Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кузнецова С.Д. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122362 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Кузнецова Светлана Дмитриевна
студент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Жизнь современного общества основана на всех ускоряющихся темпах развития науки и внедрения цифровыых технологий во все сферы деятельности человека. Чтобы остаться независимым и успешным, нашему государству необходимы личности, генераторы креативных идей с активной гражданской позицией. Следовательно, это требует изменений в системе образования, на что направлена реализация ФГОС НОО, который определил качественную личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы.

 

Ключевые слова. Креативность, младший школьник, дидактические игры, творчество, развитие, личность, начальное образование.

 

В современную эпоху становится актуальным вопрос об исследовании креативности, в нынешнее время от человека требуют творческий подход к урегулированию возникающих трудностей. В связи с этим развитие креативной личности, которая может нетрадиционно мыслить, в кратчайшие сроки предоставлять множество оригинальных идей и путей решения проблем приобретает социальную важность.

Развитие творческого потенциала обозначено как одно из приоритетных стратегических направлений развития российского образования. В школьном возрасте складываются благоприятные предпосылки для присвоения креативных образцов и преобразования собственного опыта творческой деятельности [4, С. 159].

Понятие «креативность» в современной науке трактуется как многомерное и многоаспектное понятие. В широком смысле – это самостоятельный феномен, который представляет собой единую целостную систему и функционирует во всех сферах жизни человека как: креативный процесс, креативный продукт – результат творческого процесса и свойства (качества) личности креативного типа. В узком же смысле, креативность определяется как общая универсальная способность к творчеству.

Креативность развивается и изменяется в целенаправленной, сознательно организуемой деятельности, при этом формирование креативности обусловлено как социальными факторами, так и психолого-педагогическими условиями. Поэтому, изучение понятия «формирование креативности» в педагогическом аспекте видится наиболее значимым. Понятие формирование как создание, пристройка, изменение формы, но и изменение содержания употребляется в двух смыслах:

1) формирование личности как ее развитие, его процесс и результат – психологический подход;

2) формирование личности как целенаправленное воспитание – педагогический подход.

Вопрос о формировании креативности в педагогическом плане имеет важный возрастной аспект. Анализ литературы показывает, что исследователи в качестве благоприятного времени формирования креативности личности рассматривают разные возрастные периоды. Большинство исследователей подчеркивают, что школьный возраст является наиболее сензитивным для развития креативности.

Творческая успешность взрослого человека зависит от тех новообразований, которые были сформированы в школьном возрасте. Поэтому наиболее продуктивна педагогическая траектория, согласно которой креативность на ранних возрастных этапах рассматривается и развивается как общая, универсальная способность. Следовательно, развитие креативности – педагогический ориентир в работе каждого учителя. Исследователи выделяют разные критерии креативности, рассмотрим основные из них:

– способность к постановлению и обнаружению проблемы;

– способность выдвигать новые идеи;

– способность улучшать и детализировать;

– способность анализировать и синтезировать;

– способность создавать оригинальные идеи, отличающиеся от других;

– способность продуцировать большое количество идей.

Развитие личности школьника, его творческих способностей – одна из главных целей ФГОС НОО. Выделяют основные показатели креативности, характеризующиеся следующими признаками:

  • наличие интеллектуальной творческой инициативы;
  • широта категоризации – неожиданное использование предмета;
  • беглость мышления;
  • гибкость мышления; оригинальность мышления.

Так одной из форм развития креативности у младших школьников является дидактическая игра. Дидактическая игра определяется как метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи. Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к урокам русского языка. Главное значение дидактических игр – это значительное повышение познавательного интереса у младших школьников.

В младшем школьном возрасте ведущей формой деятельности становится учение. Но, несмотря на это, игра продолжает занимать важное место и оказывать положительное влияние на формирование личности младшего школьника и познавательное развитие, в частности. Многие исследователи, раскрывавшие важную роль игры в развитии детей, отмечали, что, воздействуя на обучающихся эмоционально, игры активизируют мыслительную деятельность обучающихся, благодаря играм учебный процесс становится более привлекательным и интересным.

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Например, в зависимости от:

– целей и задач учебной игры;

– формы проведения;

– способа организации;

– степени сложности;

– количественного состава участников [5, 120].

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д.

Содержание дидактической игры создает условия для развития познавательных действий, так как для достижения результата в игре необходимо анализировать, сравнивать, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Дидактические игры определяют как один их видов с правилами, которые создаются для обучения и воспитания. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время позволяют решать и воспитательные и развивающие задачи [3, С. 335].

Эффективными в процессе изучения лексического материала на уроках русского языка являются:

– дидактические игры, элементы интересной грамматики;

– упражнения, стимулирующие к поиску, размышлений, для работы с дополнительной литературой, к наблюдению над фактами языка, над выразительностью;

– самостоятельное составление упражнений; задания творческого характера;

– лингвистические задачи, шарады, ребусы; элементы соревнования, проблемно-поисковые задачи; нестандартные уроки [1, С. 145].

Основной акцент, который мы ставим при реализации дидактических игр на уроках русского языка, заключается в том, что каждая игра, предложенная детям, должна являться многофункциональной и помогать решать целый комплекс задач, связанных с развитием креативности. На уроке русского языка использование дидактических и других видов игр преимущественно связано с осуществлением контроля за действиями ребенка. На уроках русского языка мы предлагаем использовать такие дидактические игры, как, например: «Не подведи свой ряд», «Путаница», «Буквы потерялись», «Найдите пару», «Отвечаю проверяя» и т.д. Игры, в которых обучающимся необходимо для игрового сюжета осуществлять какую-то работу с информацией, способствовуют развитию умения работать с информацией у обучающихся. Кроме того, игры по русскому языку и литературе являются достаточно сложными, дифференцировка заданий по данным играм способствует укреплению взаимоотношений между сверстниками в классе [2, С. 334].

При включении младших школьников в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности на уроках русского языка резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается, происходит активизация мыслительной деятельности, возрастает уровень внимания на уроке, стимулируется развитие речи, формируется орфографическая зоркость, повышается познавательный интерес и работоспособность.

 

Список литературы:
1. Вахитова Ф.Ш. Использование дидактической игры на уроках русского языка в младших классах // Инновационно-технологическое развитие науки. сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. – 2017. – С. 145-146
2. Есенбаева А.Т. Применение дидактических игр при обучении русскому языку детей дошкольного возраста с национальным языком обучения // Современная наука: теоретический и практический взгляд. материалы V Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 28-32.
3. Кириленко А.В. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка средствами проблемных задач и дидактической игры // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 1. – № 11 (28). – С. 335-339
4. Матюшичева М.И. Развитие креативности и социально- психологическая адаптация младших школьников в разных условиях обучения // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего. V Всероссийская c международным участием научно-практическая конференция 100-летию Института детства Герценовского университета посвящается. – 2019. – С. 158-164.
5. Чавро Т.В. Возрастные особенности развития креативности младших школьников // Итоги научных исследований ученых МГУ имени А. А. Кулешова 2021 г. Материалы научно-методической конференции. Под редакцией Н.В. Маковской, Е.К. Сычовой. – Могилев, – 2022. – С. 119-120.