Статья:

Выводы и рекомендации по авторскому исследованию «Самосохранительное поведение студенческой молодежи (на примере вузов Белгородской области)»

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Протасова И.К. Выводы и рекомендации по авторскому исследованию «Самосохранительное поведение студенческой молодежи (на примере вузов Белгородской области)» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(11).pdf (дата обращения: 25.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Выводы и рекомендации по авторскому исследованию «Самосохранительное поведение студенческой молодежи (на примере вузов Белгородской области)»

Протасова Ирина Константиновна
студент магистратуры, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», РФ, г. Белгород

 

Состояние здоровья студентов не только важный индикатор общественного развития, отражение социально-экономического и гигиенического благополучия страны, но и мощный экономический, трудовой, оборонный и культурный потенциал общества.

Результаты различных исследований свидетельствуют о необходимости усиления внимания к проблеме охраны здоровья студентов, что предполагает более широкое использование здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса.

Было проведено авторское исследование на тему «Самосохранительное поведение студенческой молодежи (на примере вузов Белгородской области)» тремя основными методами: массовый опрос, групповые дискуссии, экспертное интервью.

Использование трёх методов в исследовании самосохранительного поведение студенческой молодежи в вузах Белгородской области позволило, с одной стороны, рассмотреть объект в различных ракурсах, с другой стороны, взаимно проверить результаты, полученные при помощи каждого метода по отдельности. Такой подход необходим при изучении столь сложного и многогранного понятия, как самосохранительное поведение.

Анкетирование и групповые дискуссии позволяют узнать о том, что думают о своем здоровье студенты Белгородской области, и о том, какие действия они выполняют по сохранению и укреплению своего здоровья.

С помощью трех методов мы проверили достоверность гипотез, выдвинутых в ходе исследования. Массовый опрос и фокус-группа позволили узнать о том, как студенты Белгородской области оценивают свое здоровье, что предпринимают для его сохранения, что мешает вести здоровый образ жизни.

Экспертное интервью позволило нам узнать о причинах сложившегося отношения к здоровью и здоровому образу жизни у студенческой молодежи.

Результаты исследования способствовали разработке рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья среди студенческой молодежи.

Перейдем к анализу полученных результатов.

Результаты социологического исследования показали, что большинство студентов Белгородской области считают здоровье одной из важных ценностей и стараются вести здоровый образ жизни, а именно: смотреть на жизнь с оптимизмом, заниматься физическими упражнениями, следить за своим весом, правильно питаться, обращать внимание на срок годности и состав покупаемых продуктов, не курить, ограничивать потребление алкоголя и т.д.

Основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на состояние здоровья человека, студенты считают усилия самого человека, наследственность и экологическую обстановку.

Большинство студентов Белгородской области считают здоровье одной из важных ценностей и стараются вести здоровый образ жизни

В основном, студенческая молодежь считает своё здоровье удовлетворительным и хорошим.

Большинство респондентов главными причинами, мешающими вести более здоровый образ жизни, считают отсутствие свободного времени, загруженность работой/учебой и собственную лень, неорганизованность, что подтверждает еще одну нашу гипотезу. Это было обнаружено в ходе проведения и массового опроса студенческой молодежи, и фокус-групп.

Большинство студентов очень редко обращаются за медицинской помощью в случае болезни. Чуть менее половины респондентов в случае болезни начинают лечиться сами, и обращаются к врачу только, когда нет улучшений. Больше четверти опрошенных не обращаются в больницу и лечатся сами. Относительное большинство респондентов обращаются за медицинской помощью только, когда плохо себя чувствуют в течение нескольких дней или когда самочувствие настолько плохое, что откладывать визит уже нельзя.

Основными причинами, которые могут заставить стремиться прожить как можно дольше, студенты называют желание испытать и увидеть в жизни как можно больше, стремление не расставаться со своими родными и близкими, намерение увидеть будущее своих детей и побуждение лучше обеспечить своих близких.

