (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе) в экспериментальной группе произошли изменения. Полученное эмпирическое значение для тревожности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой студентов (tэмп. = 3,22) больше критического (tкрит. = 2,94), при уровне значимости p ≤ 0,01. Следовательно, просмотр фильма «Астрал» оказал влияние на тревожность студентов энерготранспортного техникума в экспериментальной группе, а именно повысил ее уровень.
Согласно обработке результатов интегративного теста тревожности (А. П. Бизюк, Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев) в экспериментальной группе произошли изменения. Полученное эмпирическое значение в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой студентов для ситуативной тревожности (tэмп. = 2,52) и для личностной тревожности (tэмп. = 2,44) больше критического (tкрит. = 2,13), при уровне значимости p ≤ 0,05. Следовательно, просмотр фильма «Астрал» оказал влияние на тревожность студентов в экспериментальной группе, а именно повысил ее уровень.
По результатам входного психодиагностического тестирования общий уровень тревожности по всей выборке находится на среднем уровне.
А также в экспериментальной группе студентов по результатам методики измерения уровня тревожности (А. П. Бизюк, Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев) личностная тревожность, по сравнению с контрольной группой студентов, выражена больше. По результатам психодиагностики тревожности экспериментальной группы до и после просмотра фильма «Астрал», мы можем сделать вывод, что данный фильм не оказал воздействия на показатели тревожности исследуемых студентов энерготранспортного техникума. Имеется тенденция к увеличению показателей тревожности, но значимых различий не имеется. Так, после просмотра фильма-ужаса «Астрал» студенты испытывают кратковременное легкое беспокойство, эмоциональное напряжение, может нарушится сон, повыситься моторная возбудимость.
Согласно математическому методу статистической обработки данных, а именно t-критерию Стьюдента, в экспериментальной группе произошли изменения. По результатам психодиагностики тревожности экспериментальной группы до и после просмотра фильма в «Астрал», мы можем сделать вывод, что просмотр фильма в жанре «Ужасы» оказал воздействие на тревожность студентов энерготранспортного техникума.
В процессе сравнения эмпирических данных входной и выходной диагностики между экспериментальной и контрольными группами мы выявили значимые различия в изменениях показателей тревожности до и после просмотра фильма «Астрал» – показатели тревожности в экспериментальной группе после просмотра фильма, по сравнению с контрольной группой студентов, возросли. Студенты энерготранспортного техникума после просмотра фильма «Астрал» испытывают кратковременное легкое беспокойство, эмоциональное напряжение, может нарушится сон, повыситься моторная возбудимость, впечатлительность, повышается нервозность и утомляемость.
Таким образом, мы можем заключить, что просмотр фильма «Астрал» повышает уровень тревожности у студентов энерготранспортного техникума.