Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С УЧАСТИЕМ ПРОКУРОРА В ЗАЩИТЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Курбеко М.Д., Карапетян М.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С УЧАСТИЕМ ПРОКУРОРА В ЗАЩИТЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 44(223). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/223/122233 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С УЧАСТИЕМ ПРОКУРОРА В ЗАЩИТЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Курбеко Мария Дмитриевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск
Карапетян Маргарита Артуровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск
Антонова Ольга Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск

 

Основным источником правового регулирования деятельности субъектов хозяйствования является Конституция Республики Беларусь, нормы которой закрепляют принципы правового регулирования деятельности иностранных юридических лиц на территории Республики Беларусь.

На сегодняшний день на территории Республики Беларусь все чаще происходит регистрация иностранных юридических лиц.

Главным критерием для определения национальности юридического лица является место, где юридическое лицо создано и утвержден его устав.

Иностранные юридические лица имеют право обращаться в суды, рассматривающие экономические дела, соблюдая правила подведомственности и подсудности, установленные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее ‒ ХПК), в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности [1, с. 20-45].

Согласно ст. 242 ХПК иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами Республики Беларусь [2].

Иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, участвующие в деле, должны представить в суд, рассматривающий экономические дела, доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. В случае непредставления таких доказательств, суд, рассматривающий экономические дела, вправе истребовать данные документы.

Прокурорский надзор, имеющий своей задачей обеспечение точного и единообразного исполнения и применения законов во всем государстве, является важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.

Законность и правопорядок зависят не только от норм материального, но и от эффективной реализации норм и принципов процессуального права. В соответствии с этим, участие прокурора в процессе может способствовать укреплению законности при рассмотрении дел в судах.

В экономических судах Республики Беларусь ежегодно рассматривается значительное количество хозяйственных (экономических) споров. В связи с этим особый интерес представляет действующий в хозяйственном процессуальном праве институт защиты прокурором интересов прав и законных интересов субъектов хозяйствования [3, c. 77].

Так, согласно ч. 2 ст. 6 ХПК прокурор имеет право на обращение в экономический суд как в целях защиты государственных и общественных интересов, так и в защиту интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций, не являющихся юридическими лицами (в том числе коллективов работников), и граждан, — в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Ниже рассмотрим отдельные положения статьи 66 ХПК, посвященной участию прокурора в деле.

Прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции предъявляет в экономический суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, а также вправе подать иск (заявление) в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия (ст. 66 ХПК).

В соответствии со ст. 66 ХПК необходимость получения согласия на подачу прокурором иска зависит от субъекта, защищаемого прокурором, и категории дела. Наличие государственного и общественного интереса исключает обязанность прокурора истребовать согласие (ч. 1 ст. 66 ХПК), в то время как защита частного интереса субъекта хозяйствования допускается только при получении положительного волеизъявления последнего (ч. 2 ст. 66 ХПК).

В ч. 1 ст. 66 ХПК закреплены только две категории дел, которые отождествляются законодателем с государственными или общественными интересами:

- об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- о признании недействительными сделок [2].

Исходя из анализа ст. 66 ХПК, можно заметить, что отсутствует упоминание о том, что прокуроры, выступая в качестве истца юридического лица, могут выступать в защиту иностранного юридического лица.

Для решения данного вопроса, обусловленного защитой иностранных юридических лиц на территории Республики Беларусь, целесообразно дополнить вышеуказанную статью абзацем следующего содержания: «к защите нарушенных прав иностранного юридического лица прокурор, в пределах своей компетенции предъявляет в экономический суд иск (заявление) с их согласия». Данное дополнение будет действовать как в государственных, так и в общественных интересах.

Таким образом, целесообразной является защита прокурором от лица государства иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь, в том числе ознакомление последних с национальным законодательством Республики Беларусь. Такая забота со стороны государства повышает международный имидж, что, в свою очередь, будет привлекать иностранные организации к осуществлению своей деятельности на территории Республики Беларусь.

 

Список литературы:
1. Каменков, В.С. Прокурор в гражданском и хозяйственном процессе (сравнительный анализ) : [по состоянию на 20.12.1998] / В.С. Каменков // Пром.-торговое право. – 1998. – № 7/8. – С. 4–46. 
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 15 дек. 1998 г., № 219-З: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобрен Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: с изм. и доп. от 01.07.2017 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. – Дата доступа: 20.12.2022.
3. Кеник, А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008. – 576 с.