Статья:

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Бехоева Х.А. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120662 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ

Бехоева Хадишт Ахьядовна
студент, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва

 

SOCIAL PROTECTION OF THE UNEMPLOYED

 

Khadisht Bekhoeva

Student, Russian State Social University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Проблема безработицы является одной из важнейших проблем социально-экономического плана в современном российском обществе. Выработка надежной системы социальной защиты населения на рынке труда России, обеспечения государственных гарантий поддержки безработных является одной из главных и острых проблем устойчивого развития государства.

Abstract. The problem of unemployment is one of the most important socio-economic problems in modern Russian society. The development of a reliable system of social protection of the population in the labor market of Russia, the provision of state guarantees to support the unemployed is one of the main and acute problems of the sustainable development of the state.

 

Ключевые слова: безработица, социальная защита безработных граждан, пособие по безработице, система социальной защиты, рабочие места.

Keywords: unemployment, social protection of unemployed citizens, unemployment benefit, social protection system, jobs.

 

Социальная защита безработных граждан представляет собой систему мер, направленных на предупреждение, устранение и минимизацию социально неблагоприятных последствий, связанных с невозможностью безработным получить работу и доход. Социальная защита безработных представляет собой совокупность организационно-правовых форм, подразумевающих под собой специфические проявления компенсации социальных рисков, связанных с функционированием рынка труда.

Эти формы делятся на две группы: активные и пассивные. К активным организационно-правовым формам социальной защиты безработных относятся трудоустройство безработных, квотирование рабочих мест, профессиональная подготовка по направлению организации труда, содействие самозанятости безработных и организация общественных работ. К пассивным формам относятся пособие по безработице, оказание материальной помощи и пенсионное обеспечение.

Нестабильная экономическая ситуация в нашей стране приводит ко многим проблемам на рынке труда. Особое внимание следует обратить на дисбаланс между спросом и предложением, вызванный структурными изменениями в отраслях экономики и научно-техническим прогрессом. На этом фоне увеличивается количество граждан, которые потеряли работу и не могут ее найти. Государство не может дать работу всем, поэтому ему приходится бороться с безработицей.

Безработицу следует рассматривать как сложное социально-экономическое явление, снижающее материальное благосостояние граждан, приводящее к прерыванию процесса социализации и являющееся предпосылкой девиантного поведения в обществе. Негативные последствия для безработных можно уменьшить и нейтрализовать, создав эффективную систему защиты граждан от безработицы. Эта система основана на правовой базе.

С точки зрения практического применения российское законодательство в настоящее время содержит некоторые неточности, приводящие к нарушениям конституционных прав граждан. Не является исключением и законодательство в сфере социальной защиты граждан от безработицы. При обращении в службу занятости гражданин сталкивается с множеством проблем, связанных с получением статуса безработного, выплатой пособия по безработице и т.д.

Нормативно - правовая база в сфере социальной защиты граждан от безработицы представлена совокупностью международных и национальных актов. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные и международные стандарты являются составной частью российской правовой системы [1].

Во многих международных нормативно - правовых актах провозглашается право на труд и защиту от безработицы. К таковым относят: Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.). В указанных актах определены основные гарантии и компенсации, предоставляемые безработным гражданам. Значимая роль на международном уровне отводится деятельности Международной организации труда по разработке и принятию международных нормативно - правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Россией ратифицировано значительное количество Конвенций и Деклараций МОТ. Но, к сожалению, нератифицированными остаются Конвенция № 2 «О безработице» (1919 г.) и Конвенция № 168 «О содействии занятости и защиты от безработицы» (1988 г.). В соответствии с Конвенцией № 168 размер пособия по безработице не должен быть меньше минимального прожиточного уровня, который установлен в стране. Согласно российскому законодательству размер пособия по безработице почти в два раза ниже прожиточного минимума. Мы считаем, что ратификация указанной конвенции будет способствовать преодолению в кратчайшие сроки отставания России от международных стандартов материальной необеспеченности безработных граждан.

Независимо от того, является ли безработица результатом глобальных потрясений, пособия по безработице представляют собой эффективный инструмент, гарантирующий гарантированный доход людям, сглаживающий экономические изменения и стабилизирующий совокупное потребление.

Большинство программ пособий по безработице предназначены для работников, занятых в формальном секторе, которые временно не могут найти подходящую работу. Большинство таких программ не защищают безработных, не имевших официальной работы в недавнем прошлом, длительно безработных или частично занятых работников.

В странах с высоким уровнем неформального сектора были разработаны более широкие программы социальной помощи, сочетающие политику занятости и социальной защиты, чтобы обеспечить некоторую гарантию дохода для безработных и частично занятых работников. К ним относятся схемы гарантий занятости и другие государственные программы занятости, а также программы, сочетающие денежные переводы с поддержкой развития навыков и созданием возможностей для трудоустройства и предпринимательства.

Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; одиноким и многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей; инвалидам; лицам предпенсионного возраста; беженцам, вынужденным переселенцам; лицам, освобожденным из исправительных учреждений, а также длительное время не имеющим работы. Именно поэтому, необходимо коренное улучшение функционирования системы социальной защиты безработных граждан, особенно на региональном и муниципальном уровнях [2].

Поддержка уровня жизни лиц, у которых риск материальной необеспеченности по причине невозможности получения подходящей работы не имеет социально-экономического характера, а также безработных, утративших право на пособие по безработице по каким-либо причинам, должна осуществляться в системе государственной социальной помощи.

Требования о соответствии работы здоровью гражданина и транспортной доступности рабочего места отнести следует отнести к критериям, применяемым ко всем категориям безработных [3].

При оценке работы в качестве подходящей по уровню предлагаемой заработной платы в перспективе вместо прожиточного минимума должен использоваться более высокий социальный норматив - минимальный потребительский бюджет.

С целью устранения нарушения прав безработных из числа граждан, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, уволенных более одного раза в течение года перед обращением в органы службы занятости за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действии, обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ, на свободный выбор рода деятельности и использование знаний, навыков, способностей для любой не запрещенной законом экономической деятельности, следует признак профессиональной пригодности рабочего места включить в число признаков подходящей работы для перечисленных категорий безработных.

Ключевыми негативными факторами, которые нужно преодолеть, выступают: несоответствие профессиональной квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на муниципальном рынке труда; высокий уровень регистрируемой безработицы среди женщин; увеличение числа высвобождаемых работников (по сокращению численности или штата работников); сложность трудоустройства для граждан впервые ищущих работу (молодежи без практического опыта работы).

В целях развития поддержки самозанятости безработных как перспективной организационно-правовой формы их социальной защиты законодательство должно предоставить им возможность получения необходимой материальной помощи, что обеспечит не только приобретение статуса индивидуального предпринимателя, но и создание коммерческой деятельности на ее начальном этапе. В то же время меры органов службы занятости могут быть эффективными только в том случае, если предпринимательская деятельность безработных поддерживается другими государственными органами.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Никифорова В.Д. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 2021. С. 382.
3. Деркачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М, 2020.