Статья:

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бабаков А.А. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 43(222). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/222/121747 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Бабаков Александр Андреевич
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В системе таможенных органов, как и в любой системе управления, разрабатывается и принимается огромное количество решений, касающихся как работы в сфере государственного регулирования ВЭД в целом, так и по самым различным вопросам, возникающим в таможенной сфере.

 

Ключевые слова: организация, управленческое решение, методы, система.

 

Как любой процесс, управление имеет свою систему, структуру и особенности. Чтобы эффективно управлять любой организацией, необходимо осознать суть управления, изучить систему управления и разобрать все ее составляющие.

Управленческое решение представляет собой программу действий, выраженную в форме предписания (директивы), содержащей постановку целей, определяющую трудовые и материальные ресурсы, пути и средства достижения этих целей, а также формы организующей деятельности субъектов и объектов управления в реализации решения.

Часто решение рассматривается как кульминационная точка управленческой деятельности, как действие, как документ, как программа разрешения противоречий в системе управления, являющиеся результатом выбора между возможными вариантами на основе соединения знания и воли. В управленческой деятельности в целом, а в таможенных органах в частности, чаще всего это постоянный процесс преодоления противоречий, возникающих в ходе организации деятельности. Более того, это процесс творческий, требующий от руководителей глубоких профессиональных знаний, нестандартного мышления и широкого видения проблем, правильного использования разносторонней информации и опыта организатора, умения сочетать при выборе решений коллегиальность и единоначалие.

Управленческое решение всегда связано с определением цели достижения определенного результата. Для руководителей и иных работников, в той или иной мере участвующих в разработке управленческих решений, важным научно-практическим положением является системное видение решений. Оно позволяет оценивать приоритеты целей в условиях конкретной оперативной обстановки, уже на начальных стадиях разработки решения отыскивать не только проблемы, но и средства их разрешения, т.е. действовать целеустремленно, обеспечивать цикличность, преемственность решений, ритмичность и планомерность процесса их разработки и принятия, позволяет рассматривать каждое из них как звено в общей цепи постановки и реализации целей деятельности таможенных органов. Важно, чтобы руководитель, принимающий решение, видел его назначение, место и роль в системе решений, оценивал в соответствии с другими степень его влияния на выполнение стоящих перед, в частности, таможней, задач.

Основаниями принятия новых решений являются: указание вышестоящих субъектов; истечение срока действия предыдущего решения; необходимость корректировки прежнего решения; сбои, происходящие в системе управления; новое состояние объекта управления; изменение жизненной ситуации (т.е. внешней среды); изменение нормативной правовой базы. В процессе своей деятельности им постоянно приходится иметь дело с возникающими в таможенной сфере задачами, проблемами, в том числе и конфликтными ситуациями, которые необходимо решать, чтобы достичь поставленных перед ними целей по борьбе с преступностью и иными правонарушениями). Компетенция центрального таможенного органа и его работников по принятию решений определяется соответствующими нормативными правовыми актами).

На наш взгляд, в качестве совершенствования методов принятия решений в управлении деятельностью таможенных органов необходимо внедрение искусственного интеллекта, особенно чтобы избежать всевозможных рисков.

При выполнении своих рутинных задач таможенные органы ежедневно собирают и генерируют огромное количество данных, которые в большинстве случаев недостаточно используются такими администрациями. Эффективное использование информации, находящейся в распоряжении таможни, является результатом сложного процесса, в ходе которого данные интерпретируются, оцениваются, сравниваются и объединяются с другой информацией, находящейся в распоряжении администрации, полученной от других государственных органов, иностранных таможенных органов, региональных и международных организаций и частных операторов или извлеченной из других внешних источников. В развивающихся странах дополнительную информацию могут получить частные инспекционные компании, проводящие предотгрузочную инспекцию.

Необходимость дополнения внутренних источников внешними обратно пропорциональна способности Таможни генерировать данные внутри страны. Например, многие таможенные органы в развивающихся странах, не располагая внутренними базами данных (например, базами данных по таможенной оценке) или сократив внутренние источники информации (например, записи о правонарушениях и мошенничествах, выявленных в прошлом), должны обязательно использовать дополнительные источники для поддержки своих операции и процессы принятия решений. Дальнейшие шаги состоят в интеграции таких данных и информации в системы управления таможенными рисками и их использовании для разработки показателей для измерения эффективности, как с точки зрения эффективности сбора доходов, так и упрощения процедур торговли.

Анализ данных, методы хранения и интеллектуального анализа данных, а также обмен информацией могут значительно расширить задачи таможенных служб по сбору доходов и защите коллективных интересов, повышая их способность выявлять неправомерные декларации и незаконные или подозрительные перемещения товаров, лиц и финансовых потоков.  Расширенная аналитика данных, такая как предиктивная аналитика, может позволить таможенным органам оценивать риски/ранжировать импортные и экспортные операции и создавать оценки рисков в режиме реального времени, тем самым облегчая соблюдение требований трейдеров при взаимодействии выявление мошеннических отправлений. Эти методы в сочетании с обменом информацией могут максимизировать эффективность таможенных служб в борьбе с мошенничеством и другими незаконными действиями в результате более целенаправленных действий с минимальными препятствиями для торговли.

