Статья:

МОДЕЛЬ ЗРЕЛОСТИ НАЛОГОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Чубова В.А. МОДЕЛЬ ЗРЕЛОСТИ НАЛОГОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 11(190). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/190/107300 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОДЕЛЬ ЗРЕЛОСТИ НАЛОГОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Чубова Виктория Алексеевна
магистрант высшей школы правоведения, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается возрастающая значимость цифровизации в деятельности налоговых органов в Российской Федерации с позиции предложенной организацией экономического сотрудничества и развития модели зрелости налоговых администраций стран мира

 

Ключевые слова: экономическая информация, налоговый орган, налогоплательщик, ФНС, налоговое администрирование, налоговые проверки, информационное обеспечение, правовое регулирование налоговых проверок, цифровизация, интернет-технологии, электронная коммерция.

 

Внедрение электронной коммерции, рост темпов передачи данных и развивающиеся с большой скоростью информационные технологии оказывают постоянное влияние на эволюцию налогового контроля в современном мире. Имеет место прямая зависимость качества и эффективности проведения налоговых проверок от уровня оснащенности деятельности налоговых органов программными продуктами и предоставляемыми электронными сервисами. Использование фискальными органами современных коммуникационных технологий активно поддерживается государством – это дает им возможность налаживать с налогоплательщиками партнерские взаимоотношения, что для становления в государстве эффективной налоговой системы – важнейший фактор.

Актуальность выбранной темы исследования обуславливается возрастающей ролью информационных ресурсов деятельности налоговых органов, обеспечения ими налоговых проверок, а также существованием ряда разносторонних проблем в области их законодательного регулирования, нуждающихся в углубленном анализе и изучении.

Внедрение информационных технологий является основополагающим элементом в налоговой системе Российской Федерации, позволяющий принимать, обрабатывать, анализировать и хранить экономическую информацию.

«Экономическая информация отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, связана с общественным производством, поэтому экономическую информацию также называют производственной. Экономическая информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, периодическим обновлением и преобразованием, использованием логических операций и выполнением относительно несложных математических расчетов». [1] [1,122]

Внедрение информационных технологий в нашей стране в деятельность органов исполнительной власти произошло относительно недавно и на данный момент Федеральная Налоговая Служба занимает первое место в Российской Федерации в сводном рейтинге с 2014 г. по 2019 г. ИТ-расходов, затрачиваемых на информатизацию своей деятельности, в тройку также входят Пенсионный Фонд Российской Федерации и Минком связь. Если говорить о 2020 г., то налоговые органы заняли второе место. [2]

Одним из важнейших направлений в развитии правового обеспечения налогового контроля в Российской Федерации является грамотное выстраивание партнерских взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, поскольку лояльность, осведомленность о налоговом законодательстве страны, наличие в нем инструментов, позволяющих оптимизировать свою деятельность физическим и юридическим лицам выступают основой в формировании налоговой культуры страны и эффективными средствами повышения собираемости налогов. Следует отметить объективный факт того, что в нашей стране налоговая культура находится на низком уровне, например, не все знают об эффективных средствах налоговой оптимизации своей деятельности, или возможности получения налоговых вычетов по законным основаниям. Но цифровизация деятельности налоговых органов дала весомый импульс для развития многих сфер налоговой системы Российской Федерации. Например, создание веб-сайта «Личный кабинет налогоплательщика» позволило многократно упростить процедуру подачи налоговой декларации, а с учетом наличия межведомственного взаимодействия налоговых органов с другими органами исполнительной власти и функционирования искусственного интеллекта, благодаря которым в личном кабинете налогоплательщика автоматически загружаются основные данные о нем, его доходах, имуществе и др., дало возможность автоматического заполнения расчетов и деклараций, что существенно облегчило задачу налогоплательщиков. Таким образом, совершенствование информационного обеспечения деятельности налоговых органов идет на пользу не только фискальным органам, но и налогоплательщикам, что повышает уровень лояльности к налоговому администратору и меняет отношение самих налогоплательщиков к налогам. На данном примере видно, что проникновение информационных технологий в деятельность налоговых органов является многоступенчатым и достаточно сложным механизмом, в котором задействованы не только структуры налоговых органов, но и множество других инструментов, благодаря которым возможна информатизация.

