Выводы и рекомендации по авторскому исследованию «Самосохранительное поведение студенческой молодежи (на примере вузов Белгородской области)»
Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Выводы и рекомендации по авторскому исследованию «Самосохранительное поведение студенческой молодежи (на примере вузов Белгородской области)»
Состояние здоровья студентов не только важный индикатор общественного развития, отражение социально-экономического и гигиенического благополучия страны, но и мощный экономический, трудовой, оборонный и культурный потенциал общества.
Результаты различных исследований свидетельствуют о необходимости усиления внимания к проблеме охраны здоровья студентов, что предполагает более широкое использование здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса.
Было проведено авторское исследование на тему «Самосохранительное поведение студенческой молодежи (на примере вузов Белгородской области)» тремя основными методами: массовый опрос, групповые дискуссии, экспертное интервью.
Использование трёх методов в исследовании самосохранительного поведение студенческой молодежи в вузах Белгородской области позволило, с одной стороны, рассмотреть объект в различных ракурсах, с другой стороны, взаимно проверить результаты, полученные при помощи каждого метода по отдельности. Такой подход необходим при изучении столь сложного и многогранного понятия, как самосохранительное поведение.
Анкетирование и групповые дискуссии позволяют узнать о том, что думают о своем здоровье студенты Белгородской области, и о том, какие действия они выполняют по сохранению и укреплению своего здоровья.
С помощью трех методов мы проверили достоверность гипотез, выдвинутых в ходе исследования. Массовый опрос и фокус-группа позволили узнать о том, как студенты Белгородской области оценивают свое здоровье, что предпринимают для его сохранения, что мешает вести здоровый образ жизни.
Экспертное интервью позволило нам узнать о причинах сложившегося отношения к здоровью и здоровому образу жизни у студенческой молодежи.
Результаты исследования способствовали разработке рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья среди студенческой молодежи.
Перейдем к анализу полученных результатов.
Результаты социологического исследования показали, что большинство студентов Белгородской области считают здоровье одной из важных ценностей и стараются вести здоровый образ жизни, а именно: смотреть на жизнь с оптимизмом, заниматься физическими упражнениями, следить за своим весом, правильно питаться, обращать внимание на срок годности и состав покупаемых продуктов, не курить, ограничивать потребление алкоголя и т.д.
Основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на состояние здоровья человека, студенты считают усилия самого человека, наследственность и экологическую обстановку.
Большинство студентов Белгородской области считают здоровье одной из важных ценностей и стараются вести здоровый образ жизни
В основном, студенческая молодежь считает своё здоровье удовлетворительным и хорошим.
Большинство респондентов главными причинами, мешающими вести более здоровый образ жизни, считают отсутствие свободного времени, загруженность работой/учебой и собственную лень, неорганизованность, что подтверждает еще одну нашу гипотезу. Это было обнаружено в ходе проведения и массового опроса студенческой молодежи, и фокус-групп.
Большинство студентов очень редко обращаются за медицинской помощью в случае болезни. Чуть менее половины респондентов в случае болезни начинают лечиться сами, и обращаются к врачу только, когда нет улучшений. Больше четверти опрошенных не обращаются в больницу и лечатся сами. Относительное большинство респондентов обращаются за медицинской помощью только, когда плохо себя чувствуют в течение нескольких дней или когда самочувствие настолько плохое, что откладывать визит уже нельзя.
Основными причинами, которые могут заставить стремиться прожить как можно дольше, студенты называют желание испытать и увидеть в жизни как можно больше, стремление не расставаться со своими родными и близкими, намерение увидеть будущее своих детей и побуждение лучше обеспечить своих близких.
Причинами, мешающими прожить желаемое число лет, респонденты назвали неудовлетворительное состояние здоровья, неуверенность в завтрашнем дне, неудовлетворительную медицинскую помощь.
По мнению относительного большинства респондентов, их здоровье останется таким же, каким было у их бабушек и/или дедушек. Четверть опрошенных считают, что когда они будут в возрасте своих бабушек и/или дедушек, их здоровье будет хуже, чем было у них.
Вопросы, связанные с формированием самосохранительного поведения студенческой молодежи нуждаются в дальнейшем детальном изучении и осмыслении.
Интервью с экспертами помогло выявить причины, мешающие студентам вести здоровой образ жизни, а также разработать рекомендации по сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи.
Все вышесказанное актуализирует последовательную социальную политику, направленную на сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи, что с неизбежностью приведет к оздоровлению общества в целом.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование самосохранительного поведения студенческой молодежи Белгородской области позволяет нам сформулировать некоторые рекомендации, способствующие управлению самосохранительным поведением студенческой молодежи.
1. Необходимо активизировать разработку целевых мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья у детей до 18 лет – будущих студентов. Их ориентация на развитие самосохранительных стратегий обеспечит позитивную социализацию и профессионализацию будущей студенческой молодежи.
2. Формирование здорового образа жизни возможно только при непосредственном участии семьи в развитии навыков самосохранительного поведения и при полном взаимопонимании детей и родителей. Следует инициировать разработку и обеспечить практическую реализацию плана мероприятий, направленного на приобщение семей с детьми к здоровому образу жизни.
3. Необходимо уделить внимание ценности здорового образа жизни со стороны региональных властей. Следует разработать еще большее количество эффективных социальных программ, акций, цели которых будут заключаться в профилактике заболеваний; формировании и закреплении самосохранительного поведения прежде всего региональной студенческой молодежи.
4. Повышать информированность молодежи в вопросах здоровья и формирование моды на здоровый образ жизни. Реализация данных шагов возможна через лекции, социальную рекламу, статьи в СМИ, телепередачи, интернет-блоги, оборудование здорового пространства.
5. Целесообразно создание курсов, направленных на обучение молодых людей различным практикам для улучшения здоровья, психоэмоционального состояния и формирования позитивного мышления. Реализация данных воздействий на самосохранительное поведение обеспечивается практикумами по формированию навыка сбалансированного питания, практическими занятиями по освоению различных техник физической активности и отдыха, активными методами обучения, включающими кейс-метод, дискуссии, практикумы, тренинги.
6. Зачастую исследования студенческого здоровья проводятся на базе одного региона или даже вуза и редко имеют масштабный, репрезентативный характер. Поэтому необходимо проводить комплексные исследования самосохранительного поведения студенческой молодежи по стране и отдельно по регионам.
Если данные тенденции будут осознаны и поддержаны государственными органами власти и управления, негосударственными организациями на основе повышения информированности молодежи в сфере самосохранительного поведения и создания необходимых условий для ведения здорового образа жизни, то появится надежда на изменение существующих негативных тенденций в сфере здоровья молодежи.