ЗАВИСИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ОТ ОБРАЗА ИХ ЖИЗНИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
ЗАВИСИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ОТ ОБРАЗА ИХ ЖИЗНИ
DEPENDENCE OF STUDENTS' HEALTH ON THEIR LIFESTYLE
Alina Elina
Student of the Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk, Russia
Angelina Makshakova
Student of the Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk, Russia
Alina Stolbova
Student of the Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk, Russia
Vladimir Savelyev
Scientific director, Dr. Medical Sciences, Professor of Public Health and Public Health Department, Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk, Russia
Аннотация. В статье излагаются результаты исследований зависимости здоровья студентов от образа их жизни в соответствии с анкетой, проводимой среди студентов 1,2,3, курсов Ижевской государственной медицинской академии, и анализом частоты посещений медицинского пункта.
Abstract. The article presents the results of studies of the dependence of students' health on their lifestyle in accordance with a questionnaire conducted among students of 1,2,3 courses of the Izhevsk State Medical Academy, and an analysis of the frequency of visits to the first-aid post.
Ключевые слова: образ жизни, здоровый образ жизни, обращаемость.
Keywords: Lifestyle, healthy lifestyle, turnover.
Актуальность: Образ жизни – это определенный, исторически обусловленный тип жизнедеятельности, активности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизни людей.
Выделяют следующие основные формы деятельности: производственно-трудовую, общественно-политическую, социально-культурную и бытовую, медицинскую активность. Образ жизни включает в себя 4 категории: 1)экономическую – уровень жизни, 2)социальную – качество жизни, 3)социально-психологическую – стиль жизни, и 4)социально-экономическую – уклад жизни.
Здоровый образ жизни человека – это такие формы и способы его повседневной деятельности, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья, достижение активного долголетия.
Здоровый образ жизни человека определяют следующие 5 компонентов:
•сознательное участие в создании здоровых условий труда;
•индивидуальный порядок жизни (физкультура, отсутствие вредных привычек);
•формирование межличностных отношений в духе взаимного уважения;
•бережное отношение к окружающей среде;
•медицинская воспитанность населения, его медицинская активность.
Понимание здорового образа жизни с точки зрения медицины имеет свою специфику. Эта специфика определяется, во-первых, тем, что при рассмотрении этого понятия значительное внимание уделяется психо-физиологическому содержанию жизни индивида или отдельных групп населения. Во-вторых, в понятие «здоровый образ жизни» медицина включает жизнедеятельность людей на уровне личности, семьи и анализирует деятельность человека, связанную с удовлетворением первичных естественных потребностей (питание, режим труда и отдыха и т.д.).
Здоровый образ жизни предусматривает гармоничность всех способов жизнедеятельности: труда, потребления, активного отдыха и др.
Существуют два аспекта формирования здорового образа жизни:1) создание и развитие позитивных для здоровья условий, факторов; 2) преодоление факторов риска для здоровья.
Системный подход к формированию здорового образа жизни предусматривает следующие компоненты:
–гигиеническое воспитание личности;
–санитарно-экономическую информацию населения по коррекции здорового образа жизни;
–материально-техническое обеспечение.
Только выполнение всех перечисленных мероприятий в комплексе оказывается результативным, иначе успех маловероятен.
Цель работы: Исследование образа жизни студентов, состояния их здоровья и частоты обращения за медицинской помощью.
Задачи:
1. Изучение литературных источников по теме;
2. Изучение методов формирования здорового образа жизни;
3. По амбулаторным картам исследовать частоту обращения за медицинской помощью;
4. Подсчет корреляционной зависимости здоровья студентов и посещаемости медпункта;
5. Результаты исследования зависимости здоровья студентов от образа их жизни.
Объект исследования: студенты 1, 2, 3 курса Ижевской государственной медицинской академии (далее ИГМА).