Центр налоговой политики и администрации организации экономического сотрудничества и развития совместно с Африканским форумом налогового администрирования подготовили отчет о поддержке цифровизации налоговых органов, в котором разделили налоговые администрации стран мира по уровню развития и зрелости на пять уровней, а также выделили основные элементы зрелой налоговой администрации.

Рассмотрим на Рисунке составные элементы зрелой налоговой администрации.

На данной модели можно увидеть определенные признаки зрелости налоговой системы государства, которые являются ориентировочными, а не определяющими при присвоении той или иной администрации определенного уровня развития. Тем ни менее, обладая определенным набором признаков, налоговая администрация конкретной страны может определить для себя на каком уровне она находится и что в системе является слабым звеном, которое необходимо усовершенствовать, чтобы деятельность фискальных органов становилась эффективней и удобнее для всех субъектов налогообложения.

Не все ориентировочные признаки для определенного уровня зрелости обязательно будут присутствовать в конкретной налоговой администрации.

 

Рисунок. Модель зрелости налоговой администрации [3]

 

Классификация уровней цифровизации деятельности налоговых органов:

1 уровень - Формирующийся: этот уровень представляет налоговые администрации, которые уже достигли определенной степени развития, но они могут добиться значительного прогресса в области цифровизации. Описания этого уровня сосредоточены на том, что есть, а не на том, чего нет, в то же время отмечаются некоторые ограничения.

2 уровень – Прогрессирующий: этот уровень представляет налоговые администрации, которые провели или проводят реформы в области цифровизации в рамках продвижения к среднему уровню передовых налоговых администраций.

3 уровень - Устоявшийся: этот уровень представляет налоговые администрации, которые выводят часть своих услуг и сервисов в Интернет-пространство, а также существует система аутентификации налогоплательщиков.

4 уровень – Лидирующий: этот уровень представляет налоговые администрации, которые внедряют большое количество услуг и сервисов в свою деятельность через Интернет-пространство, мобильные приложения для налогоплательщиков. Стоит отметить, что лидирующая позиция этого уровня проявляется на основании того, что на этом уровне представлено цифровое проникновение в деятельность налоговых органов, которое в принципе возможно на данный период времени.

5 уровень –  Продвинутый: этот уровень обладает теми характеристиками налоговых администраций, которые могут быть доступны и возможны в долгосрочной перспективе, но, стоит отметить, что достичь этого уровня развития деятельности налоговых органов крайне сложно по причине того, что это напрямую связано не только с необходимостью широкого межведомственного сотрудничества внутри страны, но и потребностью в выстраивании системы цифровизации всего общества в целом, на основе доступа к широкому спектру источников данных, использования искусственного интеллекта и взаимодействия налоговых администраций большинства стран мира друг с другом.

Основными элементами модели выступают такие понятия, как:

- Цифровая идентификация налогоплательщиков,

- Виды точек соприкосновения налогоплательщиков с налоговой администрацией,

- Управление данными и стандарты,

- Управление и применение налогового законодательства,

- Кадровые ресурсы налоговых органов,

- Структура управления.

Цифровая идентификация. В Российской Федерации налогоплательщиков идентифицируют с помощью идентификационного номера налогоплательщика, присеваемого ему при постановке на учет в налоговом органе. Также, налогоплательщик может получить логин и пароль для входа в личный кабинет налогоплательщика в любом отделении налоговой инспекции или в Многофункциональном Центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), кроме того, вход в личный кабинет налогоплательщик может осуществить через свою электронную квалифицированную цифровую подпись, если у него на персональном компьютере установлен плагин для работы с сертификатом или через единую систему идентификации и аутентификации. Цифровая идентификация поддерживает процессы налогообложения, включая безопасные налоговые счета в режиме реального времени.

Точки соприкосновения налогоплательщиков с налоговой администрацией. Федеральная налоговая служба Российской Федерации имеет свой официальный веб-сайт в сети Интернет, в котором представлена широкая база данных с актуальной информацией о налогообложении, выложены нормативно-правовые акты, регулирующие налогообложение, представлено более 50 сервисов и государственных услуг, такие как: регистрация бизнеса, личные кабинеты налогоплательщиков, сведения из реестров и проч., существует бот-система – электронная система, позволяющая уточнить интересующий вопрос в любое время, горячая линия телефонной связи, также, взаимодействие можно выстроить направив электронное или письменное заявление в налоговый орган, либо нанести личный визит в инспекцию.

