Вина и институт деликтной ответственности органов государственной власти и их должностных лиц в советский период
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(48)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(48)
Вина и институт деликтной ответственности органов государственной власти и их должностных лиц в советский период
Известно, что после 1917 года в России произошли коренные изменения всего государственного устройства.
Сама суть и формация государства в корни поменялись. Ситуация была такова, что продолжительное время советское законодательство в сфере правосудия оставалось мягко говоря несовершенным.
Сразу же после октябрьского переворота был принят Декрет «О суде». [1] В статье 1 было указано, что упраздняются доныне существующие общие судебные установления, заменяя все суды, судами, образуемыми на основании демократических выборов.
Позже был принят ведомственный порядок обжалования действий должностных лиц. [2]
Должностным лицам и всем советским учреждениям вменялось в обязанность по требованию любого гражданина, желающего обжаловать его действия, составлять соответствующий протокол.
За грубые, неосновательные злоупотребления, равно и за отказ от составления такого протокола, лицо привлекалось к народному суду.
Далее было принято постановление, в соответствии с которым создавалось бюро жалоб и заявлений, в котором рассматривались все жалобы, содержащие сведения и указания на незаконность действий государственных органов и должностных лиц. [3]
Конституция РСФРС от 1918 года не имела норм, которые гарантировали бы гражданам право на возмещение причиненного государством вреда. [4]
Принято считать, что ответственность государственных органов за вред, причинённый их должностными лицами, впервые была закреплена в ст. 407 ГК РСФСР 1922 года.[5]
Из данной нормы следует, что, ответственность наступала только после того, как административный или судебный орган признавал действия должностного лица неправильными, ответственность была ограниченной, поскольку учреждение отвечало лишь в тех случаях, когда такая возможность предусматривалась тем или иным специальным законом, вина лица, причинившего вред, не была обязательным условием наступления деликтной ответственности.
Отметим, что судебная практика складывалась таким образом, что фактически ст.407 ГК РСФСР от 1922 года имела ограниченную сферу деятельности. Под неправильными служебными действиями понимались незаконные административные распоряжения должностных лиц, их неправовые действия в административной сфере деятельности учреждений. [6]
Новеллой было и правило о том, что учреждение было вправе сделать начет на должностное лицо в размере уплаченного потерпевшему вознаграждения. Следовательно, вводилось правило о регрессе требований государственного органа, возместившего вред, к лицу, которое причинило вред.
В Конституции СССР 1924 года право граждан на возмещение вреда, причиненного им незаконной властной деятельностью, не было закреплено [7]Дальнейшее развития института гражданско-правовой ответственности государственных органов был связан с принятием Основ гражданского законодательства СССР от 1961 года. [8]
Общие основания ответственности за причинение вреда содержались в ст. 88, в которой указывалось, что причинивший вред освобождался от его возмещения, если доказывал, что вред причинён не по его вине. А ч.2 ст. 89 Основ от 1961 года впервые установила, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается государством в полном объеме независимо от вины должностных лиц. Далее был принят ГК РСФСР от 1964 года. [9] Статья 446 ГК РСФСР от 1964 года полностью повторяла положения, содержащиеся в Основах гражданского законодательства СССР от 1961 года.
Прогрессивным шагом в развитии института гражданско-правовой ответственности органов государственной власти стало закрепление на конституционном уровне права на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций; а также должностных лиц при исполнений ими служебных обязанностей. [10]
В дальнейшем ВС СССР принял указ, в соответствии с которым устанавливались правила ответственности органов дознания, следствия, прокуратуры и суда за вред, причинённый неправильными служебными действиями. [11] Причиненный в результате ущерб возмещался государством в лице его соответствующих органов за счет средств государственного бюджета. В 1991 году были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. [12] Однако данный нормативный акт так и не был введён в действие, поскольку СССР распался.
Немного позднее ВС РФ выпустил постановление, которым Основы гражданского законодательства были введены в действие в той части, в которой они не противоречат Конституции и другим законам РФ, принятым после провозглашения независимости РФ. [13] Таким образом, советское наследие оказало безусловное влияние на ныне действующее законодательство.
Представления о вине, как условии наступления гражданско-правовой ответственности, получили своё окончательное оформление. В целом, представления о вине государственных органов, сложившиеся в ГК от 1964 года, были «впитаны» ГК РФ.