Статья:

КЛАССИФИКАЦИЯ БпЛА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
КЛАССИФИКАЦИЯ БпЛА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Григорьев Е.А. [и др.]. 2022. № 44(223). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/223/122137 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КЛАССИФИКАЦИЯ БпЛА

Григорьев Евгений Александрович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Калюжный Артём Вячеславович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Турищев Дмитрий Викторович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Скрипников Роман Петрович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Пугачев Максим Владимирович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Титова Ирина Вячеславовна
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж

 

Беспилотный летательный аппарат (БпЛА) определяется как воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого ВС, или выполняющее автономный полет по заданному предварительно маршруту [1]. Движение такого ЛА может осуществляться с различной степенью автономии: с помощью системы автоматического пилотирования без вмешательства оператора или посредством дистанционного управления, осуществляемого человеком-оператором со стационарного или мобильного пульта управления.

Согласно существующим определениям к БпЛА не относятся все ракеты, снаряды, бомбы (независимо от того, управляемые они или нет), аэростаты без двигателей и другие безмоторные ЛА: планеры, дельтапланы, парапланы; но беспилотные дирижабли, моторные дельтапланы и парапланы вполне можно отнести к БпЛА. Существуют другие, более узкие понятия БпЛА. Например, известны такие определения, в которых к БпЛА причисляют только аппараты самолетного и вертолетного типов.

Классификация БпЛА может производиться по различным критериям, таким как [2–4]:

- тип системы управления;

- тип аэродинамической схемы;

- тип крыла;

- тип взлета и посадки;

- тип двигателя;

- количество использований;

- дальность действия;

- высота полета;

- продолжительность полета;

- взлетная масса;

- функциональное назначение.

Указанные критерии позволяют более точно подразделить все БпЛА на различные классы, со своими характеристиками и функциональным назначением. Более подробно разобраться в функциях и принципах построения БпЛА можно, проведя классификацию современных и перспективных БпЛА.

Международной ассоциацией по беспилотным летательным системам UVSI (Association for Unmanned Vehicle Systems International) предложена универсальная классификация БПЛА, которая объединяет такие критерии, как дальность, высоту, продолжительность полета и взлетную массу.

В таблице 1 приведена зарубежная классификация БпЛА [5].

Таблица 1.

 Зарубежная классификация БпЛА

Класс БпЛА

Дальность действия, км

Высота полета, м

Продолжительность полета, ч

Взлетная масса, кг

Нано-БпЛА (Nanо)

< 1

100

< 1

< 0,025

Микро-БпЛА (Micro)

< 10

250

1

< 5

Мини-БпЛА (Mini)

< 30

300

< 2

20–150

БпЛА ближнего применения (Close Range (CR))

10–30

3000

2–4

25–150

БпЛА малой дальности (Short Range (SR))

30–70

3000

3–6

50–250

БпЛА средней дальности (Medium Range (MR))

70–200

5000

6–10

150–500

БпЛА средней дальности и большой продолжительности полета (Medium Range Endurance (MRE))

> 500

8000

10–18

500–1500

Маловысотные БпЛА «глубокого проникновения» (Low Altitude Deep Penetration (LADP))

> 250

5000

1

250–2500

Маловысотные БпЛА большой продолжительности полета (Low Altitude Long Endurance (LALE))

> 500

3000

> 24

15–25

Средневысотные БпЛА большой продолжительности полета (Medium Altitude Long Endurance (MALE))

500–750

8000

24–48

100–500

 

 

 

 

 

Высотные БпЛА большой

 продолжительности полета

(High Altitude Long Endurance (HALE))

6000

20000

24–48

2500–5000

Ударные БпЛА (Unmanned Combat Aerial Vehicle (UCAV))

~ 1500

~ 12000

~2

>1000

Ударные БпЛА одноразового применения (Lethal (LET))

300

4000

3–4

250

Мишени, ложные цели (Decoy (DEC))

0–500

5000

< 4

150–500

Стратосферные БпЛА

> 2000

> 20000

> 48

> 2 500

 

Основным недостатком классификации, приведенной в таблице 1, является то, что многие из указанных классификационных признаков являются взаимозависимыми. Ввиду чего, их одновременное использование не позволяет получить непротиворечивую схему классификации БпЛА.

Для сравнения с зарубежной классификацией БпЛА рассмотрим отечественную, представленную в таблице 2 [5].

Таблица 2.

Российская классификация БпЛА

Класс БпЛА

Дальность действия, км

Продолжительность полета, ч

Взлетная масса, кг

Микро и мини БпЛА ближнего радиуса действия

25–40

1

5

Лёгкие БпЛА малого радиуса действия

10–70

4

5–50

Лёгкие БпЛА среднего радиуса действия

70–150 (250)

4–6

50–100

Средние БпЛА

150–1000

10

100–300

Среднетяжёлые БпЛА

70–300

8–13

300–500

Тяжёлые БпЛА среднего радиуса действия

100–400

6

>500

Тяжёлые БпЛА большой продолжительности полёта

1500

10–15

>1500

Беспилотные боевые самолёты

>1500

10

>500

 

Представленные классификации имеют ряд отличительных параметров. Например, некоторые классы зарубежной классификации отсутствуют в российской, легкие БпЛА в РФ имеют значительно большую дальность действия.

 

Список литературы:
1. Бондарев А. Н. Обзор беспилотных летательных аппаратов общего пользования и регулирования воздушного движения БПЛА в разных странах / А. Н. Бондарев, Р. В. Киричек. – Текст: непосредственный // Информационные технологии и телекоммуникации. – 2016. – № 4. – С. 13–23.
2. ГОСТ Р 57258–2016 Системы беспилотные авиационные. Термины и определения. = Unmanned aircraft systems. Terms and definitions: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 ноября 2016 г. № 1674: введен впервые: дата введения 2017-03-01 / разработан ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», ФГУП «НИИСУ» – Москва.: Стандартинформ, 2016. – IV, 12 с.
3. Иноземцев Д. П. Беспилотные летательные аппараты: теория и практика / Д. П. Иноземцев. – Текст: непосредственный // АТИП. – 2013. – № 2. – С. 49.
4. Ростопчин В. В. Современная классификация беспилотных авиационных систем военного назначения / В. В. Ростопчин. – Текст: электронный // Беспилотная авиация: [сайт]. – 2020. – URL: http://uav.ru/articles/bas.pdf (дата обращения: 17.03.2022).
5. Шаталов Н. В. Особенности классификации БПЛА самолетного типа / Н. В. Шаталов. – Текст: непосредственный // Перспективы развития информационных технологий. Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления. – 2016. – № 29. – С. 34–39.