Статья:

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ МОЛДОВОЙ И ПРИДНЕСТРОВЬЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Кеса Д. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ МОЛДОВОЙ И ПРИДНЕСТРОВЬЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 42(221). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/221/121196 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ МОЛДОВОЙ И ПРИДНЕСТРОВЬЕЙ

Кеса Дмитрий
студент института экономики и управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Качурова Елена Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

ANALYSIS OF MODERN RELATIONS BETWEEN THE REPUBLIC OF MOLDOVA AND TRANSNISTRIA

 

Kesa Dmitry

Student of the Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Elena Kachurova

Scientific director, Senior Lecturer, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению и анализу конфликта между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой, а также методам урегулирования конфликта.

Abstract. The article is devoted to the consideration and analysis of the conflict between the Republic of Moldova and the Pridnestrovian Moldavian Republic, as well as methods of conflict settlement.

 

Ключевые слова: Республика Молдова, ПМР, национальный конфликт.

Keywords: Republic of Moldova, PMR, national conflict.

 

В 1989–1990 годах, после падения советской власти, в Европе произошли целые волны преобразований и масштабных политических изменений. Были расчленены СССР, Югославия, Чехословакия, которые, в свою очередь, превратились в 22 новых государства. В результате этого были спровоцированы многочисленные конфликты, примером которых является Россия, которая находится в вооруженном конфликте с Чечней; Грузия, чей регион Абхазия, получил независимость в 2010 году от того же вышеупомянутого государства; Молдова, и здесь мы фактически выделяем два конфликта – Приднестровье и Гагаузию (административно-территориальная единица Гагаузия). Таким образом сформировался государственный политический сепаратизм.

Мы можем успешно утверждать, что в основе сепаратизма лежат еще две черты государства, первая из которых — экономическая сила, а другая — политическая. Экономическая дискриминация является неотъемлемым, но не обязательным условием возникновения конфликта. Вторая особенность, политическая, обычно имеет гораздо более серьезные последствия, в связи с тем, что этнические группы большую часть времени прибегают к разделению, ведущему к самоопределению.

Летом 1990 г. произошло обострение обстановки как в самой Молдове, так и в отношениях между Кишиневом и Приднестровьем. Депутаты от Приднестровья покинули Верховный Совет МССР, который 23 июня 1990 г. принял декларацию о независимости Молдавской ССР. В ответ 2 сентября 1990 г. в Тирасполе 2-й съезд депутатов всех уровней Приднестровья провозгласил создание Приднестровской Молдавской ССР (ПМССР) в составе СССР. Помимо собственно левобережной территории в нее были включены город Бендеры и еще несколько населенных пунктов на правом берегу.

Вооруженные столкновения начались осенью 1990 года и были порождены, с одной стороны, давлением сил на структурные подразделения органов внутренних дел и прокуратуры, расположенные на территории Приднестровья, с тем чтобы они попали под юрисдикцию Тирасполя. С другой стороны, молдавская сторона пыталась осуществить вооруженное проникновение на левый берег, чтобы защитить своих сторонников в органах власти и доказать свои утверждения о том, что Приднестровье является той же частью Молдовы, что и Бессарабия. В основном вооруженные столкновения, иногда очень ожесточенные, происходили вокруг переправ через Днестр и в населенных пунктах, расположенных на правом берегу, но перешедших под юрисдикцию Тирасполя. Особой остроты вооруженный конфликт достиг в июне 1992 г. во время боев за город Бендеры, расположенный на правом берегу Днестра, но включенный в состав ПМР. Политическая сторона противоборства заключалась в попытке молдавского руководства силой захватить город и поставить его под свой контроль.

21 июня 1992 года президенты Мирча Снегур и Борис Ельцин подписали «Конвенцию о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».[2] Согласно этой конвенции, район города Бендеры был объявлен районом с режимом безопасности.  Подразделением 14-й армии, дислоцированные в Республике Молдова, были обязаны строго соблюдать нейтралитет. Обе стороны конфликта также обязались не посягать на этот нейтралитет и воздерживаться от любых незаконных действий в отношении военных.