Однако есть еще один аспект, который необходимо учитывать. Методы анализа данных обычно используются таможней для управления рисками и оценки рисков, для сбора доходов и для защиты коллективных интересов. Однако целостный подход предполагает, что эти методы также можно использовать для содействия торговле. Например, данные, полученные в ходе пилотных испытаний новых процедур, когда модели поведения частных операторов можно наблюдать и анализировать, чтобы внедрить упрощенные процедуры, призванные сделать их более удобными для пользователей. Чтобы эффективно использовать методы анализа данных и интеллектуального анализа данных, таможенная служба должна иметь:

1. Квалифицированный персонал с соответствующими знаниями и навыками интеллектуального анализа данных, а также персонал, знакомый с алгоритмами, прогностическим анализом, вероятностными моделями и другими методами статистического таргетирования.

2. Адекватные и более модернизированные ИТ-системы для обработки данных и управления ими.

Набор или идентификация в таможенной администрации квалифицированного персонала, обладающего навыками интеллектуального анализа данных и оперативного анализа, может быть непростой задачей, но это решение, которое может значительно способствовать повышению эффективности работы администрации за счет улучшения картирования рисков и способности таргетировать риски. С этой целью современные таможенные органы должны стремиться к созданию условий, способствующих расширенному анализу данных, путем создания междисциплинарных групп, состоящих из сотрудников, обладающих навыками работы с компьютером, статистикой, математикой и социальными науками. Такой подход сегодня применяется в некоторых странах, таких как Индия, где Национальная академия таможни, косвенных налогов и наркотиков (НАСЕН) недавно предложила план найма экспертов по интеллектуальному анализу данных и создания в рамках таможенной администрации Группы знаний и анализа. Центр добычи и анализа данных.

Таможенные службы имеют дело с растущим объемом данных и информации, большая часть которых стала доступной благодаря последним достижениям в области ИКТ. Чтобы эффективно управлять такими потоками, чтобы их можно было стратегически использовать для информирования своих решений, необходимо провести два предварительных действия:

1. диагностировать и выбрать на основе качественных критериев те данные и информацию, которые больше подходят для разумно направлять свою деятельность

2. интегрировать и объединять такую ​​информацию и данные с теми, которые уже имеются в их распоряжении, и с данными, полученными от других государственных учреждений, региональных и международных организаций и частных операторов. Второй вид деятельности, в свою очередь, предполагает необходимость гармонизации и стандартизации собранных данных и информации, возможно, путем разработки соответствующей ИТ-инфраструктуры для их обмена/совместимости (например, «единое окно»).

С этой целью следует помнить, что ВТамО разработала модель данных ВТамО, набор стандартизированных и гармонизированных данных и электронных сообщений, который позволяет обмениваться информацией между таможней и другими трансграничными регулирующими органами и может использоваться ими для выполнения формальности по прибытию, отправлению, транзиту и выпуску товаров в международной трансграничной торговле. Наконец, еще одним фактором, который необходимо учитывать, является наличие соответствующего законодательства или постановления, придающего юридическую силу и обеспечивающего подлинность документов, передаваемых в электронном виде частными операторами в таможню и другие трансграничные регулирующие органы (например, законы об электронной подписи), а также а также законодательные или нормативные акты, направленные на защиту конфиденциальности данных, обрабатываемых такими органами.

Рекомендательные системы создают ценность, помогая клиентам находить новый и актуальный контент на основе их выявленного поведения. На таможне рекомендательная система может использоваться при лицензировании, пост-таможенном аудите и правоприменении.  

Важно обеспечить требуемое качество данных, собираемых таможней, чтобы избежать затрат и потерь времени, связанных с грязными и неполными данными. В этом документе рекомендуется, чтобы таможня определяла желаемое будущее состояние и работала в обратном направлении до текущего состояния, чтобы определить, что требуется и чего не хватает для актуализации будущего состояния. Затем этот анализ пробелов будет смоделирован в виде стратегического документа, в котором будут определены операции таможни, где требуются изменения, где требуются новые навыки и возможности. Все сотрудники таможни должны быть осведомлены о будущем состоянии, обучены и расширены их возможности для достижения желаемого будущего состояния. В заключение, обычаи, управляемые интеллектом, приведут к созданию безопасного и защищенного общества, облегчению законной торговли, эффективному сбору государственных доходов, обеспечивающему оптимальное распределение ресурсов.

 

Список литературы:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] : принят решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества : действует на территории стран ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация : 01.01.1018 (ред. от 29.05.2019) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
2. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.07.1997 № 114-Ф3 (ред. от 05.12.2022) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О Федеральной таможенной службе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 03.06.2019) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Агарков, А. П. Управление качеством : учебник [Текст] / А. П. Агарков. – 2-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 204 с.