Статья:

ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Лушпай М.А. ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 44(223). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/223/121932 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Лушпай Марина Александровна
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Одним из видов юридической ответственности выступает административная ответственность. Для того чтобы наступила административная ответственность нужно основание, которое состоит из суммы факторов, таких как норма, которая устанавливает административную ответственность, деяние, нарушившее правовое предписание, правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания.

С верного установления целей, задач и оснований юридической ответственности будет зависеть деятельность правоприменителя и законодателя, а также состояние должной защищенности прав и свобод человека и гражданина.

В административном праве под составом административного правонарушения подразумевается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением [5, с. 156]. Наличие состава административного правонарушения в том либо другом деянии является единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

Л.Л. Попов отметил, что признаки административного правонарушения, которые закреплены в праве, в своей совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности. Но, установление признаков административного правонарушения автоматически не ведет к наличию юридического состава данного деяния, например, в силу отсутствия одного из элементов этого состава [6, с. 318-319].

Нормативного закрепления понятия «юридический состав административного правонарушения» нет. Ученые административисты делят состав административного правонарушения на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий) [5, с. 157].

Состав административного правонарушения составляют следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Таблица

Состав административного правонарушения

Объект

Объективная сторона

Субъект

Субъективная сторона

охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения

система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения

физическое или юридическое лицо

внутреннее психическое отношение лица к совершаемому деянию (действию или бездействию) и его последствиям (если они предусмотрены в законе)

 

Можно выделить следующие виды объектов:

- общие - это совокупность всех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права;

- родовой - группа однородных, близких по содержанию либо сфере возникновения и существующие общественные отношения;

- непосредственный - конкретные общественные отношения, на которые посягает административный проступок (например, при мелком хулиганстве - это общественный порядок и спокойствие граждан) [4, с. 234].

Необходимо различать объект и предмет административного правонарушения. Предмет - это вещи, продукты питания и иные ценности материального мира, на которые посягают административные правонарушения. Предмет отличается от объекта административного правонарушения следующим:

1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;

2) предмет является факультативным элементом объекта;

3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при мелком хищении) [4, с. 235].

К обязательным элементам объективной стороны административного правонарушения относятся: противоправное деяние (в форме действия либо бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Кроме обязательных элементов объективной стороны административного правонарушения выделяются факультативные элементы. К ним относятся: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения).

Объективная сторона в зависимости от строения состава административного правонарушения может выражаться в совершении однократного (простого) действия (например, появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность – ст. 20.21 КоАП РФ [1]) либо в совершении нескольких действий (сложное действие). В этом случае объективная сторона может содержать два либо более альтернативных действий и совершение любого из которых достаточно для того, чтобы признать поведение лица правонарушением (например, незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств – ст. 6.8 КоАП РФ).

Законодатель во многих случаях наличие объективной стороны административного правонарушения ставит также в зависимость от таких ее признаков, как  повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Итак, объективная сторона состава правонарушения выступает основой квалификации административного правонарушения и ей присущи обязательные и факультативные признаки.

Стоит отметить, что признаки объективной стороны состава не закреплены в законодательных актах. Например, не раскрыто понятие общественного места, кражи, мошенничества, приϲʙᴏения либо растраты как способов совершения хищения и др. Считаем, что с целью повышения эффективности правоприменительной практики и соблюдения прав и свобод граждан следует ввести соответствующие нормы в административное законодательство.

В КоАП РФ закреплено, что к административной ответственности привлекаются физические лица, совершившие административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ).

Также выделяются специальные субъекты административного правонарушения. Это должностные лица, водители, несовершеннолетние и иные, и особые субъекты – это военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов либо специальных положений о службе.

Для одних из данных категорий субъектов в законе установлены дополнительные основания для административной ответственности либо ее повышенный размер, для иных - ограничение применения мер административной ответственности.

В ст. 2.1 КоАП РФ закреплены правила привлечения к административной ответственности юридических лиц. С принятием КоАП РФ они впервые официально указаны в качестве субъектов административного правонарушения.

Должностные лица в числе возможных субъектов административной ответственности названы более чем в 300 статьях КоАП РФ [3, с. 70]. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении.

В конкретных статьях Особенной части КоАП РФ, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

Основным признаком субъективной стороны выступает вина, т.е. психическое, субъективное отношение лица к совершенному. Существует вина в двух формах: в форме умысла либо в форме неосторожности. Виновность деяния говорит о том, что оно совершено или умышленно, или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) [2, с. 558].

В ст. 2.2 КоАП РФ раскрывается содержание признаков обеих форм вины: умысла и неосторожности.

В науке административного права противоречивым остается вопрос  понятия и признаков вины юридического лица. Поскольку речь идет о коллективном субъекте и его органе управления. В качестве основания для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения высказываются следующие мнения. Если юридическое лицо имело возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но оно не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению, то юридическое лицо будет признано виновным. При этом будут учтены признаки вины умышленной и неосторожной.

Субъективную сторону административного правонарушения, наравне с виной, также могут характеризовать мотив и цель.

Данные признаки необходимо учитывать правоприменителю лишь при определении вида и размера административного наказания, назначаемого виновному лицу, в том случае, если в КоАП РФ либо иных нормативных актах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует.

Считаем важным, что в связи с привлечением лица к административной ответственности необходимо применять юридические термины принципиально и в строгом соответствии с описанием в законе. При этом, по неосторожности совершены могут быть лишь административные правонарушения с материальным составом. Умышленно совершаются административные правонарушения как с материальным, так и с формальным составом.

Таким образом, описание признаков состава административного правонарушения находится в диспозициях статей Особенной части КоАП РФ. Но там раскрываются не все признаки состава, а только те, которые свойственны для данного вида административного правонарушения и нужны для его индивидуализации. Указания на другие признаки состава административного правонарушения, т.е. общие для всех административных правонарушений, находятся в нормах Общей части КоАП РФ.

Полагаем, что стоит установить общие требования к составу административного правонарушения, в частности, к его объективной стороне, как для КоАП РФ, так и для региональных законов об административной ответственности. Законодатель должен иметь возможность в зависимости от сущности охраняемых общественных отношений, по-разному выстраивать составы административных правонарушений и их отдельные элементы. Должен быть включен такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, также использовать в данных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм об административной ответственности (нарушение обязательных требований в определенной сфере). Противоправное деяние также может быть описано либо напрямую в статье Особенной части КоАП РФ, либо путем отсылки на положения нормативно- правовых актов.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ  (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Юрайт, 2020. - 816 с.
3. Букша Н.Ю. Субъективная сторона административного правонарушения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 11. - С. 70-72.
4. Миронов А.Н. Административное право: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
5. Попова Н.Ф. Административное право: учебник и практикум для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2020. – 333 с.
6. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2019. – 447 с.