Причинами, мешающими прожить желаемое число лет, респонденты назвали неудовлетворительное состояние здоровья, неуверенность в завтрашнем дне, неудовлетворительную медицинскую помощь.

По мнению относительного большинства респондентов, их здоровье останется таким же, каким было у их бабушек и/или дедушек. Четверть опрошенных считают, что когда они будут в возрасте своих бабушек и/или дедушек, их здоровье будет хуже, чем было у них.

Вопросы, связанные с формированием самосохранительного поведения студенческой молодежи нуждаются в дальнейшем детальном изучении и осмыслении.

Интервью с экспертами помогло выявить причины, мешающие студентам вести здоровой образ жизни, а также разработать рекомендации по сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи.

Все вышесказанное актуализирует последовательную социальную политику, направленную на сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи, что с неизбежностью приведет к оздоровлению общества в целом.

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование самосохранительного поведения студенческой молодежи Белгородской области позволяет нам сформулировать некоторые рекомендации, способствующие управлению самосохранительным поведением студенческой молодежи.

1. Необходимо активизировать разработку целевых мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья у детей до 18 лет – будущих студентов. Их ориентация на развитие самосохранительных стратегий обеспечит позитивную социализацию и профессионализацию будущей студенческой молодежи.

2. Формирование здорового образа жизни возможно только при непосредственном участии семьи в развитии навыков самосохранительного поведения и при полном взаимопонимании детей и родителей. Следует инициировать разработку и обеспечить практическую реализацию плана мероприятий, направленного на приобщение семей с детьми к здоровому образу жизни.

3. Необходимо уделить внимание ценности здорового образа жизни со стороны региональных властей. Следует разработать еще большее количество эффективных социальных программ, акций, цели которых будут заключаться в профилактике заболеваний; формировании и закреплении самосохранительного поведения прежде всего региональной студенческой молодежи.

4. Повышать информированность молодежи в вопросах здоровья и формирование моды на здоровый образ жизни. Реализация данных шагов возможна через лекции, социальную рекламу, статьи в СМИ, телепередачи, интернет-блоги, оборудование здорового пространства.

5. Целесообразно создание курсов, направленных на обучение молодых людей различным практикам для улучшения здоровья, психоэмоционального состояния и формирования позитивного мышления. Реализация данных воздействий на самосохранительное поведение  обеспечивается  практикумами по формированию навыка сбалансированного питания, практическими занятиями по освоению различных техник физической активности и отдыха, активными методами обучения, включающими кейс-метод, дискуссии, практикумы, тренинги.

6. Зачастую исследования студенческого здоровья проводятся на базе одного региона или даже вуза и редко имеют масштабный, репрезентативный характер. Поэтому необходимо проводить комплексные исследования самосохранительного поведения студенческой молодежи по стране и отдельно по регионам.

Если данные тенденции будут осознаны и поддержаны государственными органами власти и управления, негосударственными организациями на основе повышения информированности молодежи в сфере самосохранительного поведения и создания необходимых условий для ведения здорового образа жизни, то появится надежда на изменение существующих негативных тенденций в сфере здоровья молодежи.

 

Список литературы:
1. Борисов, В. А. Демография. – М.: Наука, 2001. 328 с.
2. Браун Дж. Социально-статусные группы: различия в субъективном здоровье // Петербургская социология. – 1997. – № 1. – С. 53-56.
3. Журавлева И. В. Здоровье студентов: социологический анализ. – М.: Институт социологии РАН, 2012. – 252 с.
4. Журавлева И. В. Отношение населения к здоровью. – М.: Институт социологии РАН, 1993. – 238 с.
5. Левин Д. Некоторые ключевые проблемы в работах Зиммеля // Социологический журнал. – 2012. – № 2. – С. 69-73.
6. Соколова, Г. Н. Поведения социальная концепция. // Экономико-социологический словарь. – Минск, 2002. –254 с.
7. Шухатович В. Р. Актуальные направления формирования здорового образа жизни населения  // Социальные реформы в Беларуси: социологический анализ: Монография. Минск: Технопринт, 2004. – 344 с.