НАСИЛИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
НАСИЛИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье раскрывается понятие насилия. В материале рассматриваются виды, причины и последствия насилия. Статья обобщает практический опыт и заостряет внимание на данной проблеме.
Ключевые слова: подростки, проблема насилия, последствия насилия.
Актуальность работы заключается в том, что, к сожалению, большое количество подростков сталкивается с проблемой насилия. Поэтому необходимо изучать эту проблему, чтобы искоренить в самом ее зародыше. Каждый человек, а особенно подросток, заслуживает счастливую и безопасную жизнь, благоприятное развитие себя и своих способностей.
Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которых одни индивиды или группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю.
Насилие в подростковом возрасте представляет особую опасность, поскольку насильственные действия нарушают не только благополучие ребенка в процессе непосредственного переживания ситуации насилия, но и негативно влияют на сам процесс формирования его личности. Как подчеркивают И. А. Баева и Л. А. Гаязова, насилие в отношении подростков несет в себе угрозу «получения психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т.е. возникает препятствие на пути самоактуализации».
Состояния страха и тревоги относятся к тем симптомам, которые возникают у этих детей как в виде непосредственных, так и отсроченных реакций на травму насилия. Нарушение сна, плохой аппетит, психосоматические жалобы, всепоглощающая тревога. У некоторых жертв могут проявляться посттравматические стрессовые расстройства, с типичными симптомами переосмысления травматического события, избегания ситуаций, ассоциирующихся с физическим или эмоциональным насилием.
Ученые И. Б. Степанова и Т. М. Явчуновская, проведя исследование, посвященное изучение проблем насилия среди подростков, получили следующие данные: 51,6% опрошенных ими подростков отметили факт дружественной атмосферы и благоприятной обстановки в классе; 42% оценили ее как «прохладную», с делением одноклассников на группы, которые почти не общаются между собой, а 6,4% – как конфликтную. При этом, оценивая свое положение среди одноклассников, 18,7% опрошенных причислили себя к лидерам класса, 70,6% указали на то, что мало общаются с одноклассниками, но не испытывают негативного отношения с их стороны, в то время как 10,7% подростков сталкиваются с негативным отношением со стороны большей части класса. Другими словами, каждый десятый подросток в той или другой степени подвергается буллингу со стороны сверстников в рамках школьного взаимодействия.
Со слов Цымбал Е. И., сразу после признания жестокого обращения среди детей и подростков начали изучаться причины его порождающие. Было установлено, что высокая вероятность жестокого обращения среди детей обусловливается совокупностью факторов и не может быть объяснена какой-либо одной причиной.
К числу этих факторов относятся жесткое обращение, пережитое детьми в детстве, поведенческие нарушения у родителей, включая склонность к криминальному насилию, наличие факторов риска у ребенка, трудная жизненная ситуация, переживаемая семьей, периоды бурных социально- экономических изменений в стране [12].
Несмотря на широкую распространенность проблемы школьного насилия, сами жертвы насилия зачастую не говорят об этом никому. В исследовании И. Б. Степановой и Т. М. Явчуновской установлено, что лишь десятая часть подростков рассказывает о случившемся родителям, и двадцатая часть обращается за помощью к учителям, администрации школы или школьному психологу. Остальные пытаются решить проблему самостоятельно. В свою очередь, регулярное столкновение с насилием впоследствии приводит к эмоционально-поведенческим расстройствам у жертв буллинга, проявляющимся в потере интереса к обучению, замкнутости и отгороженности.
Было проведено исследование, среди 55 молодых людей в возрасте от 16 до 18 лет, которые вспоминали себя в подростковый период. Результаты показывают, что большинство опрошенных (29 человек) испытывали эмоциональное насилие в школе. Радует, что 26 человек не испытывали насилия в школе. 7 человек испытали физическое насилие, а 1 человек — сексуальное. Насилие в семье, к счастью, 72,7% не испытывали, а 27.3% пришлось его испытать.
В заключение стоит отметить, что, к сожалению, сегодня психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе – прямо или косвенно – какое-то из ее проявлений. Отмечается необходимость профилактической работы по профилактике насилия в любых его проявлениях в каждом образовательном учреждении.