Несмотря на то, что Республика Молдова заключила с Приднестровьем ряд актов, целью которых было сближение и решение проблем, до сих пор этого не было достигнуто, по разным причинам либо Республика Молдова не хотела, либо губернаторы до сих пор продвигали политику решения конфликта только на «бумаге», либо она не могла навязать себе определенную позицию[1].

Политический диалог между Кишиневом и Тирасполем находится в постоянном напряжении, и урегулирование конфликта в ближайшее время не предусмотрено. Кишинев хочет сохранить независимое государство для Республики Молдова и ее интеграцию в Европейский Союз. Российская Федерация через Тирасполь хочет сохранить свою зону влияния на этой территории, чтобы сделать данную европейскую интеграцию трудной или даже невозможной.

Способы решения этой проблемы на первый взгляд кажутся довольно простыми. Нетрудно представить себе ситуацию, при которой Россия полностью выводит свои военные войска вместе с военным арсеналом с территории Приднестровии, а Республика Молдова с помощью соседних стран и Евросоюза становится членом европейского сообщества, что так ей необходимо. К сожалению, отсутствуют эффективные программы, которые обеспечивали бы средства правовой защиты в этом отношении. Нынешний политический кризис в Молдове тормозит процесс решения этой сложной проблемы. Коммунистическое правительство последних восьми лет также было препятствием для урегулирования конфликта на левом берегу Днестра.

На сегодняшний день Молдова и ПМР являются хорошими торговыми партнерами. Приднестровье экспортирует в Молдову электроэнергию, порт­ландцемент, песок и песчано-гравийную смесь, хлопчатобумажные ткани, металлопрокат, кабельную продукцию, двигатели и генерато­ры, коньяк, семена подсолнечника, спирт этиловый, ячмень, масло подсолнечное, кукурузу. Отдельный интерес представляет собой закуп электроэнергии Молдовы у ПМР. Молдова закупает электроэнергию в национальной валюте (лей), при том, что у Приднестровии есть свой внутренний платежный номинал. В свою очередь, ПМР не конвертирую молдавскую валюту, закупают всё необходимое у Молдовы (отходы и лом черных металлов, лекарства, упаковка, молочная продукция, кондитерские изделия, консервная продукция, вино и пиво.), тем самым не теряя проценты на обмене валют[3]. Экономические агенты Приднестровии при экспорте своей продукции вынуждены первоначально выполнять таможенное оформление грузов в Приднестровье, после чего транспортировать их в Молдову и там повторять таможенное оформление. Другим важным условием внешнеэкономической деятельности (ВЭД) стала обязатель­ная регистрация предприятий в Молдове. Тем самым Приднестровье потеряло возможность самостоятельного осуществления внешнеэко­номической деятельности. Молдова полностью контролирует прид­нестровский экспорт и частично — импорт. Все решения по механиз­му ведения Приднестровьем внешней и взаимной торговли Молдова приняла в одностороннем порядке, без согласования с ним. Подобные решения в Приднестровье именуют «экономической блокадой». В качестве будущей системы экономических отношений с При­днестровьем Кишинев предлагает «единое экономическое простран­ство», а Тирасполь в свою очередь оперирует понятиями «режим/зона свободной торговли». По мнению Кишинева, распространение мол­давского законодательства на таможенную, банковскую, правовую, финансовую и другие сферы Приднестровья составляет суть «еди­ного экономического пространства», конечная цель создания которого — реинтеграция страны. Кишинев исходит из того, что в целях сохранения преференций на европейских рынках Приднестровье вы­нужденно будет принять идею «единого экономического простран­ства». Фактически, Кишинев предлагает Тирасполю сделать выбор между государственностью и доступом к европейским рынкам.

 

Список литературы:
1. Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой. Проект Приднестровской Стороны от 11 апреля 2008 года. – Режим доступа: http://www.olvia.idknet.com/ol116-04-08.htm. 
2. Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова от 21.07.92 г.  URL: http://www.niss.gov.ua/book/Perep/pril.htm 
3. Официальный сайт статистики Молдовы: – Режим доступа: https://statistica.gov.md/ru/vnesnyaya-torgovlya-60.html