Управление данными и стандарты. Федеральная налоговая служба Российской Федерации имеет разветвленную систему хранения и использования данных, основанную на работе искусственного интеллекта. Существует система обмена данными с органами исполнительной власти, на основании официальных запросов. Разработана система электронного взаимодействия проведения удаленной налоговой проверки в режиме реального времени (налоговый мониторинг) при поддержке искусственного интеллекта.

Управление и применение налогового законодательства. Налоговая принимает участие в разработке и проверке применения налогового законодательства налогоплательщиками. В Налоговом Кодексе Российской Федерации установлено право налогоплательщиков получать бесплатную информацию по применению в своей деятельности налоговых правил, которую предоставляют налоговые инспекторы. Активно реагирует на недоработки законодательства и внедряет новые положения в нормативно-правовые документы.

Кадровые ресурсы налоговой администрации. В налоговых инспекциях действует система градации кадров, налоговым инспекторам присваивается определенный уровень, по мере совершенствования знаний и навыков он повышается. Существует система мотивации и обучения персонала.

Структура управления. В целом цифровизация деятельности направлена на выстраивание эффективного взаимодействия во внешней среде, т.е. с налогоплательщиками, другими ведомствами, поскольку внутренняя система управления данными выстроена и реализуется с помощью искусственного интеллекта. Создаются пилотные проекты, основанные на выстраивании взаимоотношений между фискальными органами и налогоплательщиками на основе партнерских правоотношений, взамен властного, горизонтального характера отношений.

Исходя из вышеизложенной характеристики цифровизации налоговой администрации в Российской Федерации, можно сделать вывод о наличии комбинированного уровня зрелости налоговых органов: лидирующий и продвинутый. Наш уровень очень высок, но не достигает продвинутого уровня, поскольку, как было сказано ранее, этот уровень предусматривает максимальное внедрение цифровых систем налогообложения в естественную среду налогоплательщиков, а главное, он выходит за пределы границ одной страны, и сосредоточен на выстраивании такой системы налогообложения, у которой в приоритете - создание системы трансграничного взаимодействия с налоговыми администрациями других государств, что является для нашей страны на данный момент не досягаемым.

Поскольку уровень цифровизации налоговых органов в нашей стране достигает среднего значения между лидирующим и продвинутым уровнями, необходимо обратить внимание на те шаги, которые необходимо предпринять для дальнейшего развития информационного обеспечения администрации. Поскольку последний уровень в классификации предполагает тесное взаимодействие налоговых администраций различных государств в части обмена информацией, необходимо создание платформы самообслуживания налогоплательщиков, которая была бы эффективной не только при налогообложении внутри страны, но и при перемещении и ведении хозяйственной деятельности субъекта налогообложения в различных государствах. Предполагаемая выгода для налогоплательщика состоит в получении актуальной информации о налогообложении в конкретной юрисдикции, возможность бесплатной консультации по вопросам налогообложения, отсутствие необходимости посещения налоговых органов в других странах (при наличии возможности удаленной регистрации налогоплательщика в конкретной стране), автоматическое распределение доходов и расходов, совершаемых в разных юрисдикциях, автоматизированная выгрузка информации для формирования отчетности, передача отчетности в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи, защита данных посредством двухфакторной аутентификации при входе на платформу. Налоговым органам создание данной системы взаимодействия будет полезным в части получения дополнительной информации о налогоплательщиках, ведении ими хозяйственной деятельности, выхода бизнеса из теневого сектора экономики, снижение объема размывания налоговой базы, искусственного смещения центра прибыли и вывода прибыли из-под налогообложения. Кроме того, автоматизирование данной платформы должно быть выстроено таким образом, чтобы при налогообложении, учитывались положения Соглашений об избежании двойного налогообложения, пописанные с конкретной стороной.

 

Список литературы:
1. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении : учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов [и др.] ; под редакцией В. В. Трофимова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 542 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00259-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412460 (дата обращения: 13.03.2022),
2. Интернет-портал Госрасходы : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - [Электронный ресурс]. - URL: https://spending.gov.ru/analytics/ratings/it/ 
3. OECD (2020), Tax Administration 3.0: The Digital Transformation of Tax Administration, OECD, Paris. 
4. OECD (2021), Digital Transformation Maturity Model, OECD Maturity Model Series, Forum on Tax Administration, OECD, Paris.