Материалы и методы: с целью определения образа жизни студентов нами был проведен социологический опрос по анкетам. В настоящем исследовании использовалась бесповторная случайная выборка (1 человек заполняет анкету только 1 раз). Анкета включала 15 вопросов.
Для определения коэффициента корреляции была использована формула Спирмена:
В анкетировании приняли участие 307 респондент ИГМА.
Гендерный состав опрошенных представлен в среднем 64,8% женщин и 35,2% - мужчины.
Число опрошенных составило 104 человек (33,8%) с первого курса, 100 (33,1%)– со второго, 103 (33,1%) – с третьего.
Рисунок 1. Половая структура
Рисунок 2. Распределение по курсам
Данные обрабатывались посредством описательной статистики на базе пакета анализа MS Excel.
Результаты и обсуждение: в ходе проведения исследования выявлено, что число посещение медицинского пункта ИГМА среди студентов 1 курса составило – 115 человек (31,9%), 2 курса- 139 человек(38,5%), 3 курса- 107 человек(29,6%).
В результате опроса были получены следующие данные о гендерном составе: среди студентов 2 курса- женщин 35,7%, мужчин 38,9% , среди студентов 1 курса женщин на 4% и мужчин на 10,2% меньше по сравнению со вторым курсом, на 3 курсе женщин меньше на 3,1% по сравнению со вторым курсом, мужчин меньше на 6,5%.
По полученным данным проведен корреляционный анализ по Спирмену.
= 1-0,5= 0,5 (корреляция среди женщин)
= 1-0,5= 0,5 (корреляция среди мужчин)
В результате опроса о количестве денежных средств затраченных в течение месяца было выявлено, что среди студентов 1 курса ниже прожиточного минимума проживают 38,1% человек, что на 6,1% больше по сравнению со 2 курсом и на 8,2% больше по сравнению с 3 курсом.
По полученным данным проведен корреляционный анализ по Спирмену.
= 1-0,5= 0,5
Так же в рамках анкеты был поставлен вопрос: «Жителем какой местности вы являетесь?» и были получены следующие результаты: жителями сельской местности среди студентов 1 курса являются - 42,5% человек, 2 курса- 24,7% человек, 3 курса- 32,8% человек. Жителями городской местности среди студентов 1 курса являются- 31,2% человек, 2 курса- 35% человек, 3 курса- 33,8% человек.
По полученным данным проведен корреляционный анализ по Спирмену.
= 1-1,5= -0,5 (корреляция среди жителей сельской местности)
= 1-0,5= 0,5 (корреляция среди жителей городской местности)
Помимо этого в результате опроса было выявлено, что количество студентов состоящих в браке на 1 курсе составило -20% человек, не состоящих в браке- 36,6%, на 2 курсе – 32% человек состоят в браке, 32,7% не состоят, на 3 курсе- 48% человек состоят в браке, 30,7% не состоят.
По полученным данным проведен корреляционный анализ по Спирмену.
= 1-1,5=- 0,5 (корреляция среди студентов состоящих в браке)
= 1-0,5=0,5 (корреляция среди студентов не состоящих в браке)
Таким образом, по результатам исследования мы сделали следующие выводы:
1. Выявлена прямая корреляционная зависимость средней силы между обращаемостью студентов в медицинский пункт и гендерным составом.
2. Выявлена прямая корреляционная зависимость средней силы между обращаемостью студентов в медицинский пункт и количеством человек, тративших в течение месяца ниже прожиточного минимума.
3. Выявлена обратная корреляционная зависимость средней силы между обращаемостью студентов в медицинский пункт и количеством человек, проживающих в сельской местности и прямая корреляционная зависимость средней силы между обращаемостью студентов в медицинский пункт и количеством человек, проживающих в городской местности.
4. Выявлена обратная корреляционная зависимость средней силы между обращаемостью студентов в медицинский пункт и количеством человек, состоящих в браке и прямая корреляционная зависимость средней силы между обращаемостью студентов в медицинский пункт и количеством человек, не состоящих